Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.
Воспитание и обучение детей – кардинальная задача современного российского образования. Сегодня, в век научно-технического прогресса, на рынке труда востребованы грамотные, образованные, творческие кадры. В связи с этим, согласно ФГОС II поколения и в соответствии с Законом РФ «Об образовании», современная школа призвана выполнить запросы семьи, общества и государства.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» писал В.А.Сухомлинский
Современные дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому мы и поставили следующие цели и задачи:
- развивать детскую фантазию, причинно – следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;
- развивать умение сочинять рассказы и сказки;
- решать сложные проблемные задания;
- формировать любознательность;
- стремление к познанию нового, неизведанного;
- формировать умение мыслить логически, нестандартно;
- развивать речь, логику мышление;
- повышать мотивацию к самосовершенствованию.
Наша задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
- Поощрять сомнения. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми.
- Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое.
- Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Я считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик
может реализовать свои эмоциональные, потребности. Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Хочу предложить следующую работу в этом направлении. При организации любой деятельности я вспоминаю это выражение:
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Я обращаю внимание на каждого учащегося и стараюсь построить урок так, чтобы каждый ученик оказался вовлечённым в процесс творческой деятельности, почувствовал уверенность в своих силах. В своей практике обучения использую сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию творческого воображения детей, учат анализировать, находить различия и проявлять смекалку. Творчески преобразовывая материалы учебников, ребята фантазируют, играя, вживаются в образ (прием персонификации), уроки получаются интересными и легко запоминают программный материал. Я глубоко убеждена, что творчество в любом его проявлении, способно активизировать процесс мышления, вызвать интерес к изучению предметов. Необходимо раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках и во время внеклассных мероприятий.
1.Что на что похоже.
Дети загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.
2. “Развиваем логику”. Этот приём можно использовать на уроках русского языка.
По определению назови слово:
– хрустящий, зелёный, пупырчатый;
– маленькая, пугливая, компьютерная;
– интересная, толстая, библиотечная.
После таких заданий всегда предлагаю детям придумать два- три аналогичных примера.
3. “Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами:
2780 |
37281 |
4756101 |
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
4.“Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…
- Составьте как можно больше слов по конструкции: с- – о (село, сено, сало…)
- Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, – гора – алмаз – зима).
5.“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
6.“Четвёртое лишнее”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления. Такие задания можно использовать во всех уроках.
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
– Корова, медведь, лиса, заяц.
– Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
– Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.
7.“Ребусы, анаграммы”.
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:
У |
(подушка) |
|
ОД |
(народ) |
|
100Л (стол) |
Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
8. “Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.
- Глухой – ф, звонкий -…
- Предпоследняя буква в слове “ветер”.
- Стоит за буквой Р.
- Суффикс в слове “речной”.
- Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Перескажите сказку от своего имени.
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».
6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?
На уроках литературного чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные задания.
Например:
- подобрать слова сходные или противоположные по смыслу;
- продолжить рассказ;
- составить памятку;
- придумать сказку, слова, словосочетания;
- составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием;
- распространить предложение;
- составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений;
- нарисовать словесную картинку к рассказу;
- озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения
При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»;
«Угадай предмет», «Угадай героя»
Во внеурочных занятиях использую следующие приёмы.
“Круглый стол” – игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:
Больше всего в себе мне нравится…
Я такой же, как все, потому что…
Я хотел быть…
Моя любимая игра…
Мне кажется, что мое имя означает…
Я бы хотел узнать о…
Мне грустно, когда…
Я хотел бы быть более…
Когда-нибудь, я надеюсь…
“Загадай желание” – так же сидят кругом и загадывают желания…
Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
Если бы я стал птицей, я бы …
Если бы я был деревом, я бы…
Если бы я был машиной, я бы…
Если бы я был нашей страной, я бы…
Применение на уроках технологии критического мышления также позволяет развитию творческих способности детей, креативности, помогают оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Остановимся на несколько приёмов, которые известны многим учителям.
Приём «Корзина идей»
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
– В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода.
А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
«Отсроченная догадка»
Дети высказывают предположения по заявленной теме урока.
Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.
Например, урок в 3 классе по теме “Части речи” начинается с того, что на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.(В учебнике 3 класс, похожее пред) В конце урока ученики должны назвать в предложении самостоятельные части речи.
Таким образом, прием «Отсроченная догадка» используется на уроке с целью привлечения внимания детей, развития мышления и воображения.
«Проблемный вопрос»
Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
Например:
– Когда появились первые печатные книги на Руси?
– Как вы понимаете термин “однородные члены предложения?
– Как образуются слова?
«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество “ветвей” не ограничено), и, наконец, “листья” – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Например, работа над рассказом Толстого “Прыжок”
1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (Дети предполагают, что об обезьянках, т.к. на иллюстрации обезьяна, или о цирке, где гимнасты исполняют прыжки, или о прыжках в воду.
2. Как вы думаете, что будет делать мальчик?
– Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу?
– А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?
– Давайте прочитаем и проверим, как будут развиваться события.
3. – Что же будет дальше, как вы думаете?
– Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится?
– А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?
– Давайте читать дальше
«Круги по воде»
Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Например, при изучении темы “Глагол” у нас с ребятами получилось вот такое исследование по теме:
Г – главный член предложения
Л – легко изменяется по родам
А – а так же по числам
Г – говорить, глядеть, гладить – неопределенная форма
О – очень часто – сказуемое
Л – лучше не пытаться определить падеж
При изучении темы “Почва”
П – перегной
О – очень нужна
Ч – человек, береги!
В – воздух, вода в ее составе
А – Арктика, Антарктида – ее нет
«Чтение с остановками»
Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
При работе над текстом Н. Г. Гарина-Михайловского “Тема и Жучка”использовался метод чтения с остановками.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, о чем этот рассказ?…..
Давайте читать и посмотрим, кто из вас оказался прав?
Чтение рассказа до слов ….брезжил начинающийся рассвет
– Где происходит действие рассказа?
– Каким вы представляете Тему?
– Как вы думаете, сколько ему лет?
– Почему мальчик интересуется собакой?
– Что будет дальше?
Метод «Думательных шляп». Этот метод называют «6 шляп»
Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа: статистическая.. . Сколько?
Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная. Что понравилось?
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа: негативная. Что не понравилось?
Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл – сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа: позитивная. Что хорошо?
Желтый – это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа: творческая. Задания творческие.
Зеленый цвет – это обновление, рост.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая. Почему?
«Cинквейн» – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка – предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.
Синквейн может так же писаться членами одной команды совместно
Например, при чтении рассказа Л. Н. Толстого “Прыжок” детьми были составлены следующие синквейны:
1. Прыжок 1. Обезьяна
2. Опасный, необдуманный 2. Хитрая, ловкая
3. Лез, цеплялся, отпустил 3. Взобралась, зацепила
4. Сын капитана боялся насмешек 4.Мартышка сорвала шляпу с головы мальчика
5. Спасение 5. Выстрел
«Письмо учителю»
Учитель предлагает учащимся написать «Письмо учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Памятка написания письма.
1. Я прочитал(а) рассказ
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ учит меня
Все формы занятий должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
Свое выступление хочу закончить словами Б.В.Асафьева:
«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большой интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает».