Мухотдинов Энвер Ягферович
МБОУ «СОШ №41»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Учителем физики работаю с 1993 года. При общем трудовом стаже 44 года, педагогический стаж составляет 40 лет, стаж работы в данной школе – 3 года, высшая квалификационная категория.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Профессиональный рост необходим любому человеку. Он дает ощущение стабильности, уверенности в будущем, не позволяет «сгореть» на работе. Для тех, кто работает с детьми, это особенно ценно, поскольку совершенствование педагога, его работа над собой чувствуется юными подопечными и положительно влияет на них. В решении этой задачи большую роль играют различные педагогические конференции, конкурсы педагогического мастерства, предметные олимпиады и тесты. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень, мастерства и дальнейшее применение опыта положительно влияют на качество образования.
Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу. Современный педагог — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
Учитель физики 21 века – это: – гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; – умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; – умеющий организовать рефлексивную деятельность; – обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
В современных социокультурных условиях все больше распространяется подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования “всесторонне развитой личности” приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.
Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников.
Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, К. Д. Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Каковы же пути развития преподавателя?
1. Самообразование и саморазвитие.
Одним из основных способов для развития собственного профессионального мастерства считается самообразование учителей. Ориентация методической работы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, потому что расширение культурного кругозора, способность к самокритике – это задаток удачного становления мастерства и творческого потенциала личности учителя. Целью работы над темами самообразования считается постоянное повышение преподавателями собственного профессионального уровня.
2. Изучение истоков
Для любого прогресса и роста нужна хорошая основа. В первую очередь это труды великих учителей и педагогов прошлого. Мнение, что старые учебники и приемы малоэффективны в 21 веке, не совсем правильное. Нередко идеи прошедших лет получают переосмысление и «второе дыхание». Несмотря на то, что многие работы педагогов читались еще в институте, полезно их перечитать и посмотреть на них с высоты своего педагогического опыта.
3. Обращение к современным методикам
Наш мир стремительно меняется, а вместе с ним — и дети. Важно не только периодически обновлять свои теоретические и практические знания, но и использовать инновационные способы подачи материала. Использование слайд-презентаций, онлайн-экскурсий, аудио- и видеозаписей повысит интерес школьников. Умение обращаться с гаджетами, а также осведомленность в сфере новинок информационных и компьютерных технологий, — значимые в наше время качества педагога и прибавляют «веса» со стороны учеников.
4. Повышение квалификации
Это отличный вариант для тех, кто желает качественных изменений и обновления своих знаний и навыков. Такие курсы предоставляются учебными заведениями дополнительного профессионального образования. Если вас не устраивает их качество преподавания, стоит поискать мастер-классы и лектории, которые проводятся признанными педагогами. Их стоимость может быть выше, однако и эффективность намного выше.
Еще один удобный источник знаний сегодня — веб-семинары и дистанционные курсы. Они проходят в онлайн-режиме, а учиться можно не выходя из дома.
5. Профессиональная переподготовка
Не стоит останавливаться на одной дисциплине. Кроме погружения в свою профессию и наработки опыта, не лишним будет изучение еще одного учебного предмета. Вдобавок к приобретенным знаниям, вы посмотрите под другим углом на свой предмет. Специализация социального педагога или педагога-психолога углубляет понимание детской психологии, особенностей их поведения и способствует налаживанию коммуникации. При желании вы можете даже записаться на курсы актерского мастерства или вокала. Контроль над своими жестами, мимикой и голосом немаловажны в педагогической деятельности, хотя многие об этом забывают.
Ко всему прочему, наличие двух специальностей дарит убежденность в своих способностях, повышает самооценку и расширяет перспективы.
6. Знакомство с популярными образовательными СМИ
Публицистические издания и сайты, посвященные образованию, — настоящий кладезь как для учителей-предметников, так и для педагогов-организаторов. На бумажных и виртуальных страницах публикуются статьи о новейших идеях и технологиях. Профессионалы делятся планами-конспектами уроков и мероприятий, рабочими программами, методическими пособиями и презентациями.
Кроме того, всё чаще учителя создают свои собственные сайты. Это может быть тематический паблик в соцсетях, блог или портфолио. Ведение веб-сайта, наполнение его контентом, поддержка заинтересованности аудитории требуют много времени, усилий и владения большим объемом информации, а значит, вам придется хорошо потрудиться.
7. Обмен опытом с коллегами
Вы можете договориться о посещении занятия или открытого урока как преподавателя вашей дисциплины, так и совершенно иной, даже не смежной. Дело ведь не столько в самом предмете, сколько в методике изложения материала и общении с классом, проведении опросов, разрешении спорных ситуаций. Если есть возможность, обязательно ознакомьтесь с образовательным процессом в других школах. Замкнутость в одном круге общения препятствует обогащению новыми, иногда необычными и нестандартными, идеями. Посмотреть методические разработки других педагогов, а также опубликовать свои.
8. Членство в профессиональных сообществах
Обсуждать события из педагогической и научной жизни, интересные идеи и проекты можно как в дружной компании школьных учителей, так и в интернет-сообществах. Не избегайте коллектива коллег, вступайте в группы в социальных сетях. Общение с большим количеством людей, коллективное обсуждение неоднозначных вопросов развивает коммуникативные навыки, позволяет научиться новому быстрее и видеть проблему под разными углами. А простой разговор о наболевшем облегчит переживания и успокоит в конце тяжелого рабочего дня.
9. Участие в конференциях и семинарах
Всегда будьте в курсе того, где и какие проводятся конференции. От местных региональных до всероссийских или даже международных — посещайте их при любой возможности. Если у вас есть разработки, статьи, идеи — примите участие. Некоторые учебные организации материально поддерживают подобные инициативы. Но по-настоящему важна не финансовая сторона. Прослушанные выступления или собственный доклад — источник драгоценного опыта.
Как ни странно, но главное в профессии учителя — постоянно развиваться и учиться самому.
Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать «Учителем с Большой буквы».
Конечно, участие в любых конференциях, конкурсах – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, педагогические наработки а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.
Педагогических конкурсов сегодня огромное множество.
Конкурсы, в которых результат профессиональной деятельности за определенный срок отражен в портфолио – «Конкурс лучших учителей города, региона, РФ» и т.д.
«Конкурс – это: – смотр педагогических талантов, но для каждого участника конкурс – это что-то особое, личное; – тренинг профессиональный, личностный, это толчок для участия в других соревнованиях, конкурсах; – соревнования со своим страхом, боязнью выступить перед большой или новой аудиторией; – возможность узнать, какой ты учитель, возможность реализовать себя, возможность выйти во внешнюю среду.
Все, что Вы делаете, не проходит бесследно. Это огромный опыт. Самообразование. Самовоспитание. Саморазвитие Самосовершенствование. При подготовке к конкурсу каждый участник окунается в море информации. Исследует, обрабатывает, систематизирует огромный пласт материала. Реализация творческого потенциала. Многие открывают в себе творческие способности, демонстрируют свой опыт. Новый круг общения на профессиональном уровне. Часто для подготовки участника сплачивается, а потом дружит целая команда единомышленников.
Изучение передового педагогического опыта. Принять опыт другого –это открытие нового для себя.
Безусловно, все мероприятия педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег.
Нужно отметить, что они позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
“Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Главный человек для меня – ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель, видеть смысл в любом деле». Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм.