Гордова Галина Дмитриевна
учитель физики
МБОУ СОШ № 16 г.Бугульма
Рабочая программа дополнительного образования «Юный исследователь» для обучающихся 8 классов по техническому направлению.
Программа рассчитана на 1 год обучения, количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 70.
Актуальность программы определена тем, что дополнительное образование обучающихся в области естественных наук в 7-8 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Новизна программы заключается в:
- экспериментальном подходе к определению физических закономерностей;
- возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;
- прикладном характере исследований;
- развернутой схеме оценивания результатов изучения программы.
Цель программы: формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Задачи:
- формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
- формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.
Планируемые результаты освоения курса дополнительного образования
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;
- формирование ценностных отношений другк другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, – применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взглядыи убеждения, вести дискуссию;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять ихна практике;
- использование различных источников для получения научной информации;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действийв нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Предметные результаты:
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
- умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование представлений о закономерной связи и познаваемостиявлений природы, об объективности научного знания;
- формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
- развитие умения планировать в повседневной жизни свои действияс применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
- формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники.
В познавательной сфере:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
- умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.
В трудовой сфере:
- проводить физический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В результате изучения курса внеурочной деятельности ученик научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знанийосновные свойства или условия протекания этих явлений;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихсязнаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины;
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневнойжизни, экологии, быту, охране окружающей среды‚ технике безопасности;
- выбирать и изготавливать модели;
- защищать работы и проекты исследовательского характера.
Содержание
Содержание курса дополнительного образования |
Форма организации |
Введение. Физика и эксперименты (7 ч) Физика, человек и техника.Методы измерения физических величин. Эксперимент как важный метод научного познания природы. Занимательные эксперименты по физике из подручных материалов. Физические приборы. |
БеседаРешение кейсаПрезентацияПрактические работы:Измерение толщины тетрадного листа.Изготовление и градуирование мензурки.Изготовление физической модели водяных часов.Изготовление физической модели солнечных часов.Изготовление физической модели фильтра.Изготовление физической модели нониуса. |
Тепловые явления (14 ч)Тепловое расширение тел. Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации.Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.Влажность воздуха на разных континентах. Приборы для измерения влажности: психрометр, гигрометр. Модели тепловых двигателей.Тепловые двигатели будущего. |
БеседаНаблюдениеПрезентацияДемонстрационный экспериментКонференция, дискуссияДемонстрации:
Практические работы:1.Изготовление прибора «Поглотитель запаха». 2.Изготовление прибора «Живой цветок из бумаги». 3. Отливка парафинового солдатика. 4. Изготовление самодельного термоса. 5. Изучение строения кристаллов и их выращивание. 6.Изучение зависимости свойств кристалла от концентрации солевого раствора. Выращивание сталактита и сталагмита. 7.От чего зависит скорость испарения жидкости? 8.Определение влажности воздуха различными методами. 9.Изготовление физической модели паровой турбины. 10.Изготовление действующей модели двигателя Стирлинга из подручных материалов. 11.«Облака в кувшине». Исследовательские работы:
|
Электрические явления (18 ч)Электризация тел. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах. Электрические цепи.Электрические осветительные приборы. Лампа с регулируемой яркостью. Регулируемый различным способом вентилятор.Детектор лжи. Конденсаторы. Автоматический уличный фонарь. Автоматические осветители. |
БеседаПрезентацияДемонстрационный экспериментИгра Дискуссия Демонстрации:
Практические работы:
Изготовление пособий и моделей:
Исследовательские работы:
4.Струя в электрическом поле. |
Магнитные явления (8 ч)Магнитные явления. История изобретения компаса. Как изготавливают магниты? Электромагниты и ихприменение. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей. |
БеседаПрезентацияДемонстрационный экспериментДемонстрации:
Практические работы:
Творческие работы:
|
Оптические явления (14 ч)Прямолинейное распространение света. Образование теней и полутеней.Плоское зеркало.Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Практическое использование сферических зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Преломление света. Дисперсия светаРазложение белого света в спектр. Как сделать радугу? Как получить белый цвет? Миражи. Линзы. Устройство микроскопа. Наблюдение в микроскоп. Устройство фотоаппарата, телескопа, кинопроектора, калейдоскопа. Полное внутреннее отражение. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике. |
ПросмотрфильмаПрезентацияКонференцияДемонстрации:
Практические работы:
Исследовательские работы:
|
Звуковые явления (5 ч) Звук вокруг нас. |
БеседаОпытыПрактические работы:
|
Человек и природа (2 ч)Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Наука сегодня. Наука и безопасность людей. Автоматика в нашей жизни. |
БеседаДискуссияПрезентацияДемонстрации:1. Фотоматериалы и слайды по теме. |
«Физический экспериментариум» (2 ч) |
Защита проектов. Подведение итогов. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма организации |
Введение. Физика и эксперименты. |
7 |
||
Введение. Правила по ТБ. Физика, человек и техника. Решение кейса «Професс – и – Я» |
1 |
Беседа, решение кейса |
|
Методы измерения физических величин. Практическая работа «Измерение толщины тетрадного листа». |
1 |
Беседа, практическая работа |
|
Эксперимент как важный метод научного познания природы. Занимательные эксперименты по физике из подручных материалов. |
1 |
Беседа, презентация, демонстрационный эксперимент |
|
Физические приборы. Практическая работа «Изготовление и градуирование мензурки». |
1 |
Презентация, практическая работа |
|
Такие разные часы. Практическая работа «Изготовление физической модели водяных часов». |
1 |
Беседа, презентация, практическая работа |
|
Солнечные часы. Практическая работа «Изготовление физической модели солнечных часов». |
1 |
Презентация, практическая работы |
|
Практическая работа «Изготовление физической модели нониуса». |
1 |
Беседа, практическая работа |
|
Тепловые явления |
14 |
||
Тепловое расширение тел. Занимательные эксперименты с теплотой (физические фокусы). |
1 |
Беседа, демонстрационный эксперимент |
|
Практическая работа «Изготовление прибора «Поглотитель запаха»». |
1 |
Практическая работа |
|
Виды теплопередачи. Практическая работа «Изготовление прибора «Живой цветок из бумаги»» |
1 |
Презентация, практическая работа |
|
Примеры теплопередачи в природе и технике. Практическая работа «Изготовление самодельного термоса». |
1 |
Презентация, практическая работа |
|
Плавление и отвердевание. Практическая работа «Отливка парафинового солдатика». |
1 |
Беседа, наблюдение, практическая работа |
|
Практическая работа «Изучение строения кристаллов и их выращивание». |
1 |
Практическая работа |
|
Практическаяработа «Изучение зависимости свойств кристалла от концентрации солевого раствора. Выращивание сталактита и сталагмита». |
1 |
Практическая работа |
|
Испарение и конденсация. Практическая работа «От чего зависит скоростьиспарения жидкости?» |
1 |
Наблюдение, практическая работа |
|
Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. |
1 |
Наблюдение, демонстрационный эксперимент |
|
Влажность воздуха на разных континентах. Приборы для измерения влажности: психрометр, гигрометр. Практическая работа «Определение влажности воздуха различными методами». |
1 |
Беседа, практическая работа |
|
Модели тепловых двигателей. Практическаяработа «Изготовление физической модели паровой турбины». |
1 |
Презентация, просмотр фильма, практическая работа |
|
Практическая работа ” Изготовление действующей модели двигателя Стирлинга из подручных материалов”. |
1 |
Практическая работа |
|
Практическая работа «Облака в кувшине». |
1 |
Беседа, практическая работа |
|
Пресс-конференция «Тепловые двигатели будущего». |
1 |
Конференция |
|
Электрические явления |
18 |
||
Электризация тел. Практическая работа «Изготовление самодельного электроскопа». |
1 |
Демонстрации, практическая работа |
|
История открытия и действия гальванического элемента. Практическая работа «Создание гальванических элементов из подручных средств». |
1 |
Презентация, практическая работа |
|
Электрический ток в электролитах. Практическая работа «Создание «золотого ключика»». |
1 |
Демонстрация, практическая работа |
|
Электрические цепи. Практическая работа «Составление различных схем электрических цепей». |
1 |
Практическая работа |
|
Электрические осветительные приборы. Практическая работа «Изготовление домашней лампочки». |
1 |
Демонстрация, практическая работа |
|
Практическая работа «Лампа с регулируемой яркостью». |
1 |
Практическая работа |
|
Практическая работа «Автоматические осветители. Автоматический уличный фонарь. |
1 |
Практическая работа |
|
Практическая работа «Картофельный элемент». |
1 |
Демонстрации, практическая работа |
|
Практическая работа «Электродвигатель». |
1 |
Практическая работа |
|
Электризация. Практическая работа «Летающие предметы». |
1 |
Практическая работа |
|
Исследовательская работа «Струя в электрическом поле». |
1 |
Исследовательская работа |
|
Практическая работа «Исследование и использование свойств электрических конденсаторов» |
1 |
Практическая работа |
|
Практическая работа «Изготовление физической модели конденсатора «Ёмкость для зарядов». |
1 |
Практическая работа |
|
Практическая работа «Регулируемый различным способом вентилятор». |
1 |
Практическая работа |
|
Практическая работа «Детектор лжи». |
1 |
Практическая работа, игра |
|
Исследовательская работа «Электричество в живых организмах: животные; растения; клеточный уровень». |
1 |
Исследовательская работа |
|
Исследовательская работа «Молния». |
1 |
Исследовательская работа |
|
Исследовательская работа «Статическое электричество». |
1 |
Исследовательская работа |
|
Магнитные явления |
8 |
||
Магнитные явления. Занимательные эксперименты с магнитом (физические фокусы). |
1 |
Беседа, демонстрационный эксперимент |
|
История изобретения компаса. Практическая работа «Изготовление самодельного компаса из булавки». |
1 |
Беседа, практическая работа |
|
Исследовательская работа «Доказательство присутствия железа в сухих завтраках». |
1 |
Исследовательская работа |
|
Практическая работа « Магнитный парашют». |
1 |
Практическая работа |
|
Как изготавливают магниты? Практическая работа «Изготовление магнита». |
1 |
Беседа, практическая работа |
|
Практическая работа «Исследование различных электроизмерительных приборов». |
1 |
Практическая работа |
|
Магнитное поле Земли. |
1 |
Творческая работа |
|
Применение электромагнитов. |
1 |
Творческая работа |
|
Оптические явления |
14 |
||
48. |
Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Экспериментальная работа «Практическое применение плоских зеркал». |
1 |
Беседа, практическая работа |
49. |
Практическая работа «Изготовление камеры – обскура и исследование изображения с помощью модели». |
1 |
Практическая работа |
50. |
Практическая работа «Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения». |
1 |
Практическая работа |
51. |
Практическая работа «Практическое использование сферических зеркал». |
1 |
Практическая работа |
52. |
Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. |
1 |
Беседа, презентация |
53. |
Практическая работа «Изготовление линзы: а) из воды или жидкости; б) изо льда; в) из твердого тела». |
1 |
Практическая работа |
54. |
Устройство фотоаппарата, телескопа, микроскопа, кинопроектора, калейдоскопа. Практическая работа «Наблюдение в телескоп. Наблюдение в микроскоп. Установление принципиальных различий». |
1 |
Практическая работа |
55. |
Использование законов света в технике. Развитие волоконной оптики. |
1 |
Беседа, презентация |
56. |
Практическая работа «Театр теней». |
1 |
Практическая работа |
57. |
Практическая работа «Составные цвета». |
1 |
Практическая работа |
58. |
Практическая работа «Микроскопиз капли воды». |
1 |
Практическая работа |
59. |
Практическая работа «Шпионские тайны. Как написать тайное письмо». |
1 |
Практическая работа |
60. |
Исследовательская работа «Глаз — оптический прибор. Микрохирургия глаза. Фасетки насекомых». |
1 |
Исследовательская работа |
61. |
Информация о звездах, получаемая посредством изучения света, пришедшего от них. Исследовательская работа «Определение значения скорости света по затмениям спутника Юпитера». |
1 |
Исследовательская работа |
Звуковые явления |
5 |
||
62. |
Звук вокруг нас. |
1 |
Беседа, презентация |
63. |
Практическая работа «Тюнинг Пифагора» |
1 |
Практическая работа |
64. |
Практическая работа изготовление самодельных «музыкальных» инструментов. |
1 |
Практическая работа |
65. |
Практическая работа «Образование звука в «поющей бутылке». |
1 |
Практическая работа |
66. |
Практическая работа «Изготовление физической модели свистка». |
1 |
Практическая работа |
Человек и природа |
2 |
||
67. |
Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. |
1 |
Беседа, презентация |
68. |
Наука сегодня. Наука и безопасность людей. Автоматика в нашей жизни. |
1 |
Беседа, презентация |
69 – 70 |
«Физический экспериментариум». Защита проектов. Подведение итогов. |
2 |
Защита проектов |
Список литературы
- Хочу быть Кулибиным / Эльшанский И.И. – М.: РИЦ МКД, 2015 г.
- Физика для увлеченных / Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д.: «Феникс», 2015 г.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя / под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Научные развлечения в области физики и химии. Г. Тиссандье. / Пер. Ю.Гончаров. – М.: Терра- Книжный клуб, СПб., 2014 г. (Мир вокруг нас).
- Исследовательские работы по физике /С. Д. Абдурахманов. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Метод современных проектов в образовательном процессе / М. Б. Романовская. – М.: Педагогический поиск, 2016 г.
- Физический эксперимент в средней школе / С. А. Хорошавин. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014.