Гумерова Лилия Вакилевна
Антонова Мария Юрьевна
учителя-логопеды
МБДОУ «Детский сад №161
комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани
Республика Татарстан
Актуальность пособия состоит в том, что на сегодняшний день детей очень тяжело заинтересовать, привлечь их внимание и настроить на рабочий лад, магнитное развивающее пособие ««Шашки-говоряшки»» являются своеобразным аналогом шашек.
Использование магнитного развивающего пособия ««Шашки-говоряшки»» в нашей практике велико: в процессе игры развивается мелкая моторика, в игру включаются все психологические процессы, формирование лексико – грамматического строя речи, развитие и формирование связной речи, за счет чего идет активное обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха, пространственных представлений.
Таким образом, в пособии подобраны такие игры, которые ставят перед детьми те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти магнитные игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Цель пособия: коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Формировать фонематический слух.
2. Закреплять умения детей различать на слух и правильно произносить поставленные звуки.
3. Развивать зрительное восприятие, мышление, воображение.
4. Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
5. Закреплять знания детей об артикуляции звуков.
6. Заинтересовывать детей, воспитывать навыки контроля и самоконтроля
Главной составляющей данного развивающего пособия «Шашки-говоряшки» это шашки, которые по праву признаны игрой, стимулирующей мыслительную деятельность детей, способствующей развитию логического мышления, развивающей пространственное воображение, память и внимание, подготовке ребенка к обучению в школе. Шашки воспитывают в детях такие важные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать, ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Игра в шашки стимулирует совместную деятельность, совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, усидчивость, развивает произвольное внимание. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррекционной работе с детьми.
С помощью магнитного развивающего пособия «Шашки-говоряшки» дети охотно выполняют задания, в ходе игры приобретают новые знания, закрепляют пройденный материал, обогащают словарь, учатся правильно строить речевые высказывания. Данное пособие также влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительной памяти; совершенствуется мелкая моторика; формируется позитивная социализация.
Данное магнитное развивающее пособие формируется у ребенка умение управлять своим поведением через освоение правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корректируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность и в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей – вербальную форму, жесты, мимику, пантомимические движения, голосовые реакции.
В результате использования авторского магнитного развивающего пособия «Шашки-говоряшки» мы ожидаем:
– создание условий для коррекционного обучения детей;
– усвоение и запоминание полученных знаний;
– развитие и формирование связной речи;
– совершенствование лексико – грамматического строя речи.
Описание авторского магнитного развивающего пособия
«Шашки-говоряшки».
Магнитная игра включает в себя:
-оборудование: магнитное поле; магнитные карточки с картинками на заданные звуки; магнитные карточки по лексическим темам.
-дополнительное оборудование: часы.
Магнитные карточки с красочными изображениями, выдержанные современными интересами, помогают ребенку быстро включиться в игру. Ребенок сам выбирает себе картинки. При использовании магнитных карточек, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Дошкольник овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
В результате проведенного мониторинга, применение развивающего магнитного пособия «Шашки-говоряшки» помогают детям лучше справляться с логопедической программой: улучшается речевая активность, появилось умение самостоятельно думать, ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям, работать в команде.
Игра может быть использована на занятии в паре с другим ребёнком, с воспитателем и самостоятельно.
Возраст детей: Для детей 5 до 7 лет
Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. У детей с общим недоразвитием речи в первую очередь страдает фонематический слух. Ребенок на различает на слух звуки и неправильно их произносит. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
В логопедической работе над развитием фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза с детьми с общим недоразвитием речи отводится большое место.
Варианты игры:
Дидактическая магнитная игра: «Подбери картинку на нужный звук»
Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
Задачи игры: учить определять первый звук в слове; развивать зрительное и слуховое внимание; активизировать мышление, память и речь.
Описание игры: детям предлагается магнитное поле и карточки. Согласно игре в шашки дети выбирают себе цвет карточки, путем потешки, чтобы определить кто начнет первый игру. Затем каждый отбирает себе карточки ( уже приготовленные взрослым для занятия) на заданный звук (в начале, в середине, в конце)и расставляют их согласно игре в шашки и начинают игру. В ходе игры проговариваются и закрепляются звуки.
Дидактическая магнитная игра: «Где спрятался звук?».
Цель игры: развитие фонематического восприятия;
Задачи игры: упражнять детей определять место звука в слове, совершенствовать слухо-произносительную сторону речи, воспитывать культуру общения.
Описание игры: детям предлагается магнитное поле и карточки. Согласно игре в шашки дети выбирают себе цвет карточки, путем потешки, чтобы определить кто начнет первый игру. Затем каждый отбирает себе карточки ( уже приготовленные взрослым для занятия) и расставляют их согласно игре в шашки. Ребенок произносит название картинки, определяет количество букв и звуков в слове, находит позицию заданного звука, делит слово на слоги и делает ход.
Дидактическая магнитная игра: «Составь слово из звуков»
Цель игры: развитие фонематического восприятия.
Задачи игры: учить определять первый звук в слове; совершенствовать в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук, прививать интерес к грамоте.
Описание игры: детям предлагается магнитное поле и карточки. Согласно игре в шашки дети выбирают себе цвет карточки, путем потешки, чтобы определить кто начнет первый игру. Затем каждый отбирает себе карточки на заданный звук и расставляют их согласно игре в шашки. Игра начинается и может усложняться, в зависимости от возможности ребенка.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Варианты игры:
Дидактическая магнитная игра « Какой? Какая? Какое?»
Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Задачи игры: совершенствовать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе, падеже; воспитывать культуру общения.
Описание игры: детям предлагается магнитное поле и карточки. Согласно игре в шашки дети выбирают себе цвет карточки, путем потешки, чтобы определить кто начнет первый игру. Затем каждый отбирает себе карточки на заданный звук и расставляют их согласно игре в шашки. Совершая ход, игроки называют предметы во множественном числе, ласково, какой, какая, какое. Игра начинается и может усложняться, в зависимости от возможности ребенка.
Дидактическая магнитная игра «Кто, что делает?»
Цель: Согласовывать имена существительные с глаголами в роде, числе и падеже.
Задачи игры: учить образовывать глаголы с помощью приставок; учить детей согласовывать имена существительные и глаголы между собой; воспитывать культуру речи.
Описание игры: детям предлагается магнитное поле и карточки. Согласно игре в шашки дети выбирают себе цвет карточки, путем потешки, чтобы определить кто начнет первый игру. Затем каждый отбирает себе карточки на заданный звук и расставляют их согласно игре в шашки. Совершая ход, в соответствии с картинкой, называет кто и что делает. Игра начинается и может усложняться, в зависимости от возможности ребенка.
Формирование пространственных представлений.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.
Вариант игры:
Дидактическая магнитная игра «Куда пойдешь и что найдешь?»
Цель: формировать пространственную ориентировку у детей с нарушением речи.
Задачи: учить ориентироваться на горизонтальной плоскости,
Описание игры: на магнитное поле, логопедом, расставляются предметные картинки лицевой стороной вниз, одну картинку оставляем лицевой стороной вверх. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку начать ход от этой картинки. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, при этом переворачивается новая картинка после каждого хода и от этой картинки продолжается следующий ход. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
Во всех играх, как усложнение, можно использовать часы. Каждый шаг сопровождается временем. Данный вид усложнения может придать соревновательный характер.
В заключение хочу отметить, что игра – это основная деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Вариативность использования элементов шашечной игры в коррекционной работе даёт высокий результат. Играя, дети не замечают, что решаются серьезные задачи, поставленные логопедом. Ведь только в игре ребенок лучше усваивает полученные знания. Игра в шашки стимулирует совместную деятельность, совершенствует навыки общения. В процессе игры дети получают как опыт успешности, в случае выигрыша, так и опыт поражения.