Чулакова Эльвира Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»
общеразвивающего вида
г. Заинск, Республика Татарстан
Использование куклотерапии в работе педагога-психолога
Ладошки нужны нам, чтобы умыться,
Кашу поесть и компота напиться,
Еще можно с ними театр устроить,
И пальчики ваши на актерство настроить.
Играть, веселиться, вести свою роль
Будет в театре любимый герой.
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях коррекционно-развивающей работы: игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.
Этот метод психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяи их семьям, заключается в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством пальчикового театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив;
- релаксационную – снижение эмоционального напряжениядетей с ограниченными возможностями здоровья;
- развивающую – развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д.);
- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки, координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний.
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.
Благодаря кукле ребенок с ограниченными возможностями здоровья приобретает психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится задавать вопрос и отвечать на него. Особенно это важно для аутичных детей. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также достигаются следующие результаты:
- развивается речь детей;
- развивается эмоциональная и моторная адекватность;
- повышается качество коммуникации;
- развивается пространственная ориентация;
- формируются нравственно-этические навыки;
- преодолеваются поведенческие проблемы.
Пальчиковые куклы отображают разных животных из любимых сказок, они яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они учат ребенка дифференцировать свои ощущения.
Пальчиковый театр пользуется особой популярностью у детей. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Надевают сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрывают простой сюжет, любимую сказку, например, «Теремок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он – живой актер. Пальчиковый театр – лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение. С помощью пальчиковых кукол осуществляются сказочные театральные постановки.
Интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция.
Вариативность использования пальчикового театра:
- Разучивание потешек;
- Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;
- Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок»;
- Придумай свою сказку;
- Угадай героя;
- «Кто как говорит» (звукоподражание);
- «Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);
- «Назови какого цвета герой?» (колобок – желтый, лиса – оранжевая, мышка-серая).
Этапы работы с пальчиковым театром
1 этап. Подготовительный
1. Беседа с детьми о пальчиковом театре
2 этап. Основной
1. Пальчиковые игры-потешки: «Семейка», «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик самый…» и др.
2. Пальчиковая гимнастика
4. Чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».
3. этап.Заключительный
1. Распределение ролей между детьми
2. Разыгрывание сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» посредством пальчикового театра
При импровизациях, а не игре по сценарию, развивается воображение и фантазия. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей или взрослого).
С помощью кукол можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка. Например, можно обыграть сказку-импровизацию: Зайчонок не слушался маму и убежал от нее, оказавшись в незнаком месте. Ребенку можно предложить главную роль зайчонка, пусть сюжет развивает ребенок, а педагог лишь задает наводящие вопросы («Каких зверей встречает зайчонок – добрых или злых?», «Что случилось с зайчонком?», «Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?», «Кого он встретил по пути?», «Как он нашел дорогу к дому?»). При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка:
– дети 2-х лет готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.
– с 3-х лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.
– в 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала можно просто познакомить ребенка с куколками, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевать поочередно персонажей себе на пальчики и общаться с ребенком от их имени. Затем предложить ребенку одеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие. Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с детьми героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только ребенок усвоит, как играть с куколками, можно приступать к совместным постановкам. Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит тонким голосом, медведь – басом и т.д.).
С чего начинать?
– для детей в возрасте 2-х лет (на примере сказки «Колобок»).
Сначала необходимо познакомить ребенка с персонажами сказки, предложить ему рассмотреть и потрогать фигурки. Затем можно надеть по очереди каждый персонаж себе на палец и описать его.
Можно познакомить ребенка с названием каждого пальца на руке (например, «На указательном пальце у меня сидит колобок»). Затем разыгрывается перед ребенком сказка.
– для детей в возрасте 2-5 лет (на примере сказки «Колобок»)
Взрослому нужно поинтересоваться у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомнить ему.
Затем нужно попросить ребенка выставить персонажей на столе по ходу их появления в сказке. При этом ребенок дает характеристику каждому персонажу по принципу: «бабка – старая, добрая заботливая; колобок – круглый румяный, озорной» и т.д.
Ребенку задаются вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?». Затем сказка разыгрывается.
Основные рекомендации при работе с пальчиковым театром:
- Начинать игру в театр нужно в хорошем настроении.
- Если в новой сказке имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала нужно рассказать о них, используя картинки или игрушки.
- Необходимо использоватьмаксимально выразительную мимику.
Во время проведения пальчиковых театров заметно, что дети с удовольствием включаются в работу заданную педагогом: повторяют песенки, слова из произведений, легко узнают персонажей из сказок, стараются сами проиграть сказки с помощью пальчикового театра.
Таким образом, игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога-психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Список литературы
- Грабенко Т.М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании», 2009
- Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 2001
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. С-Пб.:Речь, 2007
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. Зерна-Книга, 2014