Файрузова Инзиля Айратовна
учитель английского языка
МБОУ «Лицей №38» НМР РТ, г.Нижнекамск
Любить детей и каждого ребёнка
надо искренне, честно, от всего сердца,
спокойно, терпеливо, доверительно,
нежно, красиво, изящно, преданно.
Ш. А. Амонашвили
Трудясь (именно «труд»ом называю работу учителя в нынешнее время) в образовательных учреждениях важно уделять каждому ученику то внимание, которое он желает получить от Учителя.
В своей работе я применяю методы и приёмы гуманной педагогики. И ставлю перед собой следующие задачи:
– принять каждого ученика со всеми его положительными и отрицательными качествами, не акцентируя внимание на последнем;
– любить каждого ученика без каких – либо условий;
– способствовать воспитанию благородного человека.
Но самым важным считаю – принять каждого ученика. И непременно верю, что у каждого ребёнка есть потенциал безграничных способностей.
И поверьте, когда мы открыты и доброжелательны к детям, у нас будет положительный результат нашего труда.
Одним из методов гуманной педагогики, которую я применяю в своей практике, это «Доброе письмо ученику».
Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого. Люди перешли на новый формат общения, онлайн, либо же с помощью смс сообщений, где место реальных эмоции занимают различного рода смайлики.
Но представьте, какие могут вызвать эмоции настоящие, бумажные письма в конверте, если их получит ученик 21 века?
Когда, 3 года назад, сформировался мой класс, я решила написать детям письмо перед началом учебного года и раздала их по почтовым ящикам. В своём чате сообщила родителям о том, чтобы дети заглянули в почтовые ящики. В этих письмах говорилось о том, что я с нетерпением жду встречи с каждым из них, и что уже, даже не знакомясь с ними, я их люблю, принимаю такими, какие они есть.
А вот уже на второй, на третий год, как потом признались дети, они уже ждали письма от классного руководителя.
Важно отметить, что использование приемов и методов гуманной педагогики в своей работе не простая задача, прежде всего Учитель должен любить детей, любить свою работу.
Как всё-таки выстроить работу в классе, где, конечно же, есть разные дети, есть послушные, есть прилежные, есть шумные, есть хулиганы.
Для начала необходимо самого непослушного на Ваш взгляд ребенка из вашего класса потрудиться полюбить и написать ему письмо, в котором чётко прописаны те положительные качества, которые Вам бы хотелось увидеть в нём и направить письмо адресату.
Ведь Учитель и конечно же классный руководитель, играют немаловажную роль в становлении и развитии личности ребёнка.
Следующий прием, который я использую в своей практике, называется «Дорисовывание». Данный метод направлен именно на то, чтобы увидеть в каждом ребёнке положительные стороны, то есть, даже если они отсутствуют, мы, при всякой возможности должны внедрить в каждого ребёнка, что он способный, что у него безграничное могущество, тем самым пробудить у каждого ученика веру в саму себя и взрастить в каждом ребёнке то, что мы желаем увидеть в нём.
Следующий приём называется «Открытый дневник». У каждой девочки был личный дневник, такие тетрадки оформляли с огромной любовью. Анкеты ходили по рукам, и чем больше у тебя было ответивших, особенно не из твоего класса, тем было круче!
Как же связаны личные дневники с моей работой? В своей ежегодной практике я применяю старый добрый дневник на новый лад и называется он «Открытый дневник» – суть данного приёма направлено на знакомство с детьми, с их внутренним миром, переживанием, может быть даже скрытыми чувствами. Как он работает: в начале учебного года заводится дневник, с несколькими вопросами, и передается из рук в руки. Звено начинается с классного руководителя, по времени заполнения на класс в общем занимает месяц, по итогу возвращается классному руководителю.
В последующие года работы именно с этим классом, вопросы сохранятся.
Конечно же у Шалвы Александровича Амонашвили огромное количество трудов, один из которых называется «Здравствуйте, дети!» где объектом воспитания является ребёнок. Шалва Александрович показывает шестилетнего ребёнка не только как ученика, но, в первую очередь, как растущего человека, который может быть познан и воспитан как личность с учётом его действительной жизни, его радостей и огорчений, потребностей и стремлений, способностей и надежд.(Ш.А.Амонашвили)
Ну и конечно же, применяя его работы в своей практике, я пишу свою летопись из жизни класса. Принцип данного приема простой, говоря о том, что у нас в современном мире все компьютеризовано, хотелось бы создавать добрую и теплую атмосферу по работе с детьми, запечатлив самые интересные моменты из жизни класса в фото, с дальнейшим созданием общего альбома.
Важно применять в своей нелёгкой работе методы и приёмы гуманной педагогики для формирования такого качества как безусловное принятие каждого ребенка. Ведь потенциал наших возможностей безграничен.
Приложение