Старчеусова Надежда Николаевна
педагог
ГБОУ «Сокольская школа интернат для детей с ОВЗ», Бугульминский район, с.Соколка
Жизненные компетенций обучающихся с ОВЗ
Одним из направлений деятельности классного руководителя является формирование социальных и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ, которая начинается с первых дней пребывания ребѐнка в школе. Классный руководитель здесь выступает центральной фигурой, он ближе всех педагогов стоит к школьникам и доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных дел в классе.
Если мы посмотрим на взаимодействие в рамках формирования социальных и жизненных компетенций у детей с ОВЗ, то увидим, модель комплексной системы сотрудничества. Это и педагоги, работающие в классе, и специалисты школы, администрация, родители/законные представители, классный руководитель, медицинские работники, представители учреждений дополнительного образования, библиотеки, музеи. Классный руководитель в этом случае берет на себя функцию организатора взаимодействия.
Классификатор жизненных компетенций:
1. Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
3. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия.
4. Дифференциация и осмысление картины мира.
5. Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего
социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Личностные результаты включают в себя овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Думаю, многие слышали: Ребенок – что чистый листок. Что педагог на нем напишет, то в нем и будет. А вот и нет! Ребенок, придя в наше образовательное учреждение, уже приходит со своим жизненным опытом, со своим мнением, с чисто своей генетической закладкой. И самое страшное, что это чаще всего негативное, искаженное, отрицательное.
Рассмотрим, пути реализации подходов формирования и укрепления социальных и жизненных компетенций обучающихся 2 класса, т.е. какими методами и приемами можно формировать определенные качества личности для того, чтобы ребенок с ОВЗ, смог действовать в любой жизненной ситуации. Это: конкурсы, выставки по декоративно-прикладному творчеству, викторины, КВН, путешествия, классные часы и воспитательные занятия, практические упражнения, беседы, проектная деятельность, экскурсии, встречи с интересными людьми, внеурочная деятельность, акции, турниры, игры, общешкольные мероприятия. Из схемы видно, что формы, методы и приемы разнообразны и любая методика работы обладает определенным активизирующим потенциалом, который необходимо знать и использовать.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.
Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы – всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.
Сюжетно-ролевая игра
Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях, ребята расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается, тем больше может быть уверенности у педагога, что дети используют полученные знания в новой или измененной ситуации.
Например:
«В гости к другу»
отрабатывать правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу, приглашать на танец.
«Я принимаю гостей»
отрабатывать умение встречать гостей, вежливо вести себя во время приема, организовать досуг приглашенных, выбирать нужные темы для разговора
«Я еду домой»
отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру.
Групповая игра «Школа», которая позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развивать и корригировать речь, дает возможность работать в группе, избегая конфликтов.
Результатом проведения таких игр является то, что обучающиеся:
- уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками, не боятся, не замыкаются;
- получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей.
Практические упражнения
Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения.
Необходимо больше использовать систему упражнений, которые каждый ребенок выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.
Например, отрабатывать умение правильно мыть и вытирать или сушить руки, выбирать одежду по сезону, одеваться и переодеваться, учить выбирать подарки для друзей и родственников, изготовлять подарки своими руками, выполнять практические упражнения для укрепления осанки, вырабатывать красивую походку, Начало формы
Конец формы
обучать пользоваться бытовой техникой, необходимой для уборки, а также развивать трудовые навыки в процессе работы в столовой и в других школьных помещениях. Практическая отработка социально-бытовых навыков как никогда пригодится ребенку в самостоятельной жизни.
Экскурсии
Значительное место в обучении социально – жизненной ориентировке отводится экскурсиям. Они носят не только познавательный характер. Необходимо строить их таким образом, чтобы дети выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.
Экскурсия в магазин
Познакомится с работой магазина, с его сотрудниками.
Учить находить нужный товар, различать отделы магазина, обращаться к продавцам магазина с вопросами. Отправляясь на каждую экскурсию, ребенок, помимо основных задач для всей группы, может получать персональное задание на карточке, которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например, узнать цены на какой – либо товар.
Экскурсия «Музей»
Познакомиться с выставочным материалом музея.
Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся:
- овладевают навыками делового общения;
- получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
- не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
- умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях;
- накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
- вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
Беседа
Беседа является одним из основных методов учебно-воспитательного процесса, часто применяется в сочетании с другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождается беседа наглядным материалом. Обязательно использовать коррекционно- развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой- либо навык.
Результатом использования данных заданий является то, что обучающиеся:
- лучше усваивают материал;
- повышается уровень усвоения воспитанниками социально-бытовых знаний;
- расширяется круг представлений об основных нуждах человека.
Проектная деятельность
Проектная деятельность осуществляется на внеурочных занятиях с использованием Лего-конструктора.
Результатом проектной деятельности является то, что у обучающихся формируются:
– навыки сбора информации
– навыки анализа информации
– навыки оформления работы
– навыки работы в группе
– навыки самостоятельной работы
– навыки принятия решения.
Внеклассная работа
Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы.
Большинство школьников с интеллектуальными нарушениями не владеют социальными навыками, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны. Привитие учащимся общекультурных компетенций происходит, в первую очередь, на классных часах и воспитательных занятиях, которые позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах.
Общешкольные мероприятия подготавливают детей к включению в социум.
Каждый педагог должен знать, что формирование жизненной компетенции учащихся с ОВЗ это длительный процесс. Обучающиеся 2 класса находятся только в начале этого пути!
Таким образом, успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию жизненных компетенций, сформирована ли положительная мотивация и насколько всё это интересует детей.
Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.
Литература:
1. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., изд. Энас. – 2006.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2006.