Сидорова Альбина Сергеевна
Семёнова Елена Андреевна
учителя начальных классов
МБОУ «Лицей №38», г. Нижнекамск РТ
Литературное чтение
2 класс
Тема урока: «В. Осеева «Хорошее. Секреты доброты»
Основные предметные цели:
1. Познакомить с произведением В. Осеевой «Хорошее».
2. Развитие навыков правильного и осознанного чтения.
3. Формирование умения характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
4. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.
5. Формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжить знакомство с рассказом как одним из видов литературного жанра;
- упражняться в анализе произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
- учить чтению вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
- учить хдавать характеристику героя произведения на основе его намерений и поступков, понимать авторское отношение к героям.
Метапредметные (УУД):
Личностные: положительно относятся к учению, проявляют интерес к получению знаний, желание больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке.
Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные: используют логические операции сравнения, анализа, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; умеют находить нужную информацию в тексте, наблюдать и делать выводы; находят закономерности, самостоятельно находят их по установленному правилу, отвечают на вопросы учителя и задают их сами.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Подарите друг другу улыбку! Садитесь. |
Готовятся к работе. |
II. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха |
1. Чистоговорки -На уроке литературного чтения мы много рассуждаем, даем устные ответы, поэтому подготовим язычки. – Проговорим чистоговорку. Ты- ты – ты – в мире много доброты! Та– та– та – в моём сердце доброта! Ле-ле-ле-ле – добрых много на земле! 2. Разминка по интонации – Теперь прочитайте это предложение. Я – добрый человек! -Произнесите эту фразу с логическим ударением сначала на слове «Я», затем на слове «добрый». -Молодцы! 3. Разминка по силе голоса. -Про себя прочитайте это четверостишие. Давайте станем чуть добрее, – А теперь будем читать от громкого к тихому голосу. -Молодцы! |
1. Чистоговорки Повторяют за учителем. 2. Разминка по интонации Читают предложение хором. Читают предложение с логическим ударением на разных словах. 3. Разминка по силе голоса. Читают про себя четверостишие. Читают четверостишие от громкого к тихому голосу. |
III. Целеполагание / Постановка учебной задачи |
1. Постановка целей урока. – С каким понятием были связаны все эти задания? (Доброта) – Не случайно появилась эта тема на нашем уроке. Наш урок я назвала «Секреты доброты». |
1. Постановка целей урока. Отвечают на вопрос учителя. |
IV. Учебно – познавательная деятельность. Постановка учебной задачи. |
1. Работа в группах -Какие секреты доброты вы знаете? -А хотели бы их узнать? -Для начала ответьте на вопрос: какого человека вы считаете добрым? – Прозвучали разные высказывания, и в таких случаях мы что делаем? (Проверяем значение слова по толковому словарю) -В группах найдите значение этого слова в толковом словаре. – А еще нам сегодня нужны понятия «мысли» и «поступки». – Что такое мысли? (Это то, о чем мы думаем) -Обозначим мысли знаком – Что такое поступки? (Это то, что мы совершили) -Обозначим поступки 2. Антиципация чтения -Посмотрите на эту картинку (Старушка с тяжелыми сумками) – Какие мысли у вас возникают? (Ей тяжело, без помощи ей не справиться) -Это хорошие мысли. – Как хочется поступить? (Хочется помочь старушке) -Это хороший поступок. -Если от хороших мыслей возникают хорошие поступки, значит, …Продолжите. -Правильно: от плохих мыслей возникают плохие поступки. – Используя понятия мысли и поступки, давайте сформулируем первый секрет доброты. Первый секрет доброты: От добрых мыслей появляются добрые поступки. – А познакомившись с новым произведением мы узнаем и о других секретах доброты. |
1. Работа в группах Отвечают на вопрос учителя. Находят значение слова в толковом словаре. Отвечают на вопрос учителя. 2. Антиципация чтения Отвечают на вопросы учителя. Формулируют с помощью учителя первый секрет доброты. |
V. Открытие нового знания |
1. Первичное восприятие текста. 1 ступень анализа произведения – Сегодня мы с вами прочитаем рассказ В.Осеевой «Хорошее» -Как вы думаете, что хорошего будет в этом рассказе. Возможно, иллюстрация поможет вам сделать эти предположения. – Сейчас я прочитаю рассказ, а вы подмечайте всё хорошее. Учитель читает произведение 2. Проверка первичного восприятия текста. – Что хорошего в рассказе? (Мысли) – Что вам не понравилось? (Поступки Юры) |
1 . Первичное восприятие текста. 1 ступень анализа произведения Дети следят за чтением учителя по тексту. |
VI. Первичное осмысление и закрепление |
1. Вторичное чтение произведения (жужжащее чтение). 2 ступень анализа произведения А) Выборочное чтение (по вопросам слайда) – Прочитайте, как Юрик с утра задумал сделать хорошее дело. – О чем попросила сестренка? Что он ей ответил? – О чем попросила няня? Что он ей ответил? – О чем попросил Трезорка Юру? Что он ответил ему? – Какой вопрос задал Юра маме? Б) Работа в группах – А сейчас вернемся к нашим схемам. – Поработайте со схемами в группах. Отметьте мысли и поступки Юры: о чем мальчик думал и что он сделал в разговоре с сестренкой, в разговоре с няней, в разговоре с Трезоркой. 1 группа – Как он думал о сестренке? Смог бы он это сделать? 2группа – Как он думал о няне? Смог бы он это сделать? 3 группа – Как он думал о Трезорке? Смог бы он это сделать? -Давайте подведем итог работы в группах. Какие мысли были у Юры? (Хорошие) -А какие поступки он совершал? (Плохие) Проблемный вопрос: – Почему же не выполняется первый секрет доброты? Ведь мы сказали, что от добрых мыслей появляются добрые поступки. Почему же здесь добрые мысли не привели к добрым делам?
– Вернёмся к определению «Добрый» – Какое слово помогает нам узнать второй секрет доброты? (Готовый помочь) Итак, 2 секрет доброты – Большое желание, большое стремление, готовность помочь В) Составление цитатного плана произведения. – Могут ли эти схемы быть планом рассказа? Составьте план рассказа. «Вот если бы на няню…» 3 «Погладила мама Юру по голове…» 5 «Вот если бы Трезорка…» 4 «Что, если б моя сестренка…» 2 «Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать…» 1 Г) Беседа. -Охарактеризуйте Юру. (Слова на слайде) – Молодцы! Я вижу, что главный герой вам понятен. – Почему же мальчик не осуществил свою мечту? – Проанализируем слова мамы. – Сравните: советы мамы и мысли Юры совпали? (Нет. Юра думал о героическом поступке) – Что бы вы посоветовали Юре, если бы он был вашим другом? – Готовы высказать главную мысль произведения? Итак, мы раскрыли 3 секрет доброты. 3 секрет доброты – Дари добро людям. |
1. Вторичное чтение произведения (жужжащее чтение). 2 ступень анализа произведения А) Читают отрывки из произведения для ответа на вопрос Б) Работа в группах. Схематическое соотнесение поступков и мыслей Юры. Представляют результат работы групп. Подводят итог работы в группах. Формулируют вывод: мало только хорошо думать. Юра не прилагал усилий, у него не было большого желания, большого стремления. Формулируют с помощью учителя первый секрет доброты. Отвечают на вопрос учителя. Составляют цитатный план рассказа Высказывают главную мысль произведения: чтобы сделать хорошее, не обязательно делать что-то героическое. Самое простое доброе дело дети могут сделать для людей, которые их окружают. |
VI. Применение новых знаний. Рефлексия. |
– А теперь давайте представим, что вы и все люди съели конфету «доброта» и вдруг произошло чудо. Какое? Обсудите в своих группах. 1 группа- Что могло бы произойти в вашем классе? 2 группа- Что могло произойти в ваших семьях? 3 группа- что могло произойти в мире? – Да, получилась прекрасная картина. Хотели бы вы жить в таком мире? |
Обсуждают в группах. Озвучивают ответ, принятый в группе. |
VI. Итог урока. |
– Вот мы и открыли с вами все секреты доброты. И помог нам это сделать рассказ В.Осеевой «Хорошее». Рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать и другие произведения этого автора. |
Список литературы
1. В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.
2. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – М.: Просвещение, 2015
3. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина.-М.:ВАКО,2013