Набиуллина Регина Алексеевна
Гарипова Алиса Маратовна
учитель-логопед, педагог-психолог
ЧОУ СШ №23 «Менеджер», г. Альметьевск
Цель: обучение способам активизации межполушарного взаимодействия
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- выражать себя (свою точку зрения) в устной форме;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
Личностные:
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других
Ход урока
- Приветствие. – Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня наше занятие пройдет в необычной форме, так как мы его проведем совместно с логопедом.
2. Мотивация к учебной деятельности. На доске висит пословица – без знаний и на ровном месте спотыкаешься. – Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
– Вы все правы. Какая часть тела отвечает за знания? (картинка с мозгом)
3. Создание проблемной ситуации.
Вопросы для детей:
– у кого бывают трудности в обучении?
– кто часто бывает рассеянным?
– у кого бывают сложности в запоминании и удержании внимания?
– кто быстро устает, когда долго решает какую-либо задачу?
– у кого бывает медлительность?
– кому сложно себя собрать перед самостоятельными и контрольными работами?
Дети отвечают на вопрос поднятием руки.
4. Актуализация знаний.
Оказывается, все это связано с работой нашего мозга.
– Ребята, а как вы думаете, на сколько процентов наш мозг использует свои ресурсы? (ответы детей) Наш мозг использует свои ресурсы только на 10%.
– Мозг можно сравнить с мышцами человека. И он тоже нуждается в гимнастике. А как вы думаете, как можно тренировать мозг? (Ответы детей). Мы сегодня с вами отправимся в путешествие (Посмотрите на доску, тут плакат с маршрутом, напечатанные этапы на доске). Я предлагаю вам записать нашу точку А (Это те знания, которые у нас есть сейчас). Ребята, у нас мало знаний об этом, именно поэтому мы и испытываем трудности в обучении, вы сами признались, что иногда вы бываете рассеянными, иногда что-то забываете, быстро устаете. Вернемся к нашему маршруту, у нас есть точка А, теперь предлагаю сформировать нашу точку Б. (Ответы детей).
– Отлично, значит какая у нас цель на сегодняшний урок? («Научиться проводить гимнастику для нашего мозга»)
5. Открытие новых знаний. Картинка с межполушарным взаимодействием. Дети сами определяют за что отвечают полушария.
Вывод: изучать и тренировать свои полушария важно. Отметить на карте новое знание.
6. Работа над новой темой. Ребята, хотите узнать какое полушарие у вас преобладает? Сейчас проверим (Тест на определение полушария).
Вывод: у многих развито только одно полушарие. Отметить точку на карте.
7. Практическая отработка темы. Обучаем базовым кинезиологическим упражнениям на пальчиках:
1)Упражнение «Ухо – нос»
Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук “с точностью наоборот”.
2) «Змейка»
Сидя на стуле, рисовать в воздухе змейку правой рукой, а левой рукой – круг. Поменять руки. Повторить 10-15 раз.
3) «Поменяйка»
Стоя, правую руку вытянуть большим пальцем вверх, левую руку положить на голову. После хлопка поменять положение.
Практикум на листочках по нейрокинезиологическим упражнениям:
1)Упражнение «Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2) «Стрелочки» (каждому распечатка)
Соревнование между командами:
В кругу передают мячик используя только правую руку, а обратно левую.
Отметить точку на маршруте.
8. Рефлексия. Заполнение дерева яблоками красного, зеленого и желтого цвета.
Отметить на маршруте точку В.
Выдача домашнего задания:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.
Раздача памяток.
Возвращение к пословице (перепутать слова)
Приложение 1
ТЕСТ «Определение ведущего полушария мозга».
1.Переплетите пальцы
2. Проба Розенбаха
3. Поза Наполеона
4. Положите ногу на ногу
5. Подмигните одним глазом
Приложение 2
Практическая письменная работа
сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух.
Вариант упражнения – «Солнышко – заборчик – камешки».
9. «Горизонтальная восьмерка».
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
10. Крюки Деннисона.
Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались
направленными вниз. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
Частное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 «Менеджер»
Нейро-кинезиологические упражнения «Гимнастика мозга»
Подготовили:
Педагог-психолог
Гарипова Алиса Маратовна
Учитель-логопед Набиуллина Регина Алексеевна
г. Альметьевск
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений, можно использовать:
– ускорение темпа выполнения;
– выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
– подключение движений глаз и языка к движениям рук;
– подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
1. «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. «Змейка».
Сидя на стуле, рисовать в воздухе змейку правой рукой, а левой рукой – круг. Поменять руки. Повторить 10-15 раз.
3. «Ухо-нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Перекрёстное марширование».
Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.
5. «Поменяйка»
Стоя, правую руку вытянуть большим пальцем вверх, левую руку положить на голову. После хлопка поменять положение.
6. «Замок».
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук.
7.«Робот».
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги
8. «Кулак – ребро – ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак; ладонь, распрямленная; ладонь на плоскости стола. Выполняется