Бузова Евгения Валентиновна
преподаватель
ДМш им. Дж. Файзи
г. Казань, Республика Татарстан
Современное вокальное искусство представляет особое высокие требования к подготовке певцов и музыкантов, в полном объеме владеющих обязательными навыками педагогического и исполнительского мастерства, способных выполнять любые задачи на профессиональном уровне.
При занятиях пением не все учащиеся в одинаковой степени воспринимают и выполняют указания, объяснения и показ своего педагога, не все одинаково оценивают свои достижения и недостатки. Одни быстро усваивают певческие навыки («схватывают на лету»), а другие, напротив, медленно. Одни внимательны, сосредоточены, а другие не собраны, рассеяны. Эти индивидуальные различия объясняются особенностями протекания у учащегося ряда психологических процессов:
- Интеллектуальных- связанных с познавательным процессом;
- Волевых – выражающихся в усилиях, направленных на достижение сознательно поставленных перед собой задач;
- Эмоциональных- связанных с переживанием учащимся своего отношения к процессу музыкально- певческих занятий.
Данные процессы складываются и формируются на основе ощущений, восприятий, представлений, понятий, памяти, воображения, мышления, чувства и воли. Информация о работе голосового аппарата, поющего попадает в кору головного мозга, благодаря ощущениям, восприятию и вниманию. Там с помощью механизмов памяти данная информация сохраняется, перерабатывается при помощи мышления и воображения, превращается в опыт используемой в певческой, речевой и других видов деятельности. При обучении пению привычные речевые автоматизмы (форма и степень открытия рта, речевой вдох, выдох и т.д.) становятся непригодными. Трудность организации певческого звукообразования заставляет учащегося обратить внимание на причины неудач. Возникает наблюдение, сравнения, поиски новых
приемов, отказ от старых действий. Так постепенно речевые действия начинают осознаваться и перестраиваться на вокальные. В зависимости от типа ученика, от его способностей анализировать, отбирать и запоминать возникающие ощущения зависит успех развития его голосового певческого аппарата.
В начале обучения певческому искусству процесс усвоения практических
умений и навыков может несколько опережать готовность к осмыслению их закономерностей. Профессиональная лексика педагога в общении с начинающим певцом должна по большей части использовать наиболее простые и понятные термины. Такой путь можно было бы назвать: «От практики к теории» и затем опять к практике. «Ученик, еще не усвоивший и не ощутивший навыков, – пишет С. П.Юдин, – не может произвольно управлять механизмом своего голоса и должен ограничиться интуитивным его управлением, как бы ощупью. Теория пения не существует для учителя, а для ученика- только в достаточной степени практически подготовлено…».
На более поздних этапа обучения, когда навыки голосообразования правильны и автоматизированы, необходимость сознательного анализа техники пения в большей степени отпадает. Все внимание должно быть направленно на творческо-исполнительские задачи. В то же время на самой высокой стадии автоматизации навыка, когда техника пения уже на высоте, Все же иногда возникает необходимость включения сознания в процесс голосообразования: в момент преодоления трудного пассажа, взятия высокой ноты и т.д. Известный итальянский певец Марио дель Монако говорил, что мог часами работать над преодолением возникшей технической трудности, если спетая им нота его не устраивала. В момент же исполнения на сцене, невероятная естественность и искренняя эмоциональность его пения не давала слушателю малейшего повода догадаться, что почти каждая нота прошла предварительную сознательную отделку.
В педагогической практике известно, что хороших успехов достигали учащиеся с хорошими волевыми качествами. И наоборот, менее волевые ученики становились посредственными певцами или совсем теряли голос по-своему «безволию», так как не умели организовать свою работу в отношении развития и охраны голоса. Задача педагога- развить у ученика работоспособность, настойчивость и ответственность за свой природный дар-голос, чтобы учащийся умел сказать «нет», когда необходимо отказать себе в «удовольствиях», связанных с нарушением голосовой гигиены и т.д. Развитие воли начинается с самого простого: поддержание голосовой формы, выполнения учебных занятий и т.д. При работе над вокальной техникой и, в частности, при формировании звука, волевые усилия ярче всего проявляются к началу певческого акта «при вроде, атаке звука» и к его завершению. При обучении пения большую роль играет память учащегося. Различные ее виды (логическая, механическая, двигательная, слуховая, эмоциональная, зрительная и др.) способствуют произвольному и непроизвольному запоминанию всего комплекса ощущений при воспроизведении звука.
Важно отбирать для работы те произведения, которые интересны для учащихся. В то же время, углубление в музыкальный материал, стремление выявить новые стороны, сосредоточение внимания на некоторых технический моментах пения концентрирует внимание ученика. Так в накоплении багажа памяти играют роль мыслительные процессы, и, в частности, осознанное освоение приемов техники и выразительности пения. Педагог не только показывает, как петь, но и разъясняет как это лучше делают другие певцы.
Для музыканта важнейшее значение имеет наличие богатого воображения. Вообразить – значить увидеть, мысленно представить, прочувствовать то, о чем мы хотим сказать, чтобы затем эмоционально это выразить голосом. Великий русский композитор и пианист Сергей Рахманинов считал, что «композитор должен обладать такой силой воображения, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения, прежде чем будет написана одна ноты…». Значимость воображения в работе певца подчеркивал Ф.И. Шаляпин, великий русский певец: «Певца, у которого нет воображения, ничего не спасет от творческого бесплодия- ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура…».
Певец имеет дело с так называемым «воссоздающим» видом воображения, когда ему приходиться на основе словесного текста и музыки воссоздавать в яркой форме образы, переживания как бы заново. Материалом для воображения служат знания, впечатления и личный опыт. Певец должен не только «входить» в образ, но и уметь переключать свое воображение при смене исполняемых произведений, как, например, на концерте. Воображение используется и при работе над вокальной техникой. По рассказу или показу педагога ученик воображает внутреннее раскрытие рта, глотки, «помы» звука в резонаторы и т.д. Затем воспроизводит этот звук голосом.
Подытоживая вышесказанное, надо сказать, что обучение пению процесс очень долгий, и конечно нет определенных постулатов в овладении самым сложным инструментом- голосом.
Каждый ученик если он действительно желает научиться петь, в первую очередь должен выполнять все требования педагога, доверять его
компетентности и чутью.
Используемая литература:
- Рахманинов, С. В. Письма/ С.В. Рахманинов.- М., 1995
- Шаляпин. Ф.И. Маска и душа/ Ф.И. Шаляпин.- М., 1997
- Юдин, С.П. Формирование голоса певца/ С.П. Юдин, – М., 1962