Кострюкова Регина Валерьевна
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №60»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Обучение иностранному языку строится на формировании у обучаемых навыков и умений всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, письма и говорения. На наш взгляд, наибольшие сложности у учащихся вызывает именно говорение. Способность выражать свои мысли в устной форме, несомненно, является важной частью обучения английскому языку. Научить школьников говорить является ценным практическим умением, которое понадобится выпускникам школ, например, для сдачи ГИА (государственная итоговая аттестация) в 9 классе или же в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их в речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Таким образом, возникает ряд вопросов: каким образом обучить учащихся говорению непосредственно на уроках английского языка, когда учитель ограничен временными рамками урока? Как осуществить данную деятельность, чтобы были задействованы все участники образовательного процесса?
Для начала предлагаем вам ответить на простой вопрос: какой базовый навык учащиеся приобретают на уроках английского языка?? Мы считаем, что основным навыком, который обучающиеся приобретают на уроках английского языка, является составление простых предложений из слов, ведь уже со 2 класса школьники на слух пытаются овладеть данным навыком. Всё же почему данный навык так важен и необходим? Умение составлять простые предложения из слов даёт нам много «плюсов»:
- дети учатся ставить подлежащее и сказуемое на свои «законные» места, то есть туда, где они и должны стоять;
- дети начинают разбираться во временах английского языка;
- они учатся составлять предложения без ошибок;
- они учатся слышать ошибки своих одноклассников и исправлять их;
- дети учатся пользоваться определённым вокабуляром при изучении определенной темы;
- дети постепенно начинают преодолевать психологический барьер, который всегда присутствует при говорении.
Может показаться, что составить предложение, используя определенное слово – это очень просто, но на самом деле это не так. Учащимся могут быть поставлены некоторые условия выполнения данного задания, условия обязательно ставит учитель, так как он лучше знает, что хочет получить от детей, в конечном счете. Например, если у детей возникают трудности с пониманием времени Present Perfect, соответственно учитель говорит детям, чтобы они составили предложение только в этом времени с обязательным использованием слов-помощников данного времени. Также данное задание можно усложнить, поставив условие составлять предложение только в утвердительной или отрицательной форме в течение определённого времени. Но самым сложным и затратным по времени является составление вопросительных предложений, на которые дети, по заданию учителя, должны дать ответ, тем самым школьники учатся слышать своих одноклассников, а также сразу происходит тренировка навыков диалогической речи. Вариантов выполнения данного упражнения может быть множество, всё зависит от учителя, возраста детей и соответственно их языковых навыков.
В течение 4 лет на уроках английского языка мы обучаем школьников говорению при помощи данного базового навыка, то есть на уроках английского языка дети учатся составлять предложения из слов. Данный навык применяется на каждом нашем уроке во время проведения речевой разминки. Учитель предлагает детям определенные слова или выражения, также он обговаривает в каком времени должны быть составлены предложения, сколько слов или выражений должен использовать учащийся в своём предложении, какой тип предложения он будет составлять (утвердительный, отрицательный или вопросительный). По желанию учителя могут быть опрошены все дети или только часть детей. Обязательно необходимо проговорить о том, чтобы дети слушали друг друга и помечали или же записывали ошибки своих одноклассников для того, чтобы не отвлекались на посторонние вещи и были внимательны, а также во время выполнения данного упражнения происходит тренировка аудитивных навыков школьников.
Конечно же, любое обучение не проходит без некоторых трудностей. Поначалу дети могут не понимать, что от них хочет учитель, но когда это уже доведено до автоматизма, трудности возникают лишь с употреблением слов и выражений в определенном контексте. Также данное упражнение отнимает время, которое итак уже ограничено, но проблему всегда можно решить, если, например, опросить не всех детей, а лишь их часть. Для того, чтобы свести трудности к минимуму, необходимо понимать, что навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой.
Резюмируя, стоит отметить, что говорение как вид речевой деятельности сегодня занимает одно из центральных мест в процессе изучения иностранного языка. При выполнении данного упражнения дети учатся лишь базовому навыку, который можно развивать далее, ведь если у детей нет «базы», они не смогут двигаться дальше, например, выполнить задание по описанию картинки. Для того, чтобы дети не боялись говорить, в первую очередь необходимо создать благоприятную атмосферу, дать школьникам возможность составлять свои предложения, не боясь совершить ошибку. Когда учащиеся научатся составлять предложения, когда они овладеют этим навыком, они с легкостью будут выполнять другие задания в устной и письменной формах.