Родионова Людмила Сергеевна
преподаватель
МБУДО «Детская школа искусств №10»
г. Казани, Республика Татарстан
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. В словаре мы находим следующее определение: Мотивация (от lat. «movere») – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.
Вопросы мотивации – о целях, причинах и формах активной деятельности- занимали учёных уже в те далёкие времена, когда о специализации неук не было и речи. Ее изучение имеет давнюю историю. В учениях древних мыслителей обосновывался объективно-причинный подход к мотивации. Более широкое изучение проблемы начинается с XV века, в период распространения идей гедонизма. Изложение вопросов мотивации встречается в XVII веке в трудах Гоббса, Сократа, Декарта.
В основе понимания мотивации начала XX века лежит ряд концепций, обусловленных нарастанием идеологической реакции в период перехода от капитализма к империализму. В этих концепциях принижается роль сознания, биологизируются поведение и общественная жизнь. В разных странах мира начинается плодотворная работа выдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации: З Фрейд, К. Левин, У Джеймс, Э. Торндайк.
Среди представителей русских, а позднее и советских учёных, занимающихся вопросами мотивации необходимо отметить К.Д. Ушинского, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского. Особую ценность представляют труды отечественных и зарубежных музыкантов, которые исследовали мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой.
Д.К.Кинарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стимуляции учебной работы говориться в трудах Г.М. Цыпина, Н.В. Суслова. Изучение взаимоотношений учителя и ученика находилась в центре внимания таких учёных, как Г.Г. Нейгауз, А.П, Щапова, С.В. Фейнберг. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говориться в работах Т. Смирновой, И. Домогацкой, Н. Ветлугиной, В. Игнатьевой и многих других. Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего времени.
Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания детей и подростков издана считалось хоровое пение, которое способствует формированию личностных качеств ребёнка, его духовного мира. В хоровом пении слились воедино эмоциональность исполнения, эстетическое переживание музыки и духовная общность певческого коллектива. Сама человеческая сущность явлена в хоровом пении, в сборном единении вокальных голосов. Хоровое пени объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывает вкус и душу, даёт богатые возможности постижения мира музыки, личностного роста, устремлённости к духовному совершенству.
Однако в современных условиях организации музыкального воспитания детей большую роль играет фактор интереса к хоровым занятиям. Сегодня, когда телевидение наполнено программами развлекательной направленности, и дети в теле и радиопередачах слышат в основном, эстрадную, часто упрощённую музыку, развитие интереса к серьёзной музыку приобретает всё большую значимость. Именно учитель может и должен пробудить у учащихся постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой.
Значимость интереса детей в учебном процессе отмечается во многих психолого-педагогических работах. Д.И. Писарев говорил, что «одним из важных средств активации любой деятельности человека является интерес, который проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость». Интерес – это не только стимул деятельности, но и мощный активатор развития личности.
Развитию интереса детей к хоровому пению во многом способствует правильно подобранный хоровой репертуар. Это очень ответственный момент, поскольку во многом от репертуара зависит, какие струны души ребёнка будут затронуты, заставит ли программа задуматься о добре и зле, вызовет ли чувство сопереживания, любви к ближнему, природе, чувство глубокого уважения к подвигам людей, защищавшим и защищающим Отечество.
Развитие эстетической мотивации на хоровых занятиях заключается в том, что главное в работе над каждым произведением – это создание художественного образа. Вопрос о красоте и содержании музыкального звука поднимается в каждом разучиваемом произведении. Нахождение нужного образа помогает учащимся самостоятельно найти правильный звук. Так как в сочетании со стремлением к осознанной и чувственной выразительности звук приводиться в соответствии с содержанием.
Занятие хоровым пением развивают эмоциональную восприимчивость к окружающему миру. Исполнение музыкальных произведений воспитывает в детях способность замечать, чувствовать и воспринимать красоту во всём, развивает «тонкие движения души», раскрывая богатства чувств и мыслей, заложенных в самих произведениях.
Одним из факторов развития познавательной мотивации является изучение сочинений зарубежных композиторов. В этой музыке отражена история развития мировой художественной культуры. Она обогащает детей новыми знаниями, впечатлениями, расширяет их кругозор, поскольку содержит многовековую мудрость, философию. Особого внимания заслуживает литературная основа вокальных произведений. Исполнение сочинений на языке оригинала является правильным с точки зрения стилистики музыки и интересным для учащихся с точки зрения исполнения.
Кульминацией творческой жизни хорового коллектива являются его концертные выступления. Исполнительская деятельность является важнейшей частью полноценной жизни хора и учебного процесса. Хоровой концерт – это почти всегда отчёт о проделанной работе. Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплочённость, способность подчиняться воле руководителя, эмоциональность и другие качества. Концертные выступления имеют очень большое воспитательное значение. Участники хорового концерта должны быть заинтересованы в том, как оценят их коллективное творчество слушатели. Публичное выступление требует, как от хора, так и от хормейстера предельной концентрации духовных и физических возможностей, собранности, воли, точности, полноты решения исполнительских задач.
Огромное значение в хоровой жизни детей имеют концертные поездки. Здесь крепнут дружеские связи между участниками коллектива, между детьми и педагогами. Поездки – это путешествие, это то, что дети любят больше всего. Во время гастролей коллектив помимо выступлений старается посетить самые интересные достопримечательные места того города, где выступает. Так определяется и ещё одна цель – обогащение представлений детей о культуре, традициях различных регионов родной страны, благодаря чему усиливается воспитательная и образовательная функция хорового искусства.
Очень интересны совместные выступления хоровых коллективов. Хоры демонстрируют свои творческие наработки, весьма доброжелательно и в тоже время критично оценивают друг друга, выявляют лучшие моменты, тактично отметят недостатки. Безусловно, гастрольная жизнь сплачивает коллектив, дарит детям неповторимый опыт творчества, яркость эстетических переживаний и творческую самореализацию.
Таким образом, развитие воспитанников хорового коллектива будет более результативным, если будет сформирована мотивация, обусловленная включенностью в хоровую деятельность, обусловленную тем, что пение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и способствовать личностному росту учащихся.
Список литературы:
- Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: учеб. пособие по курсу педагогики для муз. вузов.- Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. – М., 1981. – 80 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.,1976
- Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя – М.: «Просвещение», 1984. — 111 с.
- Базиков А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России -Тамбов: изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1999.- 42 с.
- Барбазюк Т.О. Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания – Магнитогорск, 2008.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/10
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избр. Статьи и докл.- М.: «Педагогика», 1986.- 192 с.
- Осеннева М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором – Москва, 2003. 103 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М.: Владос, 1997