Ульянова Полина Алексеевна
преподаватель психологии
I квалификационной категории
ГАПОУ КПК Казанский
педагогический колледж
г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация
В статье раскрываются вопросы исследования студентов-абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений в настоящее время, а именно их мотивацию к поступлению и дальнейшему обучению. Актуальность заключается в том, что молодые люди в возрасте 16-18 лет еще не до конца осознают истинную причину поступления в то или иное учебное заведение, соответственно мотивация в дальнейшем обучении очень нестабильна. Целью статьи является анализ мотиваций студентов-абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений к поступлению и дальнейшему обучению. Ведущими методами исследования в статье являются методы опроса и беседы.
Ключевые слова: мотивация, мотивация к обучению, обучение, студент-абитуриент.
В настоящее время студент-абитуриент не всегда, а точнее: почти никогда не может объяснить какие именно мотивы им движут, когда он выбирает тот или иной образовательный курс. Для кого-то мотивацией является выбор курса исходя из параметра с друзьями «за компанию», часть студентов останавливает свой выбор того или иного направления, учитывая пожелания родителей, прикладывая огромные усилия, обрастая потом большим количеством комплексов и неврозов, по причине обучения «через силу». Часть опрошенных и вовсе сделали свой выбор «на авось», куда позволили баллы ЕГЭ, не задумываясь о том, что данное направление образовательного курса им вовсе не интересна. Каждая группа студентов имеет собственную мотивацию, параметры могут существенно отличаться в зависимости от направления, выбранного студентами, уже поступившими на курс.
В литературе не так давно стали изучать данный вопрос, основываясь именно на эмоциональном фоне абитуриентов, хотя уже доказана корреляция между эмоциональным фоном человека и его мотивацией, а это напрямую влияет на возможности человека освоения большого количества информации, которая ему интересна, а также выполнение практических работ с энтузиазмом, что в дальнейшем непременно сказывается на эффективности и производительности на рабочем месте уже после окончания ВУЗа или СУЗа.[5]
Целью представленного ниже исследования явился анализ мотиваций студентов-абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений к дальнейшему обучению. Задачами были обозначены:
- Проанализировать основные мотивации студентов-абитуриентов при поступлении и дальнейшем обучении в высшие и средние-специальные учебные заведения;
- Перечислить на основе методов анализа, опроса и беседы рекомендации для более верной постановки мотивации для студентов-абитуриентов при поступлении и дальнейшем обучении в высших и средне-специальных учебных заведениях.
Исследование позволило выявить основные рекомендации для постановки более верной мотивации для поступления и дальнейшего обучения студентов-абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений.
Ведущими методами данного исследования стали методы: анализа, опроса и беседы. Число опрошенных составило 30 человек.
После проведения этапа опроса и беседы были сделаны следующие выводы:
- Более половины, а именно 67% студентов-абитуриентов не могут назвать четкую причину поступления в то или иное учебное заведение.
- 40% студентов поступили на данную образовательную программу по причине рекомендации родителей;
- 42% абитуриентов по причине прохождения баллов после сданного ЕГЭ;
- 18% по собственному желанию.
Отсюда можно сделать неутешительный вывод о том, что студенты-абитуриенты, а именно их большая часть, не замотивированы в дальнейшем обучении по причине отсутствия банального интереса к направлению образовательной программы.
После проведения опроса и анализа полученных результатов, мы решили провести беседу со студентами-абитуриентами, а также студентами более старших курсов, чтобы узнать их мнение по поводу данной проблемы, а также получить рекомендации, чтобы избежать или исправить возникшие трудности. Число опрошенных во время беседы составило 50 человек.
После проведения беседы мы можем сделать следующие выводы:
- Каждый второй студент говорил и необходимости проведения профориентационных мероприятий еще на ступени школьного обучения, которые включали бы в себя не только узкую диагностику и шкалу с баллами, но и ряд исследований индивидуальных особенностей: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личностных характеристик.
- Все студенты выражали активную позицию в отношении мероприятий, направленных на ознакомление с разными видами профессий, включая знакомство с профессионалами и возможностями прямого диалога с ними.
- Каждый 5 студент говорил о желании индивидуальной беседы с психологом, по причине повышенной тревожности перед поступлением и сдачей экзаменов, проблем и возникающих непониманий с родителями на фоне обсуждения дальнейшей судьбы ребенка после школы.
- Также большая часть студентов указывала на то, что интерес может возникнуть в процессе обучения, если преподаватель будет проявлять больше энтузиазма и интерактивных занятий в процессе ведения уроков, лекций и практических занятий.
- Самым важным почти для каждого студента стала внешняя мотивация по итогу: когда преподаватели пытаются замотивировать уже поступивших студентов путем помощи им в прогнозировании дальнейших действий после окончания образовательного учреждения, поскольку постановка далеких целей является наиболее важной частью в нахождении истинных мотиваций.
Необходимо также отметить, что в системе учебных мотивов переплетаются не только внешние, но и внутренние мотивы. Непосредственно к внутренним мотивам можно отнести собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, так как истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т.е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. Именно поэтому особое внимание должно уделяться не столько внешнему давлению, пусть и позитивному, но и внутренним побудительным силам.
Библиографический список
1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды : Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под. ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
2. Герасименко, Н. А. Дополнительное профессиональное образование как фактор конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда / Н. А. Герасименко // Взаимодействие науки и общества : проблемы и перспективы, сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 частях. – Волгоград : ООО «Аэтерна», 2016. – С. 80-83.
3. Герасименко, Н. А. Проблемы девиантного поведения в студенческой среде / Н. А. Герасименко // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2016. – № 11. – С. 244-247.
4. Кашина, Е. Г. Становление творческой личности учителя средствами театральных технологий : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Е. Г. Кашина. – Самара, 2014. – С. 477.
5. Клепцова, Е. Ю. Проблемы мотивации студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. Ю. Клепцова, Д. О. Рубцова. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения : 26.07.2023).
6. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения переизд: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2021. – С. 392.