Кошель Ирина Александровна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
Сущность фототерапии и её влияние на снижение тревожности младших подростков
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Литература
Сущность фототерапии и её влияние на снижение тревожности младших подростков
Фототерапия – это один из видов терапии искусством или арт-терапии, «фото» обозначает творческую деятельность с помощью фотоаппарата или камеры, таким образом, «фототерапия» определяется как терапия посредством творческой деятельности с применением фотографии, это может быть как использование готовых фотоматериалов, так и создание собственных фотоснимков. «Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т.д.» (8, с.8).
Сейчас, в век компьютерных технологий, цифровая фотография стала более доступна широкому кругу пользователей, для занятий ею совсем не нужны профессиональные навыки и сложные приспособления. Отснятые фото в любое время можно просмотреть как на самом фотоаппарате, так и с помощью компьютера, телевизора или DVD и обсудить. Фотография предполагает использование некоторых технических средств, являясь «технизированным» видом изобразительного искусства, что, с одной стороны, делает её более сложной для освоения, но с другой, предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, что связано с возможностью тиражирования снимков, варьированием их формата, цветности, созданием визуальных эффектов, трансформацией и корректировкой образов.
Фотография, связанная с запечатлением внешнего облика человека, его действий, даёт возможность исследовать телесный образ «Я».
Сопровождающие показ фотографий рассказы подчас весьма затейливы и красочны, что не только усиливает воздействие зрительных образов, но и позволяет выразить полнее и глубже связанные с ними чувства и мысли. Всё это заставляет признать нарративный, или повествовательный, элемент фотографии очень важным и имеющим большое значение для достижения терапевтических эффектов» (8, с.10).
В основе фотографии лежит создание художественных образов, что позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства. Известный психотерапевт М. В. Бурно в своей книге «Терапия творческим самовыражением» целый раздел посвятил искусству фотографии и фототерапии. «Он пишет: «Творческая фотография, в отличие от обычной, есть отражение в снимке индивидуальных душевных особенностей. Камерой художник-фотограф отбирает свое, помогающее понять себя, испытывает вследствие этого творческое вдохновение — резонанс с окружающим миром красоты… Лишь вдохновение даст тот невидимо тончайший поворот, угол съёмки, высветит душу снимающего. Когда в будущем у человека появятся какие-либо тяжести и тревоги, он вернётся к своим снимкам, чтобы заново пережить вдохновение и зарядиться новой энергией жизни, добра и красоты… Человеку важно понять, что любой творческий снимок (слайд) — будь то гусеница или цветок — это “автопортрет” в том смысле, что снято это “по-своему”, отражает индивидуальность, особое настроение снимающего.
Слайды и фотографии растений, птиц, валунов и т. д., ограничивая все это рамками кадра, помогают всмотреться в природное и теперь уже личностно преломленное и сообщают тем самым этим предметам, явлениям природы особую целебную прелесть…» (9, с.89-90).
Возможности фотографии заключены в её «игре» с реальностью, в возможности выбора из нее того, что наиболее интересно и важно, творческой комбинации разных элементов реальности друг с другом и даже создании иной, фантастической реальности, невидимой физическим зрением. Благодаря своим игровым возможностям фотография может приносить удивительное ощущение свободы, сравнимое с тем, что переживает во время игры ребенок. Фотография передает личное отношение фотографа к изображенному событию, выражает мысли и чувства. Объект можно снять с разных точек, но каждый отдельный снимок — это лишь одна точка зрения, и поскольку она сознательно выбрана, то является личностной, субъективной. Значит, любой снимок содержит в себе взгляд смотрящего на них, а смысл возникает как результат выдвижения одних сторон объекта по отношению к другим. С помощью фотослайда возможно прояснить события, скрытые за кадром. «Схватывая» мельчайшие временные доли, фотограф оказывается перед фактом, что увиденное им уже распалось, ушло в небытие. И поэтому, показывая фотографии, мы сопровождаем показ рассказом, позволяющим не только передать наше отношение к изображенному, но и прояснить то, что скрыто «за кадром». Фотография оказывает несомненное воздействие на зрителя. Выражающие ту или иную силу линии, образующие рисунок, с их «направленной напряженностью», с их динамикой, которая то замедляется, то ускоряется, воспринимаются зрителем как динамичные и экспрессивные. Фотография является универсальным инструментом сохранения и передачи информации и образного познания реальности, поэтому возможно использование фототерапии с лечебно-коррекционной и развивающей целью в качестве значимого внешнего ресурса.
Так, например, просмотр слайдов с объектами природы — цветов, насекомых, животных — выполненных с использованием макросъемки, и сопровождаемый подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывая положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на детей и взрослых.
Психологические функции фотографии. Фокусирующая или актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания, и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Выбирая объекты для съемки, и производя ее, приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательности. Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор, и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом. Объективирующая функция заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его собеседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, гендерного или профессионального Я и потребностями в его изменении. Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени. Смыслообразующая функция заключается в способности помочь увидеть смысл поступков и переживаний — как собственных, так и других людей, так как фотография позволяет «остановить мгновения» и достичь фокусировки на них. Она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря чему можно увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное, зачастую более глубокое либо альтернативное, содержание. Смыслообразующая функция, если иметь в виду создание снимков, связана с выбором объектов, времени и контекста съемки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого материала и его содержательная переработка. Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от бессознательного отреагирования их в реальности. Данная функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представлений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформации в более высоко организованные психические проявления. Экспрессивно-катарсическая функция заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, в особенности, если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Ведь человек сам определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения ощущения психологической безопасности и, в конечном итоге, возможно, сделает его готовым к показу фотографий (8, с.10-14).
Фототерапию можно проводить с детьми, начиная с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, тревожность, страхи, нарушения сна, замкнутость, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.
Фототерапия гармонично включается и в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. «Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития» (12, с.574). В процессе занятий изобразительной деятельностью в условиях арт-терапевтической группы, в меньшей степени, чем в ходе речевого общения, проявляются психологические защиты, что может вести к установлению в группе атмосферы высокого взаимного доверия. Создаваемая изобразительная продукция позволяет увидеть сходства и различия между людьми. Игровые аспекты создают в группе непринуждённую обстановку, в которой хорошо проявляются проблемные стороны поведения его участников.
Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10—15 минут. Каждый слайд экспонируется на экране 10—15 секунд и сопровождается мелодией. Демонстрация фотослайдов сопровождается рассказом, пояснениями автора.
Младшие подростки с энтузиазмом воспринимают предложение выразить себя и свой внутренний мир посредством фото. Творческие задания позволяют перенести на фотослайды тревожащие их переживания и вместе с психологом и другими участниками группы обсудить, проработать их. Вербальное обсуждение на символическом, ассоциативном уровне позволяет участникам понять чувства, вызываемые созданной работой. «Если пациент способен объективировать содержания своей психической жизни… он тем самым дистанцируется от них, они становятся для него менее угрожающими, более понятными и подверженными положительным изменениям» (7, с.234). Фотографирование даёт ощущение творческой свободы, способствует оживлению воспоминаний, даёт возможность выражения мыслей и чувств, связанных с жизнью в настоящий момент. Созданная продукция используется в качестве инструмента коммуникации. Подростки имеют возможность не только выразить в фотослайдах тревожащие их чувства и события, но и обсудить их со сверстниками, услышать их мнение, опыт. Такие обсуждения стимулируют общение между подростками, умение выражать свои мысли, выслушивать собеседника, сопереживать ему, выражать свою поддержку. Всё это в свою очередь снимает тревогу перед общением со сверстниками, которая так часто проявляется в данном возрасте.
На основе вышеизложенного можно заключить, что возможности фототерапии, основанной на применении фотографии для решения психологических проблем используются неполно. Доступность, удобство и несомненный интерес подростков к данному виду арт-терапии не могут быть не использованы в практике коррекции тревожности младших подростков. Многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие, оказываемое фототерапией на подростков можно использовать как в коррекционной, так и в профилактической работе по данной проблеме.
Пояснительная записка:
В работе с подростками групповая арт-терапия обладает определёнными преимуществами перед другими подходами: она «даёт подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает их большую психологическую защищённость» (8, с.276); работа в условиях арт-терапевтической группы даёт подросткам ощущение большей автономности, удовлетворяя тем самым значимую для них потребность в независимости и сохранении границ личного «пространства»; групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения; большое значение имеет использование невербальной коммуникации с опорой на визуальные образы, обеспечивающей большую безопасность и психологическую защищённость. Вербальная коммуникация должна учитывать психологические особенности подростков, целесообразно использовать язык метафор и ссылок на третьих лиц, избегать однозначных трактовок. «В психотерапевтической группе подростки видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других» (13, с.271).Подростковый возраст – время активного проявления творческого начала и экспериментов с внешней и внутренней реальностью, что позволяет считать особенно продуктивным предоставление им большей творческой свободы и демонстрирование инновационных арт-терапевтических методик.
Данная программа тренинга по фототерапии разработана с целью профилактики и коррекции тревожности младших подростков.
«Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей: выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека» (13, с.254).
При работе с тревожными детьми следует учитывать их чрезвычайно чувствительное отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Это повышает травматическую вероятность неудач, объясняемую тревожными детьми в основном собственной неполноценностью. «Тревожному ученику, прежде всего надо помочь обрести веру в себя, в свои силы…» (16, с.32) отношению к тревожным детям следует использовать в основном содержательную оценку, а в группе должна поддерживаться атмосфера принятия и безопасности. Ребёнок должен чувствовать, что его ценят вне зависимости от его поведения и успехов, т.к. через оценку взрослого и сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен еще поучиться. Подросткам можно рекомендовать: «Чтобы обрести спокойствие от тревог, следуйте правилу: Не подражайте другим. Найдите себя и будьте самим собой» (15, с.68). Важным является развитие у детей мотива компетентности как одного из центральных мотивов учения, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «неполноценностью».
С целью сплочения группы участникам предлагаются задания предусматривающие парную и коллективную деятельность, при этом обращается внимание на то, в какой степени участники группы уважают личные границы друг друга. «Учитывая большую значимость для подростков вопросов психологической, гендерной и культурной идентификации, ведущий может в мягкой форме предлагать связанные с предъявлением в визуальной форме своего психологического, гендерного и культурного «я» задания – различные варианты создания автопортретов, личных гербов, флага своей культурной идентичности» (8, с.280).
Цель: профилактика и коррекция тревожности младших подростков через развитие творческих способностей в группе.
Задачи:
- воспитывать умение налаживать тёплые, дружеские отношения со сверстниками;
- воспитывать уважение к чужой индивидуальности;
- воспитывать умение работать коллективно, создавая обстановку взаимопомощи и сотрудничества;
- способствовать развитию творческого начала;
- способствовать повышению самооценки;
- развивать умение выражать свою индивидуальность, адекватно реагируя при этом на мнение о себе окружающих;
- развивать умение участников выражать свои чувства и эмоции;
- развитие навыков самоконтроля.
Сочетание с другими видами творческой деятельности: на занятиях используются элементы арт-, музыко- и сказкотерапии, большую часть времени занимает выполнение и обсуждение творческих работ. В работе группы должен использоваться как тематический, так и динамический подходы, т.к. «Несмотря на то, что работа группы может иметь тематический характер, ведущий должен проявлять гибкость и допускать возможность изменения плана занятий и высокую степень спонтанности участников группы» (8, с.278).
Условия проведения: данная программа состоит из 10 занятий, продолжительностью 1,5 часа. Встречи проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Помещение для занятий должно позволять расставить столы и стулья для выполнения работ, как в индивидуальной, так и в групповой формах, а также разместить ноутбук для просмотра слайдов и выполненных работ. Некоторые упражнения выполняются под музыку. Желательно, чтобы группа имела закрытый характер, т.к. по мнению Копытина А.И. «для подростковых групп характерно обострённое реагирование на приход новых членов» (8, с.278).
Форма проведения: занятия проводятся в групповой форме, по 7 – 12 человек.
Оборудование и материалы: компьютер (ноутбук) для просмотра слайдов, выполненных фотографий, а также прослушивания музыки, цифровой фотоаппарат, различные журналы, листы белой и цветной бумаги разного формата, клей, маркеры, различные предметы быта, игрушки, одежда (костюмы театральной студии), сувениры и т.д.
Структура занятий:
Первое занятие:
1. представление ведущего тренинг;
2. решение организационных вопросов;
3. обсуждение и утверждение правил для участников тренинговой группы;
4. прослушивание сказки и её обсуждение;
5. методика «Фотоколлаж», выполнение и обсуждение выполненных работ.
6. задание к следующему занятию.
Последующие занятия имеют следующую структуру:
-
- анализ чувств;
- правила поведения участников тренинга (обсуждаются и напоминаются до тех пор, пока не будут усвоены всеми участниками);
- прослушивание сказки и её обсуждение, формулирование темы занятия;
- просмотр подборки фотослайдов;
- осмысление и выполнение задания;
- обсуждение выполненных работ;
- анализ чувств, сравнение, высказывания участников:
- домашнее задание.
Ожидаемый результат: Коррекционная работа с тревожными детьми в рамках данного тренинга способствует налаживанию межличностных отношений со сверстниками, снятию напряжения, страха окружающего мира и неуверенности в себе, созданию положительных эмоций, даёт возможность почувствовать свою значимость и тёплое отношение к себе окружающих.
Задания тренинга способствуют развитию навыков рефлексии, принятию собственной и чужой индивидуальности, повышению самооценки. В условиях группы подростки имеют возможность общаться по поводу имеющихся у них социальных проблем, оказывать друг другу эмоциональную поддержку. Большое значение для детей имеет возможность проявления творческого начала в безопасной обстановке арт-терапевтической группы и использование невербального канала коммуникации, что способствует самовыражению и взаимодействию.
Также задания способствуют умению корректировать своё настроение и общее психическое состояние. Тревожные дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, поэтому представленная программа направлена и на то, чтобы помочь ребёнку достичь взаимопонимания с другими детьми, научить его понимать и уважать других людей.
Учебно-тематический план.
№ |
Темы занятий |
Содержание занятия |
Цель занятия |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Знакомство. |
Установление групповых норм и правил. Рассказ участников о себе с помощью методики «Фотоколлаж» |
Знакомство с ведущим и с правилами поведения в группе. Раскрытие творческих возможностей. Укрепление образа «Я»., |
1,5 |
2 |
Я и мои возможности. |
Знакомство с фотографией как одним из способов самовыражения. Создание серии снимков композиций из различных предметов, выражающих абстрактные понятия. |
Развитие умения выражать свою индивидуальность. Раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности. Получение нового опыта. |
1,5 |
3 |
Наши эмоции |
Запечатление эмоции в фотослайде. Возможно как фотографирование людей, так и композиций из предметов. |
Осознание и выражение чувств и эмоций. Раскрытие творческих возможностей. Воспитание дружеских, партнёрских отношений. |
1,5 |
4 |
Наши друзья. |
Выполнение серии фотоснимков характеризующих кого-либо из участников, на основе их рассказов о себе. |
Исследование системы отношений. Воспитание уважения к чужой индивидуальности. |
1,5 |
5 |
Моё настроение. |
Демонстрация и запечатление в серии снимков настроения своего и партнёра. |
Актуализация и осознание внутренних ресурсов. Развитие умения анализировать и выражать свои чувства и эмоции, корректировать своё настроение |
1,5 |
6 |
Работа с самооценкой. |
Создание серии фотоснимков демонстрирующих, возможно скрытые от окружающих, положительные качества характера или внешности (свои или партнёра). |
Развитие умения выражать свою индивидуальность. Повышение самооценки с опорой на особенные, неповторимые качества личности. |
1,5 |
7 |
Моя мечта. |
Создание фотокомпозиции, которая служит олицетворением мечты. |
Выявление и осознание потребностей, установок, ценностей. |
1,5 |
8 |
Работа с полярностями. |
Выполнение серии фотоснимков предметов или композиций с диаметрально противоположными внутренними или внешними характеристиками, либо вызывающих противоположные чувства. |
Воспитание умения работать коллективно. Способствует самораскрытию участников группы, их сближению и обнаружению различий и общности опыта. Раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности. |
1,5 |
9 |
Мой герб. |
Создание фотокомпозиции символизирующей личные достоинства участника или его жизненные установки. |
Исследование системы отношений. Осознание динамики изменений. Актуализация и выражение чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе. Повышение самооценки. |
1,5 |
10 |
Удивительное рядом. |
Наблюдение за окружающей действительностью и создание на основе этих наблюдений серии фотоснимков удивительного или интересного. |
Актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов. Осознание динамики изменений. Раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности. |
1,5 |
Всего: |
15 |
Занятие №1.
Примерные правила для участников тренинга:
• Выполнять распорядок групповых занятий.
• Стараться говорить в группе обо всем открыто и искренне.
• Помогать другим участникам включаться в деятельность группы, познавать и изменять способы поведения и переживания.
• Стараться выслушивать мнения, советы окружающих, обдумывать их.
• Проявлять себя и наладить обратную связь с другими членами группы.
• Слушать других внимательно, не перебивать, не говорить слишком часто или слишком долго.
• Искать и поддерживать в себе и других только хорошее, не ставить себя выше или ниже других.
• Ориентироваться на понимание, поддержку, отказ от оценочных суждений и «приклеивания ярлыков».
• Стараться не тратить время на непродуктивные рассуждения на общие темы и концентрироваться на конкретных проблемах.
• Не предлагать других в качестве добровольцев для участия в тех или иных видах упражнений.
• Не выносить за пределы того, что происходит на групповых занятиях сохранять конфиденциальность, т.е. о видах работ, упражнений, проводимых в рамках тренинга, можно и нужно рассказать всем желающим; конфиденциальность касается этики обращения с тем личным материалом, рассказом о себе, своих личных проблемах, который вольно или невольно становится достоянием всех присутствующих и должен быть сохранен в тайне.
• Участники имеют право не участвовать в тех или иных упражнениях, обладая полной свободой выбора и не объяснять причины отказа. Тем не менее, желательно все же активно участвовать во всех упражнениях тренинга.
Памятка участнику тренинга:
• Не ставьте себя выше или ниже других.
• Ищите и поддерживайте в себе только хорошее.
• Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
• Слушайте очень внимательно задания.
• Не говорите слишком долго или слишком часто. Не перебивайте.
• Старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых упражнениях, играх.
• Не перебивайте, не исправляйте и не судите говорящего.
• Будьте изобретательны и используйте творческий подход.
• Учитесь доверять вашему внутреннему чувству тогда, когда нужно действовать.
• Будьте терпеливы и настойчивы.
• Признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их.
• Не высмеивайте и не унижайте других и себя.
Сказка.
ПЕЩЕРА МОЕЙ ДУШИ.
Жил-был мальчик. Самый обыкновенный мальчик. Жил он в большом доме с мамой и папой, и, как у всех обычных мальчиков, были у него бабушка с дедушкой. И все эти родственники, как могли, заботились о нем. Но что ему были их заботы! Он был одинок, он думал, что ни один человек в мире не может понять его. Никто на свете не знает, какой он. А он так хотел, чтобы узнали. Он пытался обратить на себя внимание, прыгал и визжал, и ничего — все взрослые только хмурились и ворчали. Он дрался, пытаясь доказать, что он сильный, и добиться дружбы таким образом, но все одноклассники вздыхали, потирали шишки и ушибы, но дружили только между собой и им совсем не интересовались. А тут на горе еще фея Рул из страны Скуул возникла, как из-под земли, и превратила его… в кого бы вы думали? В ежа. Вы думаете, у него отовсюду иголки стали торчать — так нет. Он стал, словно иголками, своими словами людей отпугивать. Что ни скажешь ему, о чем ни попросишь, в ответ: «Нет, не буду». А еще он, как еж, все старался в угол забиться, чтоб его не трогали, не учили его, не заботились о нем. Так что стало мальчику от колдовства феи Рул из страны Скуул еще более одиноко. Но вот однажды случайно попал наш мальчик в башню под страшным именем Холидж, и навстречу ему вышла девушка по имени Сайко. Она улыбнулась ему и сказала: «Здравствуй, мальчик, я рада видеть тебя. Давай присядем, и ты мне все расскажешь. Я слушаю тебя». От этих слов иголки уменьшились. Мальчик сел, открыл рот и начал рассказывать удивительные истории о своей жизни, о своих чувствах, переживаниях и о том, что он одинок и ему скучно. Никогда, нигде и никому не рассказывал мальчик об этом. Долго говорил мальчик, а фея слушала, смотрела на него ласково, не перебивала. Чем дольше продолжался рассказ мальчика, тем иголки его становились все меньше и меньше, а темная пещера в его душе становилась светлее. Наступал вечер, смеркалось. «Мама, наверное, беспокоится, — сказал мальчик. — Я побегу. До свидания». «До встречи, пока», — ласково сказала фея Сайко.
Основной смысл: какие мы? Что мы демонстрируем окружающим? Может это не всегда то, что нам кажется? Может ваши друзья смогут помочь вам понять что-то важное? Расскажи о себе.
Техника «Фотоколлаж». Участникам предлагается индивидуально создать фотоколлаж из журнальных вырезок, каждый фрагмент сопроводить названием и комментарием. Участникам предоставляется возможность прокомментировать свою работу, рассказать о том, какое значение для них имеет каждый фрагмент.
Домашнее задание: подготовить и принести на следующее занятие понравившиеся или имеющие особенное значение для обладателя предметы ближайшего окружения или природы.
Занятие №2.
Таблица для анализа чувств.
Страх |
Гнев |
Грусть |
Радость |
Ужас боязнь тревога неуверенность беспокойство удивление замешательство ошарашенность озадаченность взволнованность растерянность оцепенение |
ярость месть бешенство ненависть злость негодование раздражение обида досада отвращение ревность зависть недовольство нетерпение |
отчаяние скорбь горечь отверженность одиночество беспомощность безнадёжность скука усталость разочарование подавленность сожаление отрешённость |
восторг вдохновлённость блаженство нежность благодарность удовлетворение оживление приподнятость увлечение облегчение покой умиротворение удовольствие интерес |
Сказка.
СИРЕНЕВЫЙ КОТЕНОК.
Сиреневый котенок мыл лапки только в лунном свете.
— Ну что мне с ним делать? — кошка разводила лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
— Да что с ним нянькаться? — рычала свинья. — Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый, — трещали воробьи. — Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!
Сиреневый котенок мыл лапки только в лунном свете. Луна была большая, яркая.
— Милый котенок, — спрашивала Луна, — а почему ты сиреневый?
— А как бывает еще?
— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
— Он похож на тебя? Конечно, хочу.
— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. — А я знаю твою сестру Луну!
— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
— Конечно, передам.
Сиреневый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Основной смысл: мы можем выразить себя не только привычными для нас способами, но и необычными.
Создание композиций. Участникам предлагается создать композиции из предметов природы, ближайшего окружения, стараясь в них передать характер абстрактных понятий: «тишина», «красота», «нежность», «чистота», «безмятежность», «бесконечность», «сострадание», «любовь» и т.д..
В ходе обсуждения сначала группой рассматривается каждая работа, затем участники высказывают предположения о возможной теме работы и объясняют своё предположение. Потом автор сам рассказывает о своей работе. В заключение делается общий вывод о том, что транслирует работа, удалось ли автору донести до других её смысл.
Домашнее задание: поразмыслить, какие эмоции несут в себе предметы ближайшего окружения и природы, почему?
Занятие №3.
Р. Сеф
«Чудо».
Ты ещё
Не видел Чуда?
Никогда
Не видел Чуда?
Вот беда –
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо…
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрёстка
Пробивается
Берёзка.
(восхищение)
«Добрый человек».
Столяр гулял в густом лесу
Среди густых стволов,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много тут стволов.
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много зайцев тут.
Шёл утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
– Как хорошо в лесу!
(радость)
«Бесконечные стихи».
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает…
(скука)
«Слёзы».
Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей. Пока
Из горьких слов твоих
Не побежит лучей…
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слёзы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.
(грусть)
Основной смысл: наши эмоции такие разные, они имеют различные причины. Эмоции могут быть переданы с помощью окружающих предметов, которые ассоциируются для нас с определённой эмоцией. А смогут ли окружающие понять наши эмоции, переданные им с помощью фотослайдов.
Запечатление эмоций. Участникам предлагается создать фотоизображение различных эмоций: «печаль», «радость», «страх», «гнев», «удивление», «отвращение», «сомнение», «равнодушие». Возможно фото предметов, людей, природы.
Каждая работа рассматривается группой, затем участники высказывают предположения об эмоции работы и объясняют своё предположение. Потом автор сам рассказывает о своей работе. В заключение делается общий вывод о том, удалось ли автору передать эмоцию, а зрителям распознать её.
Домашнее задание: (при высокой активности участников задание не даётся) вспомнить интересные, замечательные события своей жизни, имеющие важность в дальнейшем, как-то изменившие или характеризующие вас.
Занятие №4.
Сказка.
ГЕОРГИН И БАБОЧКА.
Жила-была одинокая старушка. Детей у нее не было, и чтобы не грустить, она выращивала цветы. Сад у нее был небольшой, но очень красивый. Однажды она посадила там Георгин. К огорчению старушки, цветок долго не прорастал. И вот однажды ранним утром из земли показался зеленый росток — Георгин начал расти. Старушка очень обрадовалась и стала усердно поливать его, чтобы он поскорее вырос. С каждым днем Георгин становился выше, и у него росли листочки. Другие цветы с нетерпением ждали: «Ну когда же он расцветет? Мы так хотим познакомиться с ним!» Наконец ранним утром Георгин расцвел. Это был удивительно красивый ярко-красный цветок. Цветы в саду зашептались: «Какой он красивый! Никто из нас не сравнится с ним! Он очень гордится своей красотой и поэтому такой высокий. Наверное, он не захочет дружить с нами». Георгин услышал это и очень обиделся: «Вы ошибаетесь, друзья! Я очень хочу с вами дружить!» Но цветы не поверили ему: «Если бы ты хотел с нами дружить, ты бы не вырос таким высоким!» Напрасно Георгин говорил цветам, что не виноват в том, что он такой высокий, — они не хотели его слушать. На следующий день цветы вообще перестали с ним разговаривать и шептались между собой внизу.
Георгину было очень обидно, что его отвергают, но он ничего не мог поделать. Он был одинок в саду, где все цветы были ниже его. Однажды он подумал: «А почему бы мне не подружиться с солнцем? Оно выше меня, но я буду стараться и вырасту. Я дотянусь до солнца, и мы сможем дружить!» Эта мысль придавала ему сил, и очень скоро он стал еще выше. На следующий день пошел сильный дождь. Вдруг Георгин увидел, как невдалеке летит бабочка. Она почти падала, так как крылышки у нее были мокрыми. Ей грозила неминуемая гибель. Георгин подумал: «Она же сейчас погибнет! Надо ее спасти!» И он стал усиленно качать своей головкой, чтобы бабочка его увидела. Сквозь дождь она заметила издали большой красивый цветок, который качал своей головкой, как бы призывая ее. Собрав последние силы, бабочка добралась до цветка и спряталась под лепестками его большой красной головки. Когда дождь кончился, бабочка высушила свои крылышки и, пообещав вернуться, улетела. На следующее утро она снова прилетела, чтобы поблагодарить Георгин за то, что он ее спас. С тех пор бабочка и Георгин подружились. Сначала она прилетала одна, но скоро с ней стали прилетать ее друзья, другие бабочки. Теперь у Георгина было много друзей, которые его навещали. Но он решил, что другим цветам обидно, и предложил своим друзьям прилетать и на соседние цветы. Цветы очень обрадовались и поняли, как они ошиблись в Георгине. Они стали с ним дружить и увидели, какой он добрый. А каждый день в сад прилетало множество красивых бабочек и там становилось очень весело и красиво.
Основной смысл: как прекрасны окружающие нас люди, стоит только внимательнее присмотреться к ним.
Серия снимков «И это всё о нём…». Участникам по очереди предоставляется возможность рассказать другим о себе и о некоторых моментах своей жизни, которые имели в их жизни какое-либо значение или как-то повлияли на их дальнейшую жизнь, на то, какие они сейчас, либо характеризуют их. Слушателям предлагается постараться выделить в каждом рассказе главное, характерное, на основе чего выполнить серию снимков о каждом из участников. Возможно использование различных предметов, а также явлений и состояний природы, с целью создать метафорическое, символьное изображение партнёра.
При обсуждении сначала каждый автор презентует свои фотоработы, рассказывает о ярких чертах их героев, и о том, как он их выразил. Потом объект фотосессии сам высказывается по поводу снимков, выражая при этом своё согласие-несогласие. В заключение делается общий вывод о том, удалось ли понять каждого и передать их характерные черты.
Домашнее задание: постараться проанализировать своё состояние (настроение) в какой то конкретный момент, чем оно вызвано.
Занятие №5.
Сказка.
ИСТОРИЯ СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ.
Давно это было, так давно, что уже никто и не помнит, где точно это случилось. А было все так. В некотором царстве, а может, и не в царстве, жил-был царь, справедливый и трудолюбивый. И сына таким воспитывал. Да-да, у царя был сын, а звали его Иван. Рос Иванушка, рос и дорос до того, что решил его батюшка заморским наукам обучать. Решил так царь, да и выписал из-за моря-океана иностранку, фрау Плюс. Иностранка была образованная и к тому же очень начитанная (много русских сказок читала). И Ивану она вроде бы понравилась, если бы не одно «но». Когда фрау Плюс спросила, как зовут ее нового воспитанника, то в ответ на произнесенное: «Иванушка», она сперва нахмурилась, а потом радостно закивала (видно, сказку какую-то вспомнила) и на ломаном русском языке произнесла: «О! Иванушка-дьюрачок, наверное». Все посмеялись над невинной оплошностью фрау Плюс. Да только вот Иванушке было невесело. Тяжелая думушка запала ему в голову крепко-накрепко: никак не шло у него из ума обидное прозвище Иван-дурак, ни за что не мог поверить в то, что оно как-то может к нему относиться. А от этого все пошло кувырком. Фрау Плюс ему объясняет, как решать задачи про царскую казну, а Иванушка все думает, что она-то его глупым считает. Не переставая, думает наш герой об этом: и день, и ночь, и на занятиях, и на прогулке, — так, что ни один арифметический закон ему не запоминается.
А фрау начала понемногу сердиться, что не получается у Ивана ничего. Да и сам Иванушка перестал верить в свои способности обучиться заморским наукам. От таких невеселых мыслей поднялась у Ивана температура, закружилась голова. Тут и мамки с няньками всполошились: «Царский сын болен!» Поднялась во дворце суматоха, уложили больного в постель.
Лежит Иван в кровати, хворает. От нечего делать стал он солнечных зайчиков по стене пускать. И попал один зайчик на зеркало, а зеркало то было не простое, а волшебное: в нем все, о чем мечтаешь, отображалось. И видит в нем Иванушка себя здоровым, румяным и умным в тот самый момент, когда он ответ решенной задачки на доске пишет. А рядом с ним, кто бы вы думали? Фрау Плюс. Сидит и аккуратными печатными буквами тетрадь нашему герою подписывает: «Тетрадь по математике Ивана-царевича». Увидел это Иван и так обрадовался: «Значит, она меня вовсе не глупым считает, а умелым и способным!» Обрадовался Иванушка да от радости на кровати подпрыгнул так, что на этот шум полцарства сбежалось. Поглядели няньки на Иванушку — а от болезни не осталось и следа. И на следующее утро он с удовольствием побежал на занятия с фрау Плюс, где справился со всеми задачками в один счет.
Тут и сказке конец.
Основной смысл: Наше настроение зависит от многих причин, иногда мы не в силах сами его улучшить. Но есть одна мудрость – если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней.
Упражнение «Моё настроение». Участники работают в парах. Сначала они обсуждают друг с другом своё настроение, чем оно вызвано, как можно его улучшить. Затем пытаются по очереди продемонстрировать его партнёру, который в серии снимков запечатлевает его. Можно продемонстрировать плохое настроение, а затем хорошее.
Фотоработы обсуждаются в том же порядке, что и предыдущие. Каждый рассказывает о том, какое у него настроение, как он пытался продемонстрировать его, удалось ли улучшить своё настроение.
Выбирается лучший снимок из каждой серии, делается общий вывод о том, удалось ли участнику донести до окружающих своё настроение.
Домашнее задание: поразмыслить о своих положительных качествах (характера или внешности), постараться демонстрировать их окружающим, не говоря о них напрямую.
Обратить своё внимание на окружающих близких, подумать, какими положительными качествами они обладают.
Занятие №6.
Сказка.
ПРО ГУСЕНИЧКУ.
В одном лесу, на берегу озера была красивая поляна. Каждый год около озера собирались ее жители: пчелы, шмели, стрекозы, жуки, кузнечики, мухи, и приползала туда маленькая премаленькая гусеница. Когда все были в сборе, начинался ежегодный бал в воздухе.
Гусеничка не умела летать, но очень хотела этому научиться, и приползала, чтобы тихонечко наблюдать за прекрасным балом и мечтать, мечтать… Вот и этот день она приползла и спряталась за листом лопуха.
Начался бал. Но еще до того, как первый танцор начал свой танец, толстая муха закричала Гусеничке:
— А ты что здесь делаешь?
— Я…, я… просто хотела…, — начала Гусеница, но ее перебили:
— Что ты хотела? Что ты хотела? Зачем вообще ты приползла сюда, ты ведь противная и никому не нужная гусеница. Ты даже не умеешь летать. Фу, какая ты гадкая и некрасивая!
«Да, я никому не нужная гусеница. И я не умею летать», — подумала Гусеничка и поползла прочь под насмешки и крики счастливых обладателей крыльев.
Гусеничка не знала, что ей делать дальше, ей было очень обидно, так обидно, что аж хотелось умереть. Она забилась в самый темный угол и горько заплакала. Она долго-долго плакала, а потом задумалась: — Как несправедливо устроен мир. Почему так получается, что одних любят все, потому что они нужные, а других не любит никто, потому что они не умеют ничего делать. Но ведь так не бывает, так нечестно! Не может быть, чтобы я была никому не нужна, надо только постараться что-то сделать, надо очень-очень постараться, а вдруг тогда я смогу научиться летать?!
Вдруг Гусеничка почувствовала, что с ней что-то происходит. Она начала выделять паутинку и окутывать себя ею. Гусеничка заматывалась и заматывалась этой клейкой ниточкой, пока не покрылась ею целиком. А потом она заснула. И снилось ей, что она учится летать, учится долго и упорно. И у нее сперва, ничего не получается, но постепенно она добивается успеха. И хотя ей трудно, Гусеничка не отступает, потому что ей очень хочется полететь.
Проснулась наша Гусеничка от того, что ей нечем было дышать, она словно выросла, и колыбелька стала ей мала. Гусеничка напряглась и разорвала стенки своего домика. Прошел ровно год с того дня, когда она последний раз видела солнце и поляну. И тут Гусеничка вспомнила, как она училась летать. Ей казалось, что это было не во сне, а наяву, и если она попробует, то полетит.
Гусеничка добралась до края листа, на котором сидела, и… полетела.
Это было сказочно. Гусеничка смеялась от счастья и летела все дальше и дальше. Незаметно она добралась до того самого озера, около которого устраивался бал воздушных танцоров.
— А ведь сегодня как раз день танцев, — подумала Гусеничка, и вдруг услышала:
— Смотрите, смотрите, какая красивая!
— Да это же бабочка, прекрасная бабочка!
— Это они мне? Это я прекрасная бабочка?! — удивилась Гусеничка и поспешила заглянуть в зеркальную гладь озера.
О, да… Она превратилась в бабочку. Гусеничка, вернее теперь бабочка, даже подпрыгнула от восторга в воздухе. «Какое счастье!», — подумала она.
— Да ведь это наша Гусеничка, — догадался кто-то. — Она перезимовала и превратилась в бабочку, да еще и в такую красивую!
А прекрасная бабочка танцевала и танцевала, пока совсем не устала. Тогда она села на цветок отдохнуть, а все побежали поздравлять ее, ведь она заняла первое место среди воздушных танцоров в этот день.
Каждый спешил подойти к ней и похвалить ее: — Какая же ты прекрасная бабочка! — Как чудно ты летаешь! Сколько радости ты нам доставила!
А бабочка была самой счастливой, ведь ее теперь все любили, и она научилась летать!
Основной смысл: мы особенны, неповторимы, мы прекрасное создание природы и Бога, наша жизнь важна, иначе, зачем мы созданы? А если это так то, значит, мы должны нести радость окружающим! И мы в силах это сделать.
Если что-то в товарище нам и не нравится всегда следует быть корректным, не обижать насмешками, ведь наши друзья и близкие являются обладателями и прекрасного, и в наших силах показать им это.
Предлагаемые упражнения (на выбор):
1. Упражнение «Я прекрасен(-сна)». Продолжается работа в парах. Каждый демонстрирует свои наилучшие качества, как характера, так и внешности.
Серии снимков обсуждаются. Делается вывод о том, видели ли раньше окружающие те положительные качества участников, которые они сейчас продемонстрировали.
2. Упражнение «Мой друг». Упражнение является логическим продолжением предыдущего, в тех же парах. Теперь действующее лицо – фотограф, он должен сделать фото, на которых партнёр предстал бы в наилучшем свете и ракурсе.
В этот раз при обсуждении выясняется, знал ли объект съёмки о том, что он обладает красотой, и каким прекрасным могут видеть его окружающие.
3. Упражнение (вместо 1 и 2) «Мы прекрасны». Участникам даётся задание, показать себя с партнёром (близким человеком) с лучшей стороны, сделать вывод – «мы прекрасны, когда…». Ведущий фиксирует задание на фото.
Домашнее задание: подготовить и принести на следующее занятие понравившиеся или имеющие особенное значение для обладателя предметы ближайшего окружения или природы.
Занятие №7.
Сказка.
ПРО ВЕТОЧКУ.
На одной волшебной поляне жила-была красивая веточка. Весной она завораживала всех своим пленительным запахом, летом каждый, кто проходил мимо, улыбался цветам на ней, а осенью она удивляла всех богатой палитрой красок.… Поэтому её и называли волшебной. Она и сама, кажется, начинала верить в свое волшебство.
Никто не мог пройти мимо, чтобы не обратить на волшебную веточку внимания. Она постепенно привыкала к этому, и ей становилось скучно. Она ждала чуда. У волшебной веточки была мечта: ей всегда хотелось проснуться зимой, ощутить холод снега, увидеть свет волнующего месяца, таинственные звезды.
Наконец природа скинула свой осенний наряд, и наступила зима. Задремав, поляна притихла под пушистым ковром снега. Только наша волшебная веточка никак не могла уснуть. Она решила, что больше не может ждать чуда. Собрала она все свои волшебные силы и проговорила заклинание.
Тут же яркий свет ослепил ее. Но потом она увидела, как в лунном свете снег отражает сияние звезд, и это добавляло ему игривости и ослепительности. Волшебная веточка была счастлива. Но столь сильный поток света оказался для нее губителен. И, умирая на снегу, она прошептала: «Теперь я видела чудо и знаю, что такое счастье!».
Пришла весна, снег растаял. Лежа на земле, веточка не могла больше очаровывать путников ароматом листвы и цветов. Они удивлялись, куда же исчезла их волшебная веточка. Но однажды холодная ночь застала одинокого путника в лесу, на поляне. Он присел под дерево, на котором раньше жила волшебная веточка, в надежде согреться. И вдруг он увидел веточку, лежащую на земле, и вспомнил ее.
Основной смысл: что такое «мечта», что она значит для нас.
Упражнение «Мечта». Участникам предоставляется время на осмысление темы упражнения, на то, чтобы сформулировать свою мечту, выразить её в композиции или найти существующий и олицетворяющий её предмет или явление в природе.
При обсуждении каждому предоставляется возможность сопроводить демонстрацию слайда небольшим поясняющим рассказом. Возможно дальнейшая разработка темы и последующее её обсуждение на других занятиях.
Домашнее задание: в случае, если на занятии не удалось в полной мере найти олицетворение своей мечты, подумать об этом.
Подготовить и принести интересные и важные для обладателя предметы, вещи, сувениры и т.д.
Занятие №8.
Сказка.
СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ.
Жил-был Простой Карандашик. Больше всего на свете он любил рисовать, и рисовал все подряд, все, что видел: людей, животных, дома, деревья… Когда получалось хорошо и аккуратно, Простой Карандаш радовался, а когда что-то не очень выходило, немного расстраивался, но любимое дело не бросал и с упорством продолжал рисовать снова и снова.
Соседкой Простого Карандаша была одна Резинка: небольшая, белая, чистая и очень-очень аккуратная. Она обожала наводить чистоту.
Как только находила Резинка малейший непорядок — она с головой бросалась в дело, пока все вокруг не начинало сиять.
— Ах, какое безобразие! Какой кошмар! — воскликнула она, увидев рисунки Карандаша.
И была права, потому что рисунки были нарисованы на всем чем угодно: на асфальте, на стенах домов, на крышах, столах… кругом.
«Непорядок», — решила Резинка и в мгновение ока стерла все рисунки Карандаша. С той минуты она не оставляла Карандаш в покое, следовала за ним по пятам и стирала все его рисунки. Карандаш совсем расстроился. Как и всякий художник, он мечтал что-то оставить после себя, поэтому он начал нервничать, рисовать неуверенно, делать ошибки. Но объясниться с Резинкой все-таки никак не хотел, ведь он ее очень сильно боялся.
Однажды, застав Простого Карандаша за работой, Резинка решительно направилась в его сторону. Увидев приближающуюся Резинку, Карандаш совсем растерялся и нарисовал Кошке (которую он как раз в это время рисовал) пять лап вместо положенных четырех.
— Ну вот, — вконец расстроился он и посмотрел виновато на Резинку, — я снова сделал ошибку — нарисовал Кошке лишнюю лапу.
— Вот эту?
В тот же момент Резинка стерла лишнюю лапу. Тут оба они увидели, какой хороший рисунок получился. Кошка была, как живая. Казалось, вот сейчас она замяукает и побежит на своих ЧЕТЫРЁХ лапах.
— Ведь ты же можешь стирать не все линии, а только нарисованные неправильно, — обратился Простой Карандаш к Резинке.
— Если я правильно поняла, ты предлагаешь мне работать вместе с тобой? — спросила Резинка.
— Да, — ответил Карандаш.
Резинка на некоторое время задумалась. Она терпеть не могла беспорядка (а ведь рисунки на заборах и стенах домов и есть настоящий беспорядок), но предложение Простого Карандаша было таким заманчивым…
— Я согласна, — наконец сказала она, — но с одним условием: рисовать с этой минуты будешь только на бумаге, и нигде больше. И никаких стен и заборов. Договорились?
Простой Карандаш с радостью согласился.
С тех пор они неразлучные друзья. Стоит только Простому Карандашу ошибиться, как его верный друг Резинка тут как тут — в мгновение ока исправляет ошибку.
С каждым рисунком мастерство Карандаша растет, и он ошибается все меньше. Но он настоящий друг и, чтобы Резинке не было очень скучно, специально допускает ошибки.
Основной смысл: работать коллективно трудно, особенно если вы полны своими собственными идеями. Но попробовать стоит!
Упражнение «Противоположности». Участникам предлагается создать серию фотоснимков, на которых будут предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства. Выбор темы и создание композиций участники должны делать коллективно, выслушивая мнение каждого и договариваясь. Возможные темы: «Красивое и безобразное», «Большое и маленькое», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т.д.
Домашнее задание: Подготовить и принести на следующее занятие интересные и важные для обладателя предметы ближайшего окружения, природы, вещи, сувениры и т.д.
Занятие №9.
Сказка.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ СОН.
День был как всегда солнечный, и берег моря был просто усеян отдыхающими. Да, нелегко пройти к берегу! Хорошо бы познакомиться с какой-нибудь девочкой…
С плаванием у меня неважно… Вдруг взгляд мой остановился на девочке, которая не очень умело, плавала у самого берега. Вернее, она просто барахталась и пыталась плыть. Боже, как нелепо выгляжу, наверное, и я, ведь я точно так же «плаваю». Зато ныряла она здорово! Как же долго торчат ее стройные ноги из воды, наверное она занимается спортом или танцами. А почему бы не подойти к ней и не познакомиться… попробую, тем более что она выходит на берег.
— Привет, как тебя зовут?
— Вика.
— Правда! Вот это совпадение, и меня Вика.
— Ты одна здесь?
— Нет, с мамой и братом.
— Я тут видела, как ты плаваешь, может вместе поучимся? Я вообще-то тоже не умею.
Я была просто счастлива, мы до самого обеда плавали, играли в мяч, делали «колесо» на песке, строили замки, в общем, отдыхали. Вика оказалась очень веселой девочкой, и, несмотря на то, что мы были знакомы только несколько часов, хохотали мы так, как будто знаем друг друга вечность.
Вечером мы встретились опять: гуляли по парку и просто болтали. Я оказалась права: Вика чуть больше пяти лет занималась танцами, а потом бросила. Занималась лыжами, баскетболом и даже… мини-футболом. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что в пятом классе она стала лучшим нападающим в соревнованиях, про нее даже писали в газете. Я не могла похвастаться успехом в спорте, и когда Вика заговорила о рисовании, я оживилась: ну конечно же, я тоже любила рисовать!
— Пойдем ко мне в комнату, я взяла с собой альбом.
— Здорово! Я так рада, что мы встретились с тобой.
Вика взяла карандаш и начала рисовать чей-то силуэт, это оказался лось. Он смотрелся как живой. Мне вдруг пришло в голову, что хорошо было бы нарисовать рядом с этим красавцем лосенка. Я взяла у Вики карандаш и тоже стала рисовать. Лосенок лежал у ног лося и смотрел большими, прекрасными глазами вдаль, словно побыстрее хотел узнать, что там. У него не было таких больших и красивых рогов, как у папы, но были маленькие бугорочки, которые в будущем станут ветвистыми рогами.
Потом мы рисовали просто зверей, собак, медведей, кошек… Я пыталась изобразить животных, словно они настоящие, а Вика наоборот, волшебных и забавных. Оказалось, что она выдумывает своих зверушек. Синие пингвины, щенок в плаще, цапля в калошах… Вот это фантазия!
— Как тебе это удается?
— Мы с мамой, когда у нас появляется вдохновение, шьем игрушки, она меня и научила. Игрушки придумываем тоже сами, принаряжаем, украшаем. У нас их так много, что даже была выставка в городе. Вика обещала мне выслать на память игрушку. Что ж, буду ждать. Какой интересный человек, подумала я.
Прозвенел будильник, но я не хотела открывать глаза. Ну почему, почему будильник всегда звонит не вовремя! Какой удивительный сон. Кто эта девочка, с которой я познакомилась на пляже: футбол, рисунки, игрушки… Не может быть, я всегда думала, что мне нечего о себе рассказать. А может быть, это действительно была я?
Основной смысл: все мы очень интересные и особенные люди, мы многое можем и умеем, хотя иногда забываем об этом.
Упражнение «Мой герб». Каждым индивидуально создаётся композиция, символизирующая личные достоинства, жизненные установки. Герб является предметом гордости, обозначает положение в обществе.
В ходе обсуждения каждый рассказывает о своём гербе и о значении его элементов.
Занятие №10.
Упражнение «Удивительное рядом». Во время прогулки участникам предлагается понаблюдать за окружающей действительностью: природой, людьми и сделать серию снимков того, что удивило, восхитило, показалось особенным. После возвращения участники демонстрируют снимки, сопровождая показ рассказом об объекте съёмки, и делятся впечатлениями.
Литература.
- Актуальные проблемы психологии XXI века: методология, теория, эксперимент, практика. Материалы I ежегодной региональной научно-практической конференции студентов и школьников. 24 марта 2008 года. / Под ред. к. пед. н. Г.Р.Юсуповой. – Бугульма: БФ ИЭУиП (г. Казань), 2008. – 130 с.
- Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. – 208 с.
- Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 350 с.
- Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
- Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. – СПб.: «Речь», 2003. – 96 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000. – 118 с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.
- Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб для студ. Вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: «Академия», 2005. – 448 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.
- Прохоров А.О. Психология самоуправления.- Казань, Таглимат, 1997. – 106 с.
- Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растёт // Воспитание школьников, 2006, – №9, – с. 26-34.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
- Шмырёва О.И. Психологические особенности эмоционального реагирования в подростковом возрасте // Мир психологии, 2007, – №4, – с. 52.