Валеева Миляуша Хусаиновна
Исамова Лариса Шамилевна
Новицкая Наталья Васильевна
учителя-логопеды
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56 «Родничок»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
«Жизненная компетентность» относится к ключевым видам компетентности, которая проявляется через способность решать жизненные проблемы разного характера в контексте конкретной ситуации жизнедеятельности человека на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Главная проблема детей с ОВЗ (речевые и интеллектуальные нарушения) заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Основным направлением работы с такими детьми должна стать практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: − жизненная значимость; − практическая необходимость. Таким образом, у воспитанников необходимо сформировать те компетенции, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность выпускника после его выпуска. На основании этого утверждения мы считаем необходимым использование понятие «жизненная компетентность», под которым понимается интегральная характеристика, определяющая способность человека решать жизненные проблемы и задачи в типичных жизненных ситуациях с использованием опыта различных видов деятельности, в соответствии со своими ценностями и наклонностями.
При этом решается часть таких задач как:
- дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);
- научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
- сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Ядром компетентности являются деятельностные способности − совокупность способов действий. Важный компонент − опыт − интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Потребности практики стремительно меняющейся социальной жизни и производства требуют формирования системы привития воспитанникам с нарушением речи и особенностями психофизического развития не просто знаний и умений, а умений, проявляемых в конкретных жизненных ситуациях, подготовки их к выполнению основных социальных ролей: труженика, семьянина, гражданина.
У значительного числа детей с ОВЗ могут отмечаться разнообразные нарушения речевого развития, требующие помощи со стороны учителя-логопеда. Однако устранение или существенная компенсация речевых нарушений не избавляют сами по себе от трудностей коммуникации, причинами которых могут быть ограниченность опыта социальных взаимодействий, преобладание эмоционально-оценочного восприятия ситуаций, замедленный темп и пассивность когнитивного восприятия и переработки информации, трудности саморегуляции, склонность к эмоциональной дезорганизации поведения даже в несложных проблемных ситуациях. Преодоление этих особенностей, мешающих полноценной и эффективной коммуникации с окружающими, требует длительной работы по формированию соответствующих жизненных компетенций, включающих, прежде всего, устойчивые и продуктивные коммуникативно-поведенческие умения и навыки. В связи с этим, мы пришли к выводу, что нужно разработать дидактическое пособие на решение этой проблемы. И нами было разработано методическое пособие «Логомаркет: «Продукты»». Вашему вниманию, мы предлагаем авторскую игру на формирование квазипространственной ориентировки через развитие лексико-грамматических категорий «Логомаркет: «Продукты»». Под чутким руководством педагога, в ходе игры, формируется чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе; умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты; умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом; развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия; создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Игровое пособие включает:
– игровые карточки с тематикой (продуктовая полка:«Молочные продукты», «Овощи» и т.д.) с одной стороны и игровым полем, состоящим из 25 клеток с другой стороны,
– фишки (человечки),
– картинки с изображением продуктов,
– карточки-инструкции с проложенным путем «Маршрут»,
Для игры выбираются фигурки согласно количеству играющих детей, исходя из цели и содержания занятия.
Варианты игр на ориентировку имеют разные задачи:
– определять пространственное расположение предметов относительно предложенного обьекта или предмета;
– передвигаться в указанном направлении, умение различать и обозначать основные пространственные направления, оформляя вербально;
– по игровому полю в разных направлениях ориентируясь на предметы-опоры, умение различать и обозначать основные пространственные направления, оформляя вербально;
– развивать умение ориентироваться по инструкции; развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие;
Одновременно с формированием ориентировки в пространстве и на листе по квазипространственным представлениям происходят процессы:
– активизации словаря по лексической теме «Магазин «Продукты»».
– развитие лексико–грамматических категорий и связной речи.
Игры: «Чего не стало?», «Жадина», «Один – много», «Пересчитай от 1 до5», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Из чего сделано?», «Скажи наоборот», «4 лишний», «Посмотри, запомни- назови» и т.д.
Связная речь: Составление предложений по образцу. Составление мини -рассказов, рассказов по плану, с опорой на картинку и т.д
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что одной из важнейших образовательных потребностей детей с ОВЗ является формирование сферы жизненной компетенции. Работа в этом направлении должна включаться не только в содержание специальных коррекционных занятий, но и пронизывать весь учебно- воспитательный процесс, реализуя тем самым новые приоритеты в целях образования детей с ОВЗ: «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства» [6], создание оптимальных условий для его социализации и минимизации рисков социально-психологической дезадаптации.
Литература
1. Бабкина Н.В. Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 40–55. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n3/Бабкина.shtml (дата обращения 17.01.2017).
2. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. № 2. С. 53–59.
3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. № 5. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymiobrazovatelnymi-potrebnostjami (дата обращения 17.01.2017).
4. Инденбаум Е.Л. К чему приводит стихийная инклюзия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 4. С. 33–38.
5. Инденбаум Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 42–49.
6. Буланова, Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 15.01.2023).