Липатова Анна Юрьевна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения
замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
Цель занятия:
– развивать представление детей о себе;
– содействовать развитию положительного образа «Я»;
– формировать позитивное отношение ребенка к своему имени, умение соотносить себя и свое имя.
Задания и упражнения
Беседа «Расскажи о себе»
1. Вначале психолог просит ребенка рассказать о себе все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если беседа проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):
– Опиши свою внешность.
– Как ты думаешь – ты красивый?
– Почему ты так считаешь?
– Кто еще считает тебя красивым?
– Ты сильный, ловкий?
– Как бы ты хотел выглядеть?
– На кого ты хотел бы быть похожим?
Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка образ его Я-физического.
2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге (подруге):
– Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?
– Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?
– Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?
– А бывает, что вы ссоритесь?
– Почему это происходит?
– Кто чаще бывает виноват в ссоре – ты или он?
– Каким другом ты бы хотел стать?
3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим вопросам:
– Скажи, пожалуйста, кто ты – мальчик или девочка?
– Откуда ты знаешь это?
– Чем мальчик отличается от девочки?
Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролевого поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает ставить вопросы:
– По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?
– Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?
– Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?
– Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?
Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно записываются.
Уровень самооценки, самопринятия. Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа “Я” осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретировать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего “Я” как с собственной позиции, так и с позиций других людей.
Характер самооценки. Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и относительной. Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к любимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частного, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооценка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей. Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям (“Я тоже хороший, как и Сережа”, “Я хороший, меня тоже любит воспитательница”). Кроме того, выделяют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).
Уровень осознания своего “Я”. Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на вопросы “почему?”) те или иные качества своего “Я” или делает это с незначительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне развития образа “Я”. Если же ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень осознания “Я”. Низкий уровень развития образа “Я” ребенка проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь единичные качества сторон своего “Я”, не объясняя их, или же аргументация повторяет характер оценки (“хороший, потому что хороший”).
Игра-приветствие «Вежливые слова»
Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова-приветствия (привет, здравствуйте, добрый день, приветствую вас и др.). Затем можно усложнить ход игры и предложить назвать слова благодарности, извинения.
Подвижная игра «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего человека. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
– подняться и сойти со стула
– проползти под столом
– обогнуть широкое озеро
– пробраться через дремучий лес
– прятаться от диких животных
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепиться от своего партнера
Упражнение «Я – хороший, я – плохой»
Предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Для этого можно силуэт автопортрета разделить вертикально пополам и предложить изобразить выражение лица, цветовосприятие себя «Хорошего» и «Плохого». Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?
Игра «Снежный ком»
Все участники игры садятся или становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди называют свое имя. Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков прибавляя к ним свое . Например: первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, имя второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Игра «Имя моё»
Для нее потребуются листы бумаги формата А4 (можно цветной), фломастеры, гелиевые ручки, карандаши. Краски не пригодятся, т.к. акварельные для такого занятия слишком прозрачные, а гуашь слишком плотно ложится и долго сохнет, и для нее необходимы листы формата А3.
Ребенку предлагается представить себя взрослым. Придумать, кем бы он хотел быть, профессию, выполняемые обязанности, достижения. Для такого состоявшегося человека и имя должно быть соответствующее, поэтому предлагаем ребенку представить, как бы могло выглядеть это имя.
Дети сначала пишут свое имя простым карандашом, а потом начинают его украшать. Хорошо будет, если ребенок нарисует вокруг имени ситуации, в которых он в качестве взрослого будет победителем (если спортсмен, — то на пьедестале почета, на соревнованиях, артист – на сцене, с цветами, с поклонниками, директор – за столом, на заседании, с подчиненными и т.д.).
Само имя должно быть не просто написано красиво, оно должно быть украшено, прорисовано с мелкой деталировкой, буквы с завитушками, объемное.