Денисова Мария Петровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №23»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
Оглавление
Введение
Актуальность
Проблема
Интеграция
Цели и задачи
Методы и приемы
Ожидаемый результат
Структура проекта
I. Этап – подготовительный
II.Этап – основной
III.Этап – заключительный
Вывод
Реализация проекта
Ресурсы
Список литературы
Фотоотчет
«Театр-это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»
(Б. М. Теплов)
Введение
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное от добра и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Актуальность темы.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность в детском саду всеми известными педагогами во все времена считалась актуальнейшей, своевременнейшей и обязательной деятельностью. Театральная деятельность направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Штудируя методическую литературу, литературу по педагогике, становится понятным, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность Главным и самым ценным в нашей работе является, конечно, ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача для нас педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Я ежедневно сталкиваюсь с тем, что у современных детей плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Несомненно, при полной реализации данного проекта речь детей значительно улучшится. Театрализованная игра является условием развития творчества, но это условие недостаточное. Достаточность оно приобретает, если создаются специальные педагогические условия, необходимые для развития творчества в сюжетно-ролевой игре. Следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка..
Отличительные особенности данного проекта:
1. Разработка содержательной стороны образовательного и воспитательного процесса,предполагающего:
– комплексный подход к развитию и обучению ребенка;
– воспитание художественно-эстетического вкуса;
– формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через музыку и
движения:
– развитие эмоциональной сферы через восприятие музыкальных и художественныхпроизведений;
– развитие творческих проявлений у детей через погружение в мир театра и импровизацию.
– воспитание общительности, умения входить в контакт с другими детьми и взрослыми.
2.Формирование опыта практической, познавательной и творческойдеятельности на занятиях и выступлениях перед зрителями.
3. Создание предметно пространственной среды, обеспечивающейхудожественно-эстетическое и творческое развитие на основетеатрализованной деятельности.
Проблема.
-Недостаточные знания о разных видах театра.
-Неумение передавать эмоциональный характер героев.
-Снижение уровня речевого, творческого и нравственного развития детей.
-Поверхностные знания родителей о театрализованной деятельности.
Тип проекта. творческий, игровой.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 4-5 лет, родители.
Целевая группа: проект разработан для детей дошкольного образовательного учреждения.
Руководитель проекта: воспитатель группы.
Интеграция: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция (Взаимодействие образовательных областей):
Социально-коммуникативное развитие:
– формирование положительных взаимоотношений между детьми впроцессе совместной деятельности;
– воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональныесостояния, личностные качества, оценка поступков и пр), воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своейдеятельности;
– развитие эмоций;
– воспитание этически ценных способов общения в соответствии снормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
– развитие разносторонних представлений о действительности (разныевиды театра, профессии людей, создающих спектакль);
– наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачисимволическими средствами в игре–драматизации);
– обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой дляразвития динамических пространственных представлений;
– развитие памяти, обучение умению планировать свои действия длядостижения результата.
Речевое развитие:
– содействие развитию монологической и диалогической речи;
– обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов,синонимов, антонимов и пр. ;
– овладение выразительными средствами общения: словесными(регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) иневербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие:
– приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
– развитие воображения;
– приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированиюэлементов костюма, декораций, атрибутов;
– создание выразительного художественного образа;
– формирование элементарных представлений о видах искусства;
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
– согласование действий и сопровождающей их речи;
– умение воплощать в творческом движении настроение, характер ипроцесс развития образа;
– выразительность исполнения основных видов движений;
– развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкоймоторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильнойосанки.
Продолжительность: долгосрочный
Цель проекта: создание условий для развития личности воспитанников посредством
театрализованной деятельности, обеспечения эмоционального благополучия детей, реализации их творческих способностей и потребности в самовыражении, развития мотивации к познанию и творчеству.
Задачи проекта.
Образовательные:
– приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: знания детей о театре, его истории,устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
– дать представления детям о различных видах театра;
– формировать элементарные представления об актерском мастерстве и роли средств актерской выразительности внем (интонация, мимика, жесты, движения);
– закреплять навыки социального поведения в заданных условиях;
– формировать умения различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.
Развивающие:
– развивать познавательные интересы дошкольников через приобщение их к театральному искусству;
– развивать активные коммуникативные навыки у детей: публичное изложение изученного материала; четкое,правильное, выразительное говорение, грамотное построение диалогов и монологов;
– совершенствовать умение управлять своим телом и голосом, уверенно чувствовать себя на публике,
– совершенствовать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качестваперсонажей, чувствовать юмор;
– развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– формировать морально-этические нормы поведения;
– стимулировать использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельных театрализованныхиграх;
– воспитывать в детях доброжелательность, умение адекватно контактировать со сверстниками, работатьколлективно: ставить цель, планировать деятельность, сообща добиваться результата.
Дети:
– Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.);
-Познакомить детей с различными видами театра;
– Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
-Обогащать словарь детей и активизировать, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь, ее грамматический строй;
– Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
-Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
-Развивать всесторонне развитого человека, инициативу, самостоятельность, воображение и фантазию;
-Способность распознавать эмоциональное состояние человека; преодолевать робость, неуверенность, застенчивость;
– Развивать знания детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление)
– Воспитывать у детей любовь к народному творчеству; поощрять добрые отношения, внимания друг к другу.
Родители:
– создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими).
– развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
– заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Принципы работы:
–принцип возрастных показателей– содержание деятельностивыстраивается в соответствии и учетом возраста детей;
–принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетоминдивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности,интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о егоэмоциональном благополучии;
–принцип системности – работа проводится систематически;
–принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны сдругими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду;
–принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского садаи семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их всемье.
Методы и приемы:
– творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное,импровизация на детских музыкальных инструментах);
– экспериментирование;
– сочинения сказок;
– игры-драматизации;
– беседы после просмотра спектаклей;
– упражнения для эмоционального развития детей;
– коррекционно-развивающие игры;
– упражнения по дикции;
– упражнения на развитие мимики, детской пластики;
– репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах,разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детскиемузыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Формы работы с детьми:
– образовательная деятельность;
– показ спектаклей, драматизация сказок;
– презентации разных видов театра;
– выставки.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развитиятеатральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральнойдеятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками всвоей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
– анкетирование;
– индивидуальные беседы;
– совместная деятельность;
– посещение театра;
– выставки;
– помощь в изготовлении костюмов и декораций;
– участие в создании и постановке спектаклей, совместных выступлениях.
Ожидаемый результат:
Дети:
– имеют представление о театре, театральных профессиях, видах театра, ориентируются в различных театральныхтерминах;
– умеют различать и передавать эмоциональное состояние других людей с помощью жестов, мимики и голоса;
– умеют сочинять индивидуальные и групповые этюды на заданную тему;
– умеют менять высоту и силу звучания голоса, умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
– умеют составлять диалоги между сказочными персонажами на заданную тему;
– обладают самостоятельностью в выборе средств эмоциональной выразительности при передачи образа, характера персонажа;
– умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом;
– умеют подбирать рифмовку к заданному слову;
– умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно и чётко произносить слова с нужными интонациями;
– умеют управлять театральными куклами разных систем;
– умеют свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками;
– умеют давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;
– отличаются доброжелательностью, эмоциональной отзывчивостью, уверенностью в себе.
Родители:
-Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей через совместную театрализованную деятельность.
Структура проекта:
- этап – подготовительный, информационно-исследовательский:
– Сбор и обработка методических пособий, видео – материалов для ознакомления детей с театральным искусством.
– Создание совместно с родителями и детьми разных видов театра;
– Чтение художественных произведений (сказки, рассказы, сценки);
– Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
– Разработка сценария авторской сказки для совместной постановки детей и родителей.
– Консультации для родителей: «Играйте в театр дома», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Читаем сказки дома».
- этап-реализация проекта:
– Беседы с детьми «Что такое театр?», «Ура! Идем в театр!». Цель: расширять знания о правилах поведения в театре, о видах театра. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений, умение применять свои знания в беседе.
– Просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Театр» (м/ф «Смешарики»), «Театр теней» (м/ф «Фиксики»).
– Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки?», «Угадай и скажи, о ком я говорю». Цель: развивать словарный запас, мыслительную деятельность детей, умение узнавать персонажа по характерным признакам. Закреплять знания последовательности событий. – Словесные игры: отгадывание загадок «Пойми меня», «Радио», «Диктор»; – Викторина по сказкам;
– Язык жестов: Игра «Где мы были мы не скажем, кого видели покажем»;
Игры и упражнения: «Изобрази героя», «Имитационные упражнения под музыку», «Отгадай костюм»;
– Чтение, обсуждение и пересказ с помощью (настольного театра) сказок «Репка», «Заюшкина избушка»; (кукольного театра) сказка «Теремок»; (теневого театра) сказка «Три поросенка»; (пальчикового театра «Красная шапочка». Цель: развивать интерес к литературе, сказкам; развивать речь, внимание.
– Игра – драматизация «Заюшкина избушка», «Бобовое зернышко»… Цель: Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе, мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев.
- этап – заключительный:
-Театрализация сказки «Теремок» ( показ родителями).
-Создание авторской постановки «Теремок – наш детский сад».
-Выставка «Наши театралы».
–Участие в конкурсе театральных постановок «Премьера».
–Театрализация сказки “Заюшкина избушка» детьми.
Сроки и основные этапы проекта
№ |
Этапы проекта |
Сроки проекта |
Пути реализации проекта |
1 |
Подготовительный |
Январь 2023 г. |
Изучение нормативно – правовой базы проекта. Сбор и обработка методических пособий, видео – материалов. Составить план работы. |
2 |
Основной |
Январь 2023 г-май 2023г. |
Реализация проекта. Разработка сценариев; Координация мероприятий соисполнителей проекта. Диагностика, мониторинг, контроль реализации проекта. |
3 |
Заключительный |
Май 2023 г. |
Анализ и обобщение опыта работы по реализации проекта. |
Этапы реализации проекта :
I этап: организационно – подготовительный.
– Изучить нормативно- правовую базу;
– Изучить уровень знаний детей о Театре;
– Изучить литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы;
-Определить стратегию проекта:
– Составить план работы по реализации проекта;
– Проектирование театральной зоны в группе;
– Разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. по теме проекта;
– Создать наглядный материал “Художественное слово о театре”;
– Организовать выставку детских творческих работ по теме «Театр»;
– Провести просветительскую работу с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФООП ДО”;
– Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ;
II этап: этап внедрения:
Содержание работы:
-воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
-подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях;
-расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности;
-пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей);
-формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку),характеризовать душевное состояние и настроение персонажей;
-закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами;
-используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него;
-стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей;
-развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя;
-поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами;
-формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации;
-поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.
Для детей:
– рассматривание иллюстраций по теме “Театр”. Интерактивные игры;
– чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о театре. Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта;
– выполнение детских творческих работ по теме проекта;
Для родителей:
-консультации: «Играем в театр», «Театрализованные занятия в детском саду»;
-конкурс рисунков: «Театр и мы»;
-памятки и консультации;
-совместное проведение праздника «День театра» 27 марта;
-совместное проведение драматизаций: «Теремок», «Теремок – наш детский сад»,«Заюшкина избушка».
III этап заключительный:
Показательные выступлении (показ подготовленных сюжетов, спектаклей сотрудникам дошкольного отделения и детям младшего и старшего возраста).Награждение грамотами детей и родителей, которые активно участвовали в проекте, всех, кто был задействован.
Итоговый продукт проекта: показ театральных спектаклей, театрализованных праздников и развлечений, участие в городских и всероссийских театральных конкурсах. Постановка авторской сказки «Теремок – наш детский сад» родителями; постановка детьми сказки «Заюшкина избушка».
Вывод:
У детей повысился интерес и уровень знания о театре как искусстве; умение узнавать персонажей и отношения между событиями и строить умозаключения; Использование театральной деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, творческому развития детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Введение театрализованной деятельности явилось не только средством развлечения, но и стимулятором творческой активности детей, которая повысила мотивацию речевого общения и позволяет выстраивать субъект – субъектную позицию взаимодействия взрослого с ребенком. При этом педагог ориентируется на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Театрализованная деятельность позволяет вовлекать детей в активное речевое общение, представляющее собой разнообразную гамму эмоциональных переживаний, целый мир эмоций, где раскрепощается интеллект ребёнка, что позволяет создать ситуацию успешности и комфорта
Планируемые результаты реализации проекта:
Сформированность у воспитанников: Сформированность у детей интерес к театральной деятельности, развитие любознательности и познавательной мотивации.
Сформированность у педагогов: мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности.
Сформированность у родителей: Готовности к совместной деятельности, желание помогать педагогам, участвовать в образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Диагностика уровня умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий:
I. Этюды и упражнения на выявление актерских умений.
II. Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений.
II. Этюды и упражнения на выявление умений декоратора.
IV. Беседа-игра на выявление зрительских умений.
Список литературы
Основная
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Письмо Минобрнауки Республики Татарстан от 08.11.2013г. №15588«Методические рекомендации по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных учреждениях»
3. Письмо № 08-249 МО и Н РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
“Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
6. Примерная общеобразовательная программа под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
9. Устав МБДОУ «Детский сад № 23 » г.Лениногорск МО «ЛМР» РТ.
10. Федеральный Закон от 29.12.2013 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Список литературы
1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2019.
2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2022
3. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. – М.: РОСМЭН, 2020.
4 .Васильева М.В, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и
обучения в детском саду»;
5. Веракса Н.Е, Васильева М.В, Комарова Т.С. «Программа «От рождения до школы»;
6. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦСфера, 2018.
7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8 .Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001
9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всехвозрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2020.
10. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2019.
11 .Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий сдетьми 4-5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.
Дополнительная – обще-популярного характера
1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Просвещение, 2021г..
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 2020г.
3. «Фольклор- музыка- театр» программы и конспекты занятий с дошкольниками под ред. С.И. Мерзликиной Москва «Владос» 2020г. 4. «Логоритмическая мозаика» методическое пособие Барнаул 2019г.
Дополнительная литература для родителей по театральному развитию:
1.Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2019.
2.Лыкова И.А. Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня: Учебно-методическое пособие.- М.: ИД «Цветной мир»,2020.
Интернет-источники:
http://sudact.ru/law/doc/ CxRPDd9gK3dX/001/0 01/
http://minobr.govmurman.
ru/files/Pr_115 5.pdf
http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/1024498/
http://rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html/
http://tatar7.info/2013/11/08/t4024.htm