Прытова-Поварницына Людмила Николаевна
преподаватель теоретических дисциплин МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
В реалиях современного мира у родителей считается очень модным водить своего ребенка в школы дополнительного образования и кружки различной направленности. Но зачастую, они не отдают себе отчета, или не желают понимать, что такое обучение требует не только финансовых затрат, но и времени, старания как детей, так и самих родителей. Чаще всего, мотивация на дальнейшее обучение ложится на плечи преподавателя. И если в средних и старших классах ребенок уже сам понимает, что ему дает обучение в музыкальной школе, то младших школьниках может удержать лишь интерес.
Ни для кого не секрет, что дисциплина сольфеджио является одной из самых сложных, но от этого не менее нужных и важных. Дети приходят в музыкальную школу научиться играть на инструменте или петь, и необходимость посещать еще и сольфеджио им непонятна. И перед преподавателем теоретических дисциплин остро встает проблема заинтересовать учеников своим предметом, полюбить, привлечь их в класс.
Очень важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и интересными формами работы. Самой доступной и действенной формой является, конечно же, игра. Именно в игре дети быстро и без видимых усилий воспринимают и усваивают новый материал. При такой форме работы ребенок ни на что не отвлекается, так как полностью поглощен игрой. Кроме того, игра создаёт атмосферу соревнования, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и прочнее.
Как форма подачи материала, прочно вошла в обиход сказка. С помощью сказки дети, легко и незаметно для себя усваивают нотную грамоту. В связи с этим, в помощь педагогу вышло много пособий, которые предлагают уже готовые сказки: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» Т.Первозванской, «Весёлое сольфеджио» М.Червоной, «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» Т.Яценко, «Неправильное сольфеджио», «Сольфеджио в сказках» О.Камозиной.
А можно придумывать небольшие сказки и самим, привлекая к её созданию учеников. Например, при объяснении темы «затакт», можно начать рассказ с того, что ноты в последнем такте поссорились, и последняя решила уйти жить в другое место. А дальше, решение проблемы «где же будет жить сбежавшая нота?» можно отдать учащимся. Они сами опытным путем, считая длительности в каждом такте, выясняют, что для нее нигде места нет. Таким образом, ученики не только легко усвоят эту тему, но и поймут, почему нота за тактом считается как последняя доля и не является первым тактом.
На уроках сольфеджио необходимы не только зрительные и слуховые впечатления, но и осязательные, мышечные. На начальном этапе обучения для этого используются клавиатуры, на которой можно пуговицами выкладывать ноты, интервалы, аккорды. Это пособие имеет широкий спектр применения: изучении расположения нот на нотном стане, изучении устойчивых и неустойчивых ступеней, интервалов, трезвучий, а также при устных диктантах в младших классах. При работе у доски, роль пуговиц заменяют разноцветные магниты, что также ускоряет «ответ» учащегося. Особенно это актуально в первом классе, когда руки детей еще не приспособлены к письму. Дети младшего возраста с удовольствием выставляют нотки, нарабатывая первые опыты в ритмическом и мелодическом диктанте. Штили можно добавить мелом.
Так как детям в младшем школьном возрасте пока еще трудно высидеть весь урок, тем более проведя пол дня в общеобразовательной школе, изучение нот можно продолжить выйдя из-за стола. Поставить в ряд, с небольшими промежутками, пять стульев – это и будет нотный стан. А сами дети исполняют роль ноток, которые ищут свое место на нотоносце.
Достаточно важная форма работы на первых уроках – это знакомство со своим голосовым аппаратом. Пение разученных песен должно занимать особое место. Пение можно объединить с объяснением теоретического материала. Рифмованый, многократно повторенный, и воспринимаемый детьми просто как «песня», материал усваивается быстро и прочно.
Как показывает практика, дети младшего возраста не всегда понимают, каким образом различать звук по высоте. Можно называть звуки «толстыми» и «тонкими», или закрепить за каждым регистром определенных животных или птиц. Игра в «Определи животное» позволяет детям быстро сориентироваться в регистрах. В игре «Я главный!» дети встают в одну линию, и преподаватель закрепляет за каждым из них одну ноту. Суть игры состоит в том, чтобы воспроизвести свою ноту по знаку «главного». В этой игре оттачивается ощущение ступеней в ладу, развивается внутренний слух и память. Таким образом можно не только петь отдельные ступени, но и знакомые мелодии. Игру «Вопрос – ответ» использует в своей практике каждый преподаватель. Она позволяет добавить в урок элемент импровизации. Вопрос, который задает преподаватель, может быть любым, например «Что ты ел на обед?». А ответ ученика должен оканчиваться на тонике. Игры на развитие внутреннего слуха «Музыкальный пазл» и «Найди ошибку» можно проводить как в младших, так и в средних классах.
Работа над интервалами не менее важна и требует особого внимания. За каждым интервалом закрепляем ассоциацию с животным, персонажем или явлением, разучиваем попевку и рисуем карточку, чтобы вместе со слухом работала и зрительная память. Одной из первых игр в работе над интервалами может быть «У кого сегодня 5?». Преподаватель играет интервалы в гармоническом звучании, а учащиеся показывают нужную карточку. Тот кто ошибся, выбывает из игры. Высшую оценку получает последний оставшийся. Также, слуховой анализ интервалов можно превратить в командную игру, где каждый член команды записывает или показывает на карточке одни интервал. Дух взаимопомощи и желание не подвести команду вызывают азарт и подстегивают слуховую память к усиленной работе. Построение интервалов по цепочке можно применять во всех классах музыкальной школы. В младших классах это может быть построение на клавиатуре пуговицами, на доске магнитами. А в старших классах это же упражнение станет устной формой работы. Игру можно проводить как по цепочке, так и в команде, оценивая не только точность, но и скорость выполнения задания.
При работе над аккордами часто преподаватель использует цветные кубики – синий и красный. Синий – это малая терция, красный – большая терция. В таком случае, мажорное трезвучие будет выглядеть так: внизу красный кубик, сверху синий, в минорном трезвучии наоборот, уменьшённое трезвучие – два синих, увеличенное – два красных. А в обращениях трезвучий чистую кварту можно изобразить белым кубиком. В младших классах при слуховом анализе также можно использовать карточки и ассоциацивтивный ряд: мажорное трезвучие – улыбка, минорное – слезы, уменьшенное –дремучий лес, увеличенное – фантастическая летающая тарелка. Бывает что учащиеся, при построение аккордов, и при определении их в тексте, путаются в обозначениях обращений трезвучия. Здесь можно закрепить в зрительной памяти за каждым аккордом своего «снеговика»: трезвучие – стандартный, секстаккорд – длинноногий, квартсекстаккорд – любопытный (с длинной шеей). И тогда в средних классах, когда начнется изучение септаккорда и его обращений, ученики сами включатся в игру, и придумают «имена» для остальных аккордов.
Работу над ритмом можно начинать с первого урока, когда идет знакомство преподавателя с учениками. Обычно к первому классу дети уже знают такое понятие, как «ударение». Учитель произносит свое имя, прохлопывая его в ладоши и по столу, предлагая детям сделать тоже самое. Спустя пару уроков, уже можно устраивать «слуховой анализ» ритма, в котором будет зашифрованы имена одноклассников или простых слов, из предложенных вариантов. Позже, эту форму работы можно проводить и в письменной форме, используя два вида длительностей, что подготавливает учащихся к диктанту. В «Сломанный телефон» в детстве играли многие, можно попробовать эту игру и на уроках сольфеджио. Стоя в цепочке, затылком друг к другу, дети простукивают простой ритм на спине друг у друга. Первоначальный ритм задается учителем крайнему игроку, а самый первый должен выбрать из ритмических карточек тот ритм, который ему простучали. Практика показывает, что далеко не каждый раз первый и последний вариант совпадают. В такую игру полезно играть и в более старших классах, усложняя ритмический рисунок, и увеличивая количество длительностей. Эту игру можно считать одной их форм ритмического диктанта.
Чтобы работа над ритмом шла параллельно с отработкой интонационных навыков, объяснение темы ритмическое остинато можно превратить в игру «Ослик». На текст выученной песни накладывается одна и та же ритмическая фигура – остинато, которую исполняет один ученик (или группа) на шумовом инструменте или хлопая в ладоши. Он и есть ослик. В этой игре можно прорабатывать как самые простые ритмические группы, так и в старших классах игра подходит для закрепления более сложных ритмических фигур, таких как триоль и шестнадцатые в различных сочетаниях.
Работу над ритмическим и мелодическим двухголосием можно закрепить в игре «Кто кого переспорит?». Голоса «спорщиков» могут быть прописаны преподавателем заранее, или являться импровизацией учащихся. Во втором случае, учителю как можно точнее нужно задать условия игры и обговорить возможные варианты.
Игровые формы работы позволяют любой урок, будь то изучение нового теоретического материала или закрепление и отработка имеющихся навыков, сделать увлекательным и насыщенным в эмоциональном плане. Что в свою очередь облегчает усвоение материала, и позволяет учащимся на собственном опыте убедиться в необходимости такого предмета как «сольфеджио».