Хайруллина Резида Раисовна
Салимгареева Рамиля Рустамовна
воспитатели
МБДОУ «Тимяшевский детский сад – «Ласточка» Республика Татарстан
Лениногорский район с. Тимяшево
Возрастная категория: с двух лет
Образовательные области: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Определение потребности: данная дидактическая игра предназначена для детей начиная с первой младшей группы. Она помогает лучше ориентироваться на плоскости, закрепить умение находить центр, верхний и нижний части коврика. Создание условий для познавательного развития детей младшего возраста посредством развивающего коврика. Данное пособие позволяет развивать речь, изучать цвет, форму, размеры предмета, количество.
Актуальность: новизна пособия, оригинальность идеи заключается в том, что ребенок с самого раннего возраста в игровой форме совместно со взрослым будет рассматривать, узнавать предметы, называть их, обыгрывать различные жизненные ситуации, то есть обучаться, развиваться естественно и непринужденно.
Оборудование: коврик, разделённый на один квадрат и четыре треугольника разного цвета. Ресурсы: фланель, фетр, синтепон, бусины, молнии, кнопки, липучки, тесьма, пуговки.
Универсальность:
1.Испульзуется на занятиях и в самостоятельной деятельности.
2.Предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
3. Формируются умения и знания детей во всех образовательных областях.
Цель:
–закрепление полученных знаний детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в новой игровой деятельности;
– познание детьми родного края, его природы, национальной культуры, общение с представителями разных национальностей.
Задачи:
Развивающие:
–развивать умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию; – развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
– поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость Обучающие:
– формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного; – формировать исследовательские действия; учить выделять цвет, форму, величину, количество. Воспитывающие: – воспитывать любовь к русскому фольклору;
–приобщать детей к истокам русской и татарской народной культур;
–воспитывать доброе отношение к окружающим . Словарная работа: тесто, серый, пушистый, злой, голодный, зубастый, хитрая, рыжая, плутовка, игривая.
Варианты игр
Дидактические игры-занятия с использованием развивающего коврика.
1-треугольник 1.Игра «Домик»
Цель: развивать кругозор детей, интерес к сказкам, закрепить русскую народную сказку «Колобок», развивать память, мышление, фантазию, воображение; закреплять полученные знания детей в процессе игры и формирование инициативности в новой игровой деятельности. (Новое путешествие Колобка) Ход игры: раз, два, три, четыре, пять в сказку будем мы играть.
Предложить ребенку открыть домик и ответить на русском и татарском языках: – Кто живет в домике? (дедушка – бабай, бабушка – әби, кошка-песи)
2.Игра «Из чего испекли Колобка»
Цель: сформировать у детей представления о том, что такое тесто и как сделать его; формировать умение детей анализировать и выражать свои мысли; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба; развивать познавательный интерес, активность, развивать речь. Ведущий предлагает по просьбе дедушки испечь Колобка. Далее предлагает выбрать из предложенных продуктов необходимые для выпечки Колобка. Ребенок должен выбрать и сложить продукты в кастрюлю (на наборном полотне) – Какие продукты нужны для теста? (мука, сметана, яйцо, соль, сахар, масло)
Пальчиковая гимнастика
Жили – были дед да баба На поляне у реки (стучим о кулачок) И любили очень – очень на сметане колобки(кулачки сжаты, вращение)
Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила (встряхиваем кисти рук) Колобок катаем в ручках (трем ладошки)
Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый и не сладкий (гладим поочередно руки) Очень круглый, очень вкусный, Даже есть его мне грустно (мимика – грусть)
2-треугольник 3.Игра «Найди пару»
Цель: закрепить знания детей о деревьях средней полосы. Умение называть деревья , находить одинаковые (Сколько берёз? Найди яблоню.. ) .
Ход игры: Сбежал Колобок от дедушки и бабушки и покатился в лес
Физминутка :
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше. Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки
В лесу Колобок встречает Ёжа. Ребенку предлагается:
– найти пару деревьям (ель, сосна, дуб, берёза, яблоня);
– назвать дерево, за которым спрятался Еж (его прячет ведущий на свое усмотрение) .
4.Игра «Один – много»
Цель: формирование способности детей образовывать существительные множественного числа. Ход игры: ребята я вам предлагаю быть волшебниками: – Мы волшебники немного, был один, а станет много (яблоко – яблоки, гриб-грибы)
5.Игра «Какого цвета?»
Цель: закрепление знания цвета, развитие внимательности.
Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет (Какого цвета яблоко? (ёлка и т. д).
3-треугольник 6.Игра «Дикие животные»
Цель: закреплять знания детей об обитателях леса; учить отгадывать загадки; закреплять навыки рассуждения и доказательства; развивать связную речь, логическое мышление. Ход игры : Колобок покатился дальше и встретил в лесу животных. Ведущий загадывает загадки о диких животных. Отгадав загадку, ребенок закрепляет животных на основе.
Лесом катиться клубок, Косолапый и большой, У него колючий бок, Спить в берлоге он зимой. Он охотится ночами Любит шишки, любит мёд, За жуками и мышами. (Ёж) Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
Кто зимой холодный
Бродит по лесу злой, голодный? (Волк)
Хитрая плутовка, Длинные ушки, раскосые глазки. Рыжая головка, Очень трусливый и в жизни ,и в сказке. Хвост пушистый – краса! Прячется он от лисицы и волка. А зовут её…(Лиса) Любимые блюда: капуста, морковка. (Заяц)
7.Игра «Кто что ест?» («Угости животное»)
Цель: Закрепить знания о животных, чем они питаются; развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, память, воспитывать желание заботиться о животных, развивать познавательный интерес, упражнять в умении и использовать в речи простые предложения. Ход игры: для каждого из животных выбирается с круга еду и прикрепляется к животному.
4-треугольник 8.Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, речи.
Ход игры: детям предлагается посмотреть внимательно на коврик, затем, закрыть глаза, меняются предметы на коврике местами, дети находят и говорят, что изменилось.
9.Игра « Кто лишний»
Цель: развивать мышление, зрительное внимание, развивать умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры: ведущий предлагает ребенку выбрать персонаж, которого нет в сказке «Репка» (это лягушка).
Квадрат – центр игры
Колобок прикатился на поляну, где росла ромашка.
Ведущий раскрывает ромашку, на каждом лепестке которой прикреплена фотография с достопримечательностями села Тимяшево. Рассказывает Колобку о каждом из них. Завершающий рассказ ведущего о третьей скважине, Ромашкинском месторождении.
10.Игра « Ромашка»
Цель: знакомить детей с малой родиной, его природой, национальной культурой, общение с представителями разных национальностей.
МБДОУ «ТИМЯШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД – ЛАСТОЧКА» (фото №1) расположен в двухэтажном типовом здании на 120 мест, начал свою деятельность в ноябре 2015 года. Он был создан путем слияния двух детских садов:№6 и №17. В ДОУ функционируют 5 дошкольных групп, посещают 120 детей. «Ласточка» всегда всех радостно встречает своих малышей, широко открыв свои двери.
МБОУ «ТИМЯШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» (фото№2) расположена на улице Школьная. В1961году была построена и сдана в эксплуатацию восьмилетняя школа, а в 1987 году здание было расширено до 500 мест. За годы ее существования дала путевку в жизнь более 4000 выпускникам своего села и близлежащих деревень. В настоящее время там обучаются 243 ученика и учат 29 педагогов.
«ПАМЯТНИК ВОИНАМ – СЕЛЬЧАНАМ» (фото №3), павшим в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно сотни жителей села приходят 9 мая почтить память своих земляков.
«МАВЗОЛЕЙ» (фото№4)
В конце XVIII века в селе жил и творил знаменитый поэт, мыслитель, филолог, просветитель Габдерахим Утыз Имяни аль Булгари (1754-1834). Оставил большое творческое наследие. Занимался проблемами текстологии, изучением древних рукописей, просветительством. В 1834 году он был похоронен на сельском кладбище. В 1994 году на его могиле был воздвигнут мавзолей и центральную улицу села «Советская» переименовали на «Утыз Имяни», по его имени.
«МЕЧЕТЬ» (фото №5)
В 1998 году была построена сельская мечеть .Это одноэтажное здание из красного кирпича расположено на улице Утыз Имяни.
РОДНИК «РОМАШКА» (фото №6).
Первые поселенцы будущего села Тимяшево облюбовали большой родник в овраге. Из недр земли шел мощный поток прозрачной воды. Уже более 300 лет родник обеспечивает водой жителей села. Именно из него брали воду первооткрыватели Ромашкинской нефти. В 2018 году , силами работников ЦДНГ -2 НГДУ «Лениногорскнефть» родник был отремонтирован и облагорожен.
В настоящее время знаменитый родник не теряет свое значение.
«ДОМ КУЛЬТУРЫ» (фото №7)
Сюда приходят те, кто любит петь и танцевать, заниматься творчеством. На многие календарные праздники здесь проходят концерты, силами учащихся школы, воспитанников детского сада, жителями села. Многие в Дом культуры приходят заниматься в любимом кружке.
«СКВАЖИНА №3» (фото №8).
Стела первооткрывателям Ромашкинской нефти. Расположена на склоне горы с красивым названием «Чиялетау» («Вишневая гора»), это северная окраина села. Скважина до сих пор является действующей. И сегодня старательно кланяется земле, добывая нефть. Сбылись мечты многих поколений людей, которые искали нефть на территории нашего региона. Это открытие резко изменило судьбу нашего родного края. Профессия нефтяника стала одной из престижных и почитаемых среди наших дедушек и бабушек, а так же родителей воспитанников.
Увлекательное путешествие Колобка закончено!