Мухутдинова Нина Михайловна,
Лунева Айгуль Ильгамовна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития ребенка –
Детский сад №8 «Умка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
- Актуальность проекта.
Мир детей – это удивительный мир который непременно стремится к развитию. Путей развития личности ребенка существует множество, но один из самых эффективных для детей – это исследовательская деятельность. Умения и навыки ребенка-исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды егог деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты им самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Благодаря своей активности и любознательности, у ребенка появляется множество вопросов, на которые немедленно желает получить ответы, ведь для ребенка даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, почва, растения, явления природы, погода, окружающие предметы – все таит в себе много неизвестного. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Обучение обязательно должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи». Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Задачи проекта:
- обогащать представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями, объектами неживой природы
- развивать наблюдательность, уметь сравнивать, анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения; обогащать словарный запас.
- создавать условия для возникновения интереса к экспериментальной деятельности по отношению к наблюдаемым явлениям; для пробуждения интереса к решению поставленных задач.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5- 6 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
- формирование представлений детей о объектах живой и неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.
- формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам.
- обогащение словарного запаса.
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Опыты, игры, эксперименты для разновозрастной группы».
- Разработать картотеку картотеку исследований, опытов, экспериментов.
- Пополнить предметно – развивающую среду.
- Подготовить информацию для родителей по темам: анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»; консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»; памятка для родителей: «Экспериментирование с неживой природой»; консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»; консультация для родителей»; консультация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».
2 этап. Основной.
1. Привлечение родителей:
- к созданию предметно развивающей среды: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д. пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.
- к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Виды деятельности:
Беседа: «Что такое опыт и эксперимент?»
Беседа: «Что такое микроскоп и лупа?»
Беседа: «Для чего нужен воздух?»
Беседа: «Свойства воздуха»
Беседы«Что мы знаем о воде. Ее свойства»
Беседа: «Что такое химия?»
Беседа: «О свойствах сухого и мокрого песка»
Беседа «Магнит и его свойства».
Наблюдение «Из чего состоит песок?»
Рассматривание песка, круп, сахара, соли, мелких камешков, морских ракушек.
Наблюдение за комнатными растениями.
Опыт «Прозрачность воды».
Опыт «Вода приобретает форму сосуда».
Опыт с воздушным шариком «Где прячется воздух?»
Опыт «Вода окрашивается в цвет добавляемых веществ».
Опыт «Какие вещества растворяются в воде».
Опыт «Тонет – не тонет».
Опыт с магнитом «Магия магнита».
Работа с родителями. Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду».
Памятка для родителей: «Экспериментирование с неживой природой»
Консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»
Консультация для родителей ” Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».
Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
3 этап Заключительный.
- Оформление коллажа «Юные исследователи»
- Презентация проекта.
- Фотоотчёт.
Вывод: В результате реализации проекта «Юные исследователи», можно твердо сказать, что у дошкольников существует интерес и желание выполнять различные упражнения, эксперименты, опыты, исследования, играть с песком и водой, так как это весело и увлекательно. Организуя, показывая, предлагая ребенку разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Так же способствует развитию любознательности, развитие всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания. Все, что окружает ребенка – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что ребенок активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют снятию эмоционального напряжения, расслабленности.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Приложение 1.
Картотека исследований, опытов, экспериментов.
- Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть), что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
- Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
- Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
- Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
- Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
6. Опыт «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
7. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
8. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком.
9. Опыт «Из чего состоит песок». На прогулке воспитатель предлагает насыпать песок на листок бумаги, с помощью луп рассмотреть его. Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.5. Дидактическая игра «Воздушный шарик».
Рассматривает воспитатель вместе с детьми два воздушных шарика (один сильно надут упругий, другой слабо мягкий. С каким шариком лучше играть? Почему? Воспитатель предлагает подуть, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находиться внутри шарика (воздух, откуда берётся (его выдыхают). Игра со вторым шарикам. Надуваем, чтобы был упругий, опускаем шарик с отверствием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух»
8.Наблюдение и уход за комнатными растениями. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делали.
Литература
- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» — Москва: ТЦ Сфера, 2004;
- Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» — Волгоград: Перемена, 2001;
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 97.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» — Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
- Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.