Раззаренова Людмила Владимировна
Салахутдинова Ильзия Закировна
Исхакова Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида 73»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в ФОП и ФГОС ДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель: здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры детей (осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его), позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.
3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Задачи реализуются через применения здоровьесберегающих технологий, соблюдая основные принципы:
– не навреди;
– систематичности.
– научности;
– доступности;
– активности.
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
В данной технологии используются разные виды гимнастик:
Пальчиковая гимнастика. Это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития пространственного мышления, воображение и быстроту реакции ребенка, а так же стимулирует речь кровообращение. Так у нас в детском саду совместно с воспитателем по татарскому языку проводится в течение дня пальчиковая гимнастика с изучением счета на татарском языке, членов семьи, животных, а также название овощей и фруктов.
Дыхательная гимнастика. Используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и посылающими воздух на предельную глубину лёгких. Таким образом вырабатывается полное диафрагмальное дыхание. На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет. Дыхательные упражнения проводятся с изучением и татарского языка, например: воспитатель просит подуть на картинку (изображения соответствует тематике), которая у него в руке.
Гимнастика для глаз. Регулярная гимнастика для глаз поможет снять напряжение и снизить риск ухудшения зрения. Используется наглядный материал, показ. Так, воспитатель просит взглянуть на предмет называю его на татарском языке (на схеме в виде фигур разбросаны предметы, ребенок следить глазами и называет его на татарском языке).
Динамические паузы (физкультминутки) – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. С педагогом вспоминают изученные короткие стихотворения и песенки на татарском языке и движения под них. Тем самым идет закрепление изученного материала.
Гимнастика пробуждения помогает организму легче перенести пробуждение. проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. И направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для поддержания интереса использовали самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия. Перед каждым препятствием находится предмет, который нужно произнести на татарском, и только тогда переступить следующую тропинку.
Подвижные игры способствуют устранению изоляции ребенка, педагог и родитель обладает способностью слушать и слышать речь; по сигналу ребенок начинает и заканчивает движения, согласовывая их с действиями своих товарищей. Формируются основные виды движений, моторика рук, выносливость, наблюдательность, точные движения, память, внимание, ориентация в пространстве. Здесь используются татарские народные игры, где дети знакомятся с бытом и национальными костюмами татарского народа. В то же время были внедрены оздоровительные технологии игр народов Поволжья.
Релаксация (по мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц. Подключить можно здесь и народные инструменты татарского народа (спокойную мелодичную музыку).
II. Технологии обучения здоровому образу жизни, методы и приемы:
Утренняя гимнастика является важной составляющей двигательного режима. Гимнастика задействует весь организм ребенка, углубляет дыхание, улучшает кровообращение, способствует обмену веществ, повышает эмоциональный тонус, повышает внимание, целеустремленность, вызывает радостные эмоции, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. При выполнение упражнений с атрибутами детям вместо кубика можно раздать овощи и фрукты, и с ним выполнять его, перед этим каждый ребенок называет в слух на татарском языке их название (также можно раздать кубики или флажки разного цвета – происходит закрепление цвета).
Самомассаж эффективно снижает заболеваемость. Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровых ситуациях. Они могут фантазировать, воздействовать на все тело, проводить массаж. В игре самомассаж снимает эмоциональное напряжение и расслабляет мышцы.
Проблемно – игровые занятия – «Дни Физкультуры», обучающие ситуации «На прогулке динозаврик Гоша», «Незнайка заболел», «Витаминия», «Здоровичок». Дети, играя, знакомятся с правилами безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, «Что нужно делать, чтобы не болеть».
Коррекционные технологии, методы и приемы:
Технология воздействия музыкой. В течение всего дня использовать спокойную музыку: встречает, укладывает спать, поднимает после дневного сна. Применяем ее в качестве фона для свободной деятельности и занятий.
Сказкотерапия. Чтение авторских сказок, показ перчаточного, кукольного настольного театра, игры – драматизации, инсценировки по любимым сказкам.
Реализацию этих методов и приемов осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.
Все здоровьесберегающие технологии используются в комплексе в следствии чего формируется привычка к здоровому образу жизни.
III. Медико – профилактические технологии.
Проводятся совместно с медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими нормами (соблюдение требований СанПиНа).
Закаливания (солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны) – способствует укреплению здоровья и уменьшению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.
Прогулки – одно из основных оздоровительных мероприятий , предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность детей. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.
Немало важное значение играет и правильно организованная предметно пространственная среда. Она обеспечивает безопасность, доступность, развитие полноценного эстетического и физического, а также познавательного и социального развития детей. Спортивный уголок оснащен по возрастным особенностям дошкольника (спортивные атрибуты, дидактические игры, картотеки оздоровительных игр и упражнения).
Использование безопасные для здоровья технологий повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, создает у педагогов и родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья дошкольников, а у детей – к здоровому образу жизни.
Литература
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2019г.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
- “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
- Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. – М.: Флинта: Наука, 2018г.
- Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях: в помощь врачам, мед. и пед. работникам дошк. учреждений / А.Г. Швецов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.