Яковлева Екатерина Владимировна
Бельская Светлана Геннадьевна
учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Проектная деятельность как форма патриотического воспитания
(История Великой Отечественной войны глазами обучающихся начальной школы)
Не забывайте о войне!
Своим потомкам передайте.
Как гибли прадеды в войне –
Вы подвиг предков не предайте!
(Степан Кадашников)
Цель: гражданско–патриотическое воспитание обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
-выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
-создание условий для поисковой работы, для изучения истории семейных реликвий;
– формирование у детей чувства сопричастности к истории нашей Родины, привитие уважения к ветеранам Великой Отечественной войны
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию в нашей школе проводится по программе «Растим патриотов России. Живем и помним».
Особая актуальность патриотического воспитания обучающихся заключается в формировании позиции добра, верности и солидарности со своей Родиной. Очень важно, какими будут наши ученики в будущем, в какой мере освоят свои роли: роль гражданина и роль патриота [3].
Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании доказывает свою эффективность. Хорошо организованная проектная деятельность дает прекрасный воспитательный эффект, который оказывает влияние на развитие обучающихся и формирование ключевых компетенций гражданина и патриота нашей Родины [2].
Обучающиеся, готовясь к выполнению проекта, пытаются выслушать одноклассников, высказать свою точку зрения, суметь договориться и внести конструктивные предложения в сюжетную линию проекта. Когда ребята готовились к конкурсу «Растим патриотов России. Живем и помним», они решили разыскать материал о своих родственниках, воевавших во время Великой Отечественной войны, в своих домашних копилках.
То есть, на первом этапе выбрали тему проекта по патриотическому направлению «Подвиг бессмертен». Большинство ребят взяли более узкие темы, такие как «Мой прадед во время Великой отечественной войны», «Чтобы помнили», «Я горжусь своим прадедом!», «Моя семья в годы войны», «Детство, опаленное войной», «Прикоснись к подвигу!», «Герои, подарившие жизнь».
Цели наших проектов: создание условий для поисковой работы, для изучения истории семейных реликвий, формирование у детей чувства сопричастности к истории нашей Родины, знакомство с примерами боевых подвигов своих дедов и прадедов, привитие уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
На втором этапе дети определили формы представления результатов (в виде презентации, доклада, альбома).
На третьем этапе ребята занялись поисковой деятельностью по следующим вопросам:
-Кто из вашей семьи воевал на фронтах Великой отечественной Войны?
-Сколько лет было во время войны твоим родственникам?
-Есть ли ордена, медали, полученные родственниками в годы войны? За что были получены награды?
-Запишите воспоминания о годах войны и принесите фотографии родственников.
Далее, ребята оформили результаты своей проектной деятельности.
И на последнем этапе обучающиеся приготовили презентацию, где они рассказывали о результатах поиска. Формы презентации были разные: это и доклады, и публикации, и листовки. Ценным в поисковой деятельности было то, что дети узнали о корнях своих, нашли документы, фотографии, награды. Нашей задачей, задачей педагогов было организовать дискуссию по решению выдвинутых в самом начале проектной деятельности проблем.
Вот как описывают результаты своей проектной деятельности наши ученики:
1. Хайров Булат,2А класс: «Герои, подарившие нам жизнь» (Приложение 1)
2. Закиров Ленар, 4Д класс. Боевой лист «Мы гордимся своим прадедом!» (Приложение 2)
3. Яковлев Александр, 3А класс: «Подвиг твой бессмертен!» (Приложение 3)
Подводя итоги, хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод ориентирован на практический результат. Во время работы строятся новые отношения между обучающимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает ребятам проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современном мире [2].
Проектная деятельность через знакомство с военными подвигами своих предков и воспитание уважения к истории, сохранение и приумножение традиций, способствует решению задач патриотического воспитания обучающихся. Успех данной деятельности объясняется тем, что у детей формируются навыки организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, которые формируют сознание детей, и на основе его и строится патриотизм [4].
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию ребят с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей обучающего, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум [1].
.ЛИТЕРАТУРА:
1. Аванесян Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 9-11.
2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006, №1.
3. Литвинчук С. Я — патриот своей Республики // Внеклассная работа в школе. – 2007.- №7. – С.15-17.
4. Солопова Н.К., Селиванова О.В., Федорова Т.В. Организация проектной деятельности с использованием ИКТ: Методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 144 с.
Приложение 1
1.Хайров Булат: «Герои, подарившие нам жизнь»
Меня зовут Булат. Я горжусь двумя прадедами, прошедшими Великую Отечественную Войну. Познакомиться с ними лично, к большому сожалению, мне не довелось.
Один из них является дедом моего папы. Его звали Ахмадиев Мансур Хасаншинович. Он родился 1 мая 1924 года в городе Набережные Челны. Но судьба забросила его в далекий поселок Кумсангир республики Таджикистан. Именно оттуда в 1941 году он ушел на войну. После трех лет упорной борьбы, в которой участвовал мой прадед, в 1944 году советской армией был взят город Кенигсберг (нынешний Калининград). В этой борьбе он был сильно ранен. Преодолев все трудности и тяготы военных лет, 9 мая 1945 года, он вернулся домой. За свои заслуги перед Родиной он был удостоен Орденом Славы 3 степени.
Далее, вздохнув свободно под мирным небом, мой прадед обзавелся семьей. Друг за другом у него родились две дочки и один сыночек. Работать он начал в строительной отрасли, в организации ПМК-8 (Передвижная Механизированная Колонна-8) главным бухгалтером. Как бы это смешно не звучало, но моя бабушка очень хорошо запомнила те годы, когда ее отец возил денежки в мешках, а транспортом в послевоенные годы ему служила лошадь.
В 1973 году из-за сильной болезни он ушел из жизни. На тот момент ему было 49 лет.
К большому сожалению, фотографии прадеда Мансура в процессе переездов были потеряны.
Приложение 2
2. Закиров Линар: Боевой лист «Я горжусь своим прадедом!»
Я, обучающийся МБОУ «СОШ № 33» НМР РТ, Закиров Линар, хочу рассказать о своем прадеде.
Мой прадед, Мардань Михаил Петрович, родился 9 ноября 1925 года. По национальности был белорус. Родился он и вырос в многодетной семье (10 детей было). В 20 лет был призван на службу в советскую армию. Принял участие во второй мировой войне (советско-японская война). Служил радистом, вернулся домой в звании сержанта.
Со службы в Красной Армии он вернулся в 1952 году. В г. Аша Челябинской области. Работал на заводе машинистом крана. Был ударником коммунистического труда. Его фотография висела на доске почета. Умер 6 сентября 1996 года, был похоронен в г. Аша Челябинской области.
За время службы был награжден медалями и орденами.
Сейчас у бабушки в деревне хранятся прадедушкины военные награды и фотографии.
Я горжусь своим прадедом!
Приложение 3
- Яковлев Александр: «Прикоснись к подвигу!»
Я хочу рассказать о подвиге моего прадедушки, Депресова Николая Михайловича. Он родился в деревне Салмачи ТАССР 27 апреля 1923 года. Был призван на фронт в 1941 году из Труд. Сельца Рыбно-Слободского района ТАССР. Николай Михайлович был старшиной 1-го отдельного лыжного батальона 42 гвардейской стрелковой дивизии Западного фронта в боях у дер. Ковыльна (под гор. Ржев) 7 декабря 1942 года в наступлении был тяжело ранен разрывной пулей в левую ногу. Награжден Орденом Славы III степени. Сохранился приказ о его награде. После ранения, вернувшись в родную деревню, прадедушка он стал председателем колхоза в Труд. Сельце Рыбно-Слободского района ТАССР и проработал там до объединения колхозов. Затем Николай Михайлович работал директором МТС. Прабабушку, Александру Тихоновну, отправили работать учителем в поселок Хутор Рыбно-Слободского района. Прадедушка и там не остался без дела, работая на подстанции поключал электричество в домах. Случился пожар. Прадед, спасая жизни людей и народное добро, сумел отстоять деревню от взрывной волны. Получил сильный ожог. Но благодаря усилиям врачей и желанием жить, выздоровел. В последствии семья переехала в город Чистополь. 12 марта 1994 года после продолжительной болезни он скончался. Похоронен в городе Чистополе.
Я горжусь своим прадедушкой, который сражался за наше счастье, за мирное небо над головой.
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
(Отрывок из произведения Реквием (Вечная слава героям)
Роберт Рождественский))