Касакина Светлана Александровна
Константинова Ольга Евгеньевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №129 «Белоснежка» г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Характеристика проекта:
Тип проекта: информационно – ориентированный, игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (январь 2024).
Режим работы: во время занятий режимных моментов.
Место проведения: ДОУ ,подготовительная группа.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Возраст детей: 6 – 7 лет.
Актуальность проекта:
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания
очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность
представляют только честно заработанные деньги.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных
социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения
правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески
действовать, а значит – строить новую жизнь более организованно, разумно,
интересно.
Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного
возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных
экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в
магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Обоснование значимости проекта
Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.
Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и
взвешенные решения в будущем.
Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Задачи проекта:
Образовательные
- Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
- Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость).
- Познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями: деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы.
- Расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления.
- Увеличить словарный запас детей.
- Расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего.
- Формировать у детей умение соотносить свои потребности с возможностями, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).
- Закреплять навыки счета.
- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Развивающие
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Воспитывать умение ценить, и бережно относиться к окружающим предметам и своим вещам, уважение к труду, как к источнику зарабатывания денег.
- Воспитывать нравственные качества – ответственность, честность, аккуратность, бережливость.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
- Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
Предполагаемые результаты проекта.
Для детей:
- приобретение знаний социально-экономического характера;
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
- повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Методы формирования финансовой компетентности
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Методы, повышающие познавательную активность:
• элементарный анализ;
• сравнение;
• метод вопросов;
• метод повторения;
• решение логических проблем.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
• игровые;
• сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
• индивидуальная беседа,
• сравнительный анализ,
• оценка,
• разъяснение,
• воображаемая ситуация,
• совместный поиск выхода из ситуации,
• проигрывание положительных ситуаций,
• обсуждение способа действия,
• прием опосредованного воздействия.
Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными
методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
Использование разнообразных средств: материалы к сюжетно – ролевым играм, разнообразные наглядные материалы.
Форма реализации проекта:
– рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и презентаций;
– беседы, решение проблемных игровых ситуаций, чтение художественной литературы;
– игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры);
-продуктивная деятельность…
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: игры по финансовой грамотности, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности), литература, тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Расширять представления детей об окружающем мире.
Речевое развитие
Продолжать работу над развитием связной и диалогической речи. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи).
Познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками. Чтение рассказов, беседы.
Художественно – эстетическое развитие
Формирование устойчивого интереса к изо-деятельности. Формировать навыки аккуратной работы.
Социально – коммуникативное развитие
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.
Физическое развитие
Развивать мелкую и крупную моторику.
Мероприятия:
Развитие речи: |
Беседа «Как деньги попадают нам в дом», «Все работы хороши». Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» Беседа «История денег в России». Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым». Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Стоимость и цена товара», «Что такое долг?». Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать». |
Познавательное развитие: |
ОД “Почему взрослые работают?» ОД «История возникновения денег» (просмотр презентации). ОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта». ОД «Копим и сберегаем». Тематическое занятие «Путешествие в мир рекламы». «Где покупают и продают разные товары». |
Рисование: |
«Моя будущая профессия», «Монеты» (в технике фроттаж) |
Аппликация: |
«Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»). Конструирование из бумаги с в технике оригами с элементами рисования «Кошелёк». |
Подвижные игры: |
«Быстро возьми, быстро положи». «Самый быстрый». |
Дидактические игры: |
Игра «Кто как работает?» «Хочу – надо». «Купи подарок другу». «Угадай, где продаются». «Угадай профессию». «Выбираем самое главное». |
Сюжетно-ролевая игры: |
«Банк». «Магазин «Продукты», «Бытовая техника». «Магазин игрушек». «Пекарня» «Аптека». |
Пальчиковые игры: |
«Профессии». «Товары в магазине». «Считаем денежки». |
Физминутки: |
«Будем денежки считать». «Клад». «Покупки». |
Чтение художественной литературы: |
Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях. К.Д. Ушинский «Два плуга». Н. Носов «Заплатка». А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». К.Чуковский «Муха – Цокотуха». А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде». |
Просмотр мультфильмов: |
С. Михалков «Как старик корову продавал», «Приключения Буратино», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», |
Работа с родителями: |
– Проведение консультаций, оформление папок –передвижек, буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста». – Создание РППС совместно с родителями. – Создание подборок произведений о деньгах, профессиях, труде… – Фотовыставка «Поход в магазин». – Совместное творчество с детьми «Копилка своими руками». |
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный:
- Планирование работы.
- Сбор информации из разных источников (книги, интернет).
3.Опрос детей «Что я знаю о деньгах? Что такое финансы?…» (модель трех вопросов).
– Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
– Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме.
– Разработка (календарного плана) реализации проекта и согласование его со всеми участниками реализации проекта.
– Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.
– Прогнозирование ожидаемых результатов.
2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Цель:
- Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
- Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
- Проведение игр, бесед, просмотр презентаций, чтение произведений на развитие финансовой грамотности у детей.
С родителями (законными представителями) воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т.д.).
Деятельность по осуществлению проекта.
Сроки проведения |
Совместная и самостоятельная деятельность |
Работа с родителями |
Вторник 9.01 |
ОД «Почему взрослые работают?» Игра – соревнование «Мои домашние обязанности». Пальчиковые игры. |
Подготовка информационного стенда для родителей по проекту. |
Среда 10.01 |
Беседа «Как деньги попадают к нам в дом». Дидактическая игра «Кто как работает?» Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Продукты». |
Подготовка информационного стенда для родителей по проекту. Индивидуальные беседы по проекту. |
Четверг 11.01 |
Составление рассказов на тему «Доходы и расходы моей семьи». Беседа «Все работы хороши» Рисование «Моя будущая профессия» |
Индивидуальные беседы по проекту. Выставка работ по ИЗО. |
Пятница 12.01 |
Беседа «Что такое долг?» Дидактическая игра «Выбираем самое главное». Фроттаж «Монета». |
Предложить помочь в создании РППС (распечатать деньги, принести монеты). |
Понедельник 15.01 |
ОД «История возникновения денег». Сюжетно – ролевая игра «Пекарня» |
Оформить стенд «История возникновения денег». |
Вторник 16.01 |
Беседа «Где покупают и продают разные товары». Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах и труде. |
Предложить помочь в создании РППС. |
Среда 17.01 |
Беседа «Стоимость и цена товара». Беседа «Откуда берутся деньги и куда они тратятся?» Пальчиковые игры. |
Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» |
Четверг 18.01 |
ОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта». Просмотр мультфильмов. |
Рекомендовать посмотреть с детьми мультфильм «Как мужик корову продавал» |
Пятница 19.01 |
Составление рассказов «Мы ходим за покупками». Дидактические игра Угадай, где продаются». |
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм |
Понедельник 22.01 |
Просмотр мультфильмов. Обсуждение ситуаций. |
Оформление консультаций для родителей. |
Вторник 23.01 |
Сюжетно – ролевая игра «Аптека». Чтение художественной литературы. |
Консультация «Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах». |
Среда 24.01 |
Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования «Кошелек». |
Выставка работ. |
Четверг 25.01 |
Пальчиковые игры. Рассказы детей из опыта детей «Как я ходил в магазин». |
Фотовыставка «Поход в магазин». |
Пятница 26.01 |
Просмотр мультфильмов. Обсуждение ситуаций. |
Предложить помочь в создании РППС. |
Понедельник 29.01 |
Беседа «Копим и сберегаем». Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать». Сюжетно – ролевая игра «Банк». |
«Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста». |
Вторник 30.01 |
Рисование «Моя любимая реклама» (коллективная). Пальчиковые игры. Чтение художественных произведений. |
Рекомендовать посмотреть с детьми мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». |
Среда 31.01 |
Совместное творчество «Копилка своими руками». |
Выставка работ. |
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания по финансовой грамотности.
– Подведение итогов в реализации проекта.
– Презентация проекта.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
1. Выставка работ по изо – деятельности.
2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т.д. (совместно с родителями).
3. Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация проекта:
- Выставка детских работ.
- Фотоотчет по проведенным ОД.
Работа с родителями.
- Консультации, участие в создании РППС.
- Выставка совместного детско-родительского творчества «Копилка своими руками».
- Фотоотчет.