Минханова Татьяна Викторовна
Казакова Валентина Петровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и проведу небольшой мастер-класс по теме «Нейрогимнастика для дошколят». Нейрогимнастики – “Гимнастика мозга”. Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, Суть занятий заключается в идее взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению, развитию.
Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.. Для детей важно движение. Упражнения постепенно усложняются и увеличивается объём выполняемых заданий.
Коротко об особенностях мозга: Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться. Регулярное включение упражнений нейрогимнастики в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно. Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу. Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил. Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
Применение упражнений для взрослых очень хорошо, когда они устали, один вид деятельности заменить на другой.
Готовы? Давайте начнем с самого простого.
-Колечки. Одновременно двумя руками совершают следующие действия: кольцо (большой и указательный пальцы), кольцо (большой и средний пальцы), кольцо (большой и безымянный пальцы), кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.
-Веером закрываем пальчики(начинаем с правой руки, затем левую руку и одновременно двумя руками)
-Блинчики. Ладони лежат на столе. Одна ладонь лежит тыльной стороной вверх. Начинаем «переворачивать блинчики» – одновременно меняем положение рук. Усложнение – на счет 3 – блинчик заворачиваем- превращаем в кулачок.
К каждому упражнению можно подобрать стихотворение, например:
Мы гостей своих встречаем,
Их блинами угощаем
–– Фонарики (лягушки). Одна рука – кулак, вторая – ладонь, одновременно ритмично меняем – первая – ладонь, вторая – кулак, доводим до автоматизма.
– Кулак-ребро-ладонь. Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.
-Кулачок, ребро,ладошка-
Поиграй со мной немножко.
Два фонарика зажжем
И опять играть начнем.
– Кулак-плечо-ребро-ладонь. Проводится аналогично предыдущему упражнению. Усложнение – добавление после позиции «кулак» позиции «плечо» – руки скрещиваются на груди.
– Кулак-ребро-ладонь с мячом. Одна рука выполняет – кулак-ребро-ладонь; вторая – катает мяч по столу круговыми движениями. Затем руки меняются.
– Яблоко-червячок. Большой палец левой руки спрятан в кулаке. Большой палец правой руки смотрит вверх. Затем положение рук меняется. Усложнение – добавление хлопка.
– Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Затем положение рук меняется. Усложнение – добавление хлопка.
-Мы лезгинку танцевали,
Наши пальцы не устали.
.
Упражнения для развития крупной моторики, в которых задействованы руки, ноги, тело.
– Ухо-нос. Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
-Вот мой нос, а это ухо.
Раз-хлопок. Наоборот.
Хлоп-туда и хлоп-сюда
Без особого труда.
– Моряк. Правая рука делает козырек, левая – вытягивается вперед, показывает «класс». Одновременно положение рук меняется.
-Эй, матросы! По местам!
Дал команду капитан.
Мы на пароходе
Сто морей еще обходим.
-Паучок.
-Своей маме паучок
Выткал новый рушничок.
Долго любовался:
«Я не зря старался!»
-«Класс», «колечко»
-упражнения с предметами
Способы действий с мячиками:
У каждого – по одному мячику (массажный).
– мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя,
– мяч в противоположной руке – перекладывать другому,
– мяч в противоположной руке – себе – другому,
– мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,
– мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,
– 2 тебе, 2 мне,
– диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,
– 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он – диагональ, другой – диагональ,
– 2 у одного – передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху.
-Встаем, опустить голову вперед и плечи- 2 раза вперед, голову- назад и плечи-назад ;голову-вперед, плечи-назад и наоборот, голову-назад, плечи-вперед.
Развитию мозга способствует, конечно же, любая двигательная активность, но особенно это координированные (точные и контролируемые) движения.
Спасибо за внимание!