Игтисамова Алсу Марселевна
Гарипова Миляуша Айратовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Тамчыкай»,
г. Азнакаево, Республика Татарстан
Оглавление
1 Введение………………………………………………………………..………..3
2 Основная часть………………………………………………………..…………7
3 Заключение………………………………………………………………………20
4 Список литературы……………………………………………………………..21
5.Приложения……………………………………………………………………..22
1. Введение
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей и эта проблема актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы здоровьесберегающие технологии, кейс-технологии, театрализованная деятельность.
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети среднего дошкольного возраста испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.
Цель проекта: развитие речевой активности детей 4-5 лет посредством театрализованных игр.
Задачи:
Образовательные:
– приобщать детей к театральной культуре;
– обогатить театральный опыт детей: знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной – терминологии;
– совершенствование артистических навыков;
– работа над речью, интонацией;
– работа над коллективным взаимодействием.
Развивающие:
– развивать эмоциональную отзывчивость;
– развивать художественно-эстетический кругозор детей через знакомство с театральной культурой;
– развивать творческую деятельность, художественный вкус.
Воспитательные:
– воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
– способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка, где важна не театрализованная деятельность сама по себе, а как воспитательное средство;
– учить видеть и слышать окружающий мир.
Образовательные области реализации проекта:
1. Социально-коммуникативное развитие: формирование положительных взаимоотношений между детьми, воспитание культуры познания взрослых и детей, развитие эмоций, этически ценных способов общения;
2. Познавательное развитие: развитие разносторонних представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы и поведением животных, развитие памяти, обучение умению планировать свои действия;
3. Речевое развитие: содействие развитию монологической и диалогической речи, обогащение словаря, овладение выразительными средствами общения;
4. Художественно-эстетическое развитие: приобщение к высокохудожественной литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа;
5. Физическое развитие: согласование действий и сопровождающей их речи, выразительность исполнения основных видов движений, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Метод проекта:
Работа по проекту проводится в трёх направлениях:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа по самообразованию педагогов.
Работа с детьми проводится через следующие формы:
- Организованная образовательная деятельность.
- Беседы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Проблемно-поисковая деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения.
- Открытые мероприятия.
- Мультимедийные технологии: аудиосказки, фотографии, видеофильмы и презентации.
Работа с родителями проводится в следующих направлениях:
- Родительские собрания.
- Открытые мероприятия.
- Совместные праздники.
- Консультации.
- Печатная информация.
- Итоговый спектакль.
Участники проекта: дети, воспитатели группы и родители
Тип проекта: групповой
Сроки реализации:
проект долгосрочный (1 учебный год): с сентября по май средней группы
Вид проекта: творческий
Подготовительный этап
1. Подготовка материальной и технической базы по теме проекта, разработка планирования;
2. Обновление развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми, заданиями по развитию мелкой моторики, мнемотаблицами, различными видами театра по сказкам «Три поросенка», «Теремок», дополнение речевого уголка;
3. Отбор дидактических, подвижных игр и упражнений для реализации проекта.
Ожидаемый результат:
- Обогащение активного, номинативного, предикативного словаря дошкольников;
- Повышение уровеня речевой активности и звуковой культуры речи, познавательных процессов, творческой активности;
- Формирование представления о передаче мимикой и пантомимикой эмоциональное состояние героев сказки, использовании образных выражений при пересказе сказок;
- Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям;
- Умение выразительно передавать голосом интонацию героев сказки;
- Повышение социально-коммуникативного уровеня общения дошкольников в коллективе.
2.Основная часть
Основной (практический) этап:
Содержание мероприятий на учебный год средней группы
Работа с детьми:
Недели |
Тема
|
Программное содержание |
Материал, оборудование к занятию |
Сентябрь 1 |
«Сказка» |
Чтение русской народной сказки, познакомить детей с книгой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. |
Художественная литература – русские народные сказки, иллюстрации |
Сентябрь 2 |
«Учимся слушать» |
Прослушивание аудиосказок. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. |
Аудиосказки, проигрыватель |
Сентябрь 3 |
«Теремок» |
Просмотр мультипликационного фильма «Теремок». Учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. |
Компьютер, проектор |
Сентябрь 4 |
«Сказочные картинки» |
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Воспитывать бережное отношение детей к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации. |
Книги, иллюстрации |
Октябрь 1 |
«Звери из сказок» |
Раскрашивание диких животных. Формирование представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных |
Раскраски, карандаши, фломастеры |
Октябрь 2 |
«Я рисую» |
Рисование диких животных, их жилища. Расширить знания детей о животном мире, формировать умения обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающихся от домашних; расширить представления детей о среде обитания животных. |
Альбомные листы, карандаши, акварельные краски, кисточки |
Октябрь 3 |
«Путешествие по сказкам» |
Занятие по развитию речи. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
Конспект НОД, иллюстрации, компьютер, предметы сказочных героев |
Октябрь 4 |
«Три поросенка» |
Занятие по ФЭМП. Закрепить знания детей по формированию математических представлений через игровые ситуации и дидактические игры с использованием русского народного фольклора. |
Счетные палочки, сказочные герои |
Ноябрь 1 |
«В гостях у сказки» |
Музыкальное занятие. Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями. Развивать речевую активность, умение выражать свои мысли о прослушанном. |
Песня «Маленькая страна», «В гостях у сказки», звуки леса и птиц, выход волка, лисы, медведя, зайца |
Ноябрь 2 |
«Мой любимый герой сказки» |
Рисование по мотивам сказок. Учить детей изображать сказочных героев. Развивать у детей воображение творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу. |
Альбомные листы, карандаши, акварельные краски, кисточки |
Ноябрь 3 |
«Баба-Яга» |
Слушание произведения Чайковского «Баба-Яга» в оркестровом исполнении. Формировать умение анализировать услышанную музыку; определять характер произведения. Развитие способности эмоционально воспринимать музыку, размышлять, что может выражать музыка. |
Проигрыватель, иллюстрации, аудиозапись |
Ноябрь 4 |
«От улыбки станет всем светлей» |
Разучивание песни «От улыбки станет всем светлей». Развивать память. Обсуждение с детьми значение слова «улыбка», «улыбаться», улыбчатый человек», показать значимость этих понятий в жизни человека. Развитие коммуникативных способностей детей, умения общаться в парах, в коллективе |
Проигрыватель, иллюстрации, аудиозапись, текст песни. |
Декабрь 1 |
«Говорим правильно» |
Логопедический практикум по содержанию проекта. Формирование слоговой структуры слов. Развитие фонематических процессов. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. |
Иллюстрации, мольберт |
Декабрь 2 |
«Поиграем» |
Музыкально-дидактическая игра “Теремок”. Учить понимать на слух текст русского народного творчества. Развивать воображение, творческую активность, речь, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, активизировать словарный запас детей. |
Аудиосказка, маски |
Декабрь 3 |
«Колобок» |
Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». Формирование у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры. |
Маски, небольшие атрибуты персонажей |
Декабрь 4 |
«Волк и козлята» |
Подвижная игра «Волк и козлята». Упражнять в беге врассыпную, развивать координацию, умение ориентироваться в пространстве. |
Маска волка, маски для козлят |
Январь 2 |
«Пальчиковый театр» |
Пальчиковый театр – игра-драматизация по сказке «Теремок». развивать интерес детей к театрализованной игре, их творческие способности. |
Куклы-персонажи на пальчики, небольшая ширма |
Январь 3 |
«Настольный театр» |
Настольный театр «Три поросенка». Учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра. |
Фигурки персонажей настольного театра. |
Январь 4 |
«Сказочный мир» |
Раскрашивание вместе с детьми иллюстраций с героями из сказки «Теремок». Развивать внимание, восприятие, воображение, мелкую моторику рук, глазомер. |
Раскраски с героями сказки «Теремок», цветные карандаши |
Февраль 1 |
«Самый большой» |
Рисование медведя из сказки «Теремок». Учить детей изображать сказочного героя. Развивать у детей воображение, творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу. |
Альбомные листы, карандаши, акварельные краски, кисточки |
Февраль 2 |
«Любимый герой сказки «Теремок» |
Лепка. Упражнять изготавливать из пластилина объемные устойчивые формы сказочных персонажей сказки «Теремок. Закреплять умения и навыки работы с пластилином, повторить приемы и правила лепки; развивать творческое воображение. |
Пластилины, доски, стеки. |
Февраль 3 |
«Наша сказка» |
Выставка продуктов детской деятельности. Собрать из пластилиновых персонажей детей коллективную работу – сцену из сказки. |
Готовые пластилиновые фигурки персонажей, игрушечный домик. |
Февраль 4 |
«Кукольный театр» |
Игра-драматизация по сказке «Теремок». Закреплять знания детей о правилах манипуляции куклой Би-ба-бо. Развивать интонационно-речевую выразительность. Поощрять исполнительское творчество детей. Воспитывать артистические качества у детей. |
Куклы Би-ба-бо персонажей сказки «Теремок», ширма, картонный домик |
Март 1 |
«Лепим дом» |
Лепка теремка из сказки. Учить детей изображать сказочный дом. Развивать у детей воображение, творчество. |
Пластилины, доски, стеки |
Март 2 |
«Поиграем» |
Музыкально-дидактическая игра “Теремок”. Учить понимать на слух текст русского народного творчества. Развивать воображение, творческую активность, речь, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, активизировать словарный запас детей. |
Аудиосказка, маски |
Март 3 |
«Репка» |
Игра-драматизация по сказке «Репка». Закреплять знания детей о правилах манипуляции куклой Би-ба-бо. Развивать интонационно-речевую выразительность. Поощрять исполнительское творчество детей. Воспитывать артистические качества у детей. |
Куклы Би-ба-бо персонажей сказки «Репка», ширма, картонный домик |
Март 4 |
«Красная Шапочка» |
Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Красная Шапочка». Формирование у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры. |
Маски, небольшие атрибуты персонажей |
Апрель 1 |
«Гуси-лебеди» |
Подвижная игра «Гуси-лебеди». Упражнять в беге врассыпную, развивать координацию, умение ориентироваться в пространстве. |
Маска волка |
Апрель 2 |
«Персонажи» |
Распределение ролей сказки «Теремок» для театрализованного представления с учетом индивидуальных способностей между детьми. Заучивание текста. |
Блокнот |
Апрель 3 |
«Беседа о героях» |
Помочь детям-актерам в разборе характеров персонажей, их линий поведения. Обучить работе с голосом в соответствии с характером персонажа |
|
Апрель 4 |
«Репетиция» |
Развивать интонационную выразительность речи, умение передавать голосом различные черты характера сказочных героев «Теремка». |
Маски, костюмы |
Май 1 |
«Декорации» |
Подготовка атрибутов, декораций к игре-драматизации «Теремок». Дети помогают воспитателю в раскрашивании большого картонного домика, рисуют узоры на ставнях, делают цветы и т.д. |
Картон, цветная бумага, клей, гуашь, кисточки |
Май 2 |
«Афиша» |
Коллективная творческая работа – рисуем афишу к предстоящему театрализованному представлению «Теремок». Познакомить детей схематичным эскизом композиции афиши. Активизация словаря: афиша, эскиз, премьера. |
Ватман, акварельные краски, карандаши, фломастеры, кисточки |
Май 3 |
«Контрольная репетиция» |
Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей. Подбадривать, поддерживать. Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка. |
Маски, костюмы, декорации, атрибуты |
Работа с родителями:
№ |
Мероприятие |
Задачи |
Срок |
1 |
Мультимедийная презентация для родителей «Раскрываем таланты» |
Создать доверительные отношения между ребёнком и взрослыми, которые помогут выявить и в дальнейшем развивать талант. |
Сентябрь |
2 |
Оформление информационного стенда «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» |
Помочь родителям понять, что нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. |
Сентябрь |
3 |
Совместный праздник с родителями, посвящённый дню матери «Мамочка любимая!» |
Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений |
Ноябрь |
4 |
Родительское собрание на тему «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка». |
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. Создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки; · Актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей |
Декабрь |
5 |
Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» |
Нравственное воспитание детей на примере сказок. |
Февраль |
6 |
Родительское собрание на тему «Правовое воспитание дошкольников в условиях группы детского сада» |
Познакомить родителей с проектом группы; повысить правовую грамотность родителей. |
Март |
7 |
Анкетирование родителей по теме «Сказка в жизни вашего ребенка» |
Определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения. |
Май |
Распространение опыта:
№ |
Мероприятие |
Задачи |
Срок |
1 |
Публикация в сборнике в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: теория и практика» по теме: «Интегрированный педагогический проект театральной деятельности «Весь мир – театр» |
Предоставление результатов проделанной работы в печатные издания. |
2024 |
2 |
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Путешествие по сказкам» в рамках методической недели «Неделя речевого развития», организованном образовательным учреждением для воспитателей и педагогов ДОУ, на базе МБДОУ №19 «Тамчыкай» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ |
Распространение опыта работы над развитием речевой деятельности дошкольников посредством художественной литературы |
2024 |
3. Заключение
Заключительный этап:
1. Театрализованное представление «Теремок» (последняя неделя мая);
2. Награждение грамотами маленьких актеров;
3. Вручение грамот родителям за активное участие родителей в жизни детского сада.
Активное внедрение театральной деятельности в жизнедеятельность воспитанников детского сада будет способствовать развитию у них нравственных представлений, активному развитию речи, творческую инициативу, эстетический вкус, широко развивает творческий потенциал дошкольников.
В результате совместной деятельности нас, воспитателей, с детьми и родителями дошкольного образовательного учреждения наши дети активно приобщаются к художественной литературе, к театральной деятельности, у наших дошкольников расширяется кругозор о сказках, их авторах, формируется отношение к положительным и отрицательным поступкам героев, сформирован запас литературных впечатлений, дети научаться входить в образы, воображать, рассуждать, мечтать, по заданию менять образы, настроения, научились инсценировать .
Родители наших дошкольников начнут активнее проявлять интерес к чтению художественной литературы, определят роль морали сказок и их поучительных сюжетов в нравственно-эстетическом воспитании гармонично развивающейся личности ребенка. Родители по совету воспитателей станут больше читать детям художественной литературы, посещать детские театры, некоторые продолжат развивать в детях актерские способности с последующей записью детей на театральные кружки дополнительного образования.
Анализ. Современная технология театральной деятельности активно формирует навыки сотрудничества педагогов с родителями, и, что немаловажно, улучшит и разнообразит отношения детей с родителями.
Технология театральной педагогики мотивирует наших детей стать активными участниками воспитательного процесса, а это, несомненно, ведет к разностороннему развитию детей.
Благодаря проделанной работе дети станут активнее и сознательнее пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в разных ситуациях речевого общения.
Непременно в ходе реализации проекта у детей появится эмоциональный подъем, проявятся позитивные качества характера (находчивость, взаимоподдержка, смелость, умения сопереживать, поддерживать, приходить на помощь, разовьются сила характера, воля).
4. Список литературы
-
-
-
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Додокина Н.В. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей». М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Дьченко О. М. «Развитие воображения дошкольника». Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
- Енедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.
- Ильев В.А. «Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока». – М.; 1993 г.
- Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.; «Сфера», 2004 г.
- Петрова,Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М 2000г.
-
-