Гарифжанова Айгуль Фаритовна
учитель
МБОУ «Школа №88»
МБУДО «ЦВР» Приволжского района
г. Казань, Республика Татарстан
Пояснительная записка
Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта. Поэтому одной из главных задач воспитательной работы в нашей гимназии является формирование патриотизма у подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели проекта достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
Стержневая деятельность коллектива, ведущего работу по реализации данного проекта, является формирование у детей и подростков социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие традиции народа с преданностью служению Родине.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Родине – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в образовательном учреждении. Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника.
Актуальность проекта
В современных условиях развития нашей Республики патриотическое воспитание учащихся трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и воспитательного потенциала образовательного процесса. Приобщение школьников к поисковой и исследовательской деятельности пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Поисковая и исследовательская работа помогают воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами Республики.
За долгие годы существования гимназии № 27 накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия средствами поисковой и исследовательской работы. Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни.
Объект и предмет:
Объект работы – условия патриотического и гражданского воспитания.
Предмет – внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.
Цель проекта:
- формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина – патриота”;
- развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.
Описание проекта
Содержание деятельности:
При организации работы по патриотическому воспитанию учащихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
- последовательности
- поэтапности
Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Моя Родина. Мой город.
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, желание служить своему Отечеству).
Основные направления деятельности:
- формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
- воспитание общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
- воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родного края;
- формирование социально-активной позиции учащихся;
- оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию учащихся:
- цени и оберегай свое Отечество;
- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- дорожи историей своего народа;
- свято относись к символике своего государства;
- береги красоту своего края.
Механизмы выполнения проекта
1. Этапы реализации:
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу проектной деятельности по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры.
4. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации.
6. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации.
3. Спланировать работу на следующий период.
2. Программа реализации проекта:
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство: сотрудничеству с музеем боевой славы гимназии, библиотеками, общественными организациями, районным Советом ветеранов.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения конкурсов разных уровней.
Проект ориентирован:
Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов, жители микрорайона.
Участники: учащиеся среднего и старшего звена, родители, педагоги, администрация гимназии.
Сроки реализации: 2019 – 2021 гг.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями учащихся. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Оценка эффективности реализации проекта:
Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
– патриотизм и любовь к Родине;
– права и свобода человека и гражданина;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;
– гражданственность.
Количественные параметры:
– включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
– качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
– участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
– проведение мероприятий.
Инновационный потенциал проекта
Практическая значимость данного социального проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер.
Полученные результаты находят применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования проектной деятельности в школе, для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителя и учащихся, интенсивного личностного развития учащихся.
Апробация и внедрение проекта «Память сердца» осуществляется на базе гимназии №27. Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят – участников проекта в конкурсах, соревнованиях, общественных акциях.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации Проекта по патриотическому воспитанию “Память сердца”, у учащихся должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В результате реализации Проекта ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
-обогащение содержания патриотического воспитания;
-вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе ученика:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу Республики, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина – патриота.
Формы подведения итогов реализации проекта
При подведении итогов реализации Проекта планируется провести итоговый праздник, посвящённый 75-летию Великой Победы, который включает в себя подготовку и проведение торжественного мероприятия, посвященного Памятной дате, а также награждение лучших и самых активных учащихся почетными грамотами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников проекта.
І. Теоретическая часть
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
– словесный (устное изложение, беседа);
– наглядный (показ иллюстраций, экспозиций);
– практический.
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
– объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
– репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
– частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
- методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
– фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
– групповой – организация работы по малым группам;
– индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, самостоятельная поисковая или исследовательская работа, коллективная работа, общественные акции, соревнования.
ІІ. Практическая часть
Формы работы:
– просмотр видеофильмов и фотоматериалов;
– акции памяти;
– творческие конкурсы, викторины;
– экскурсии к памятникам воинов – освободителей, в музей Боевой Славы, к школьному уголку Славы;
– уроки мужества с приглашением ветеранов войны;
– общественные акции;
– сбор и оформление информации о ветеранах войны и тружениках тыла;
– облагораживание территории вокруг памятников воинам;
– помощь престарелым людям;
– организация и проведение концертов, вечеров встреч;
– подготовка материалов для создания видеофильма о ветеранах, вдовах, тружениках тыла.
Комплексный перспективный план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
на 2019-2021 гг
1.Подготовка обращения к жителям микрорайона о содействии в реализации проекта «Память сердца» (проведение акции по созданию и распространению листовок, плакатов).
2. Облагораживание территории вокруг памятника Неизвестному солдату.
4.Создание видеороликов, презентаций «Они сражались за Родину».
5. Акции:
«Пожелания ветерану», «Неделя памяти», «Подарок ветерану», «Свеча Памяти», «Ветеран живет рядом», «Чтим и помним», «Мой школьный дворик».
7. Подготовка материалов для фотовыставки «Бессмертный полк».
9. Выставка рисунков и плакатов «Гордимся. Помним».
10. Подготовка к участию в районных мероприятиях, посвященных 75-летию Великой Победе.
11. Концертная программа «Песни великого Подвига».
12Отражение на сайте школы о работе по реализации проекта «Память сердца».
13.Комплекс мероприятий «Без прошлого нет будущего».
14.Проведение музейных уроков: «Памяти павших – будьте достойны»
15.Конкурс творческих работ (рисунков, фоторабот, сочинений).
16. Спортивные состязания «Мы – будущее нашей Республики», «Сильные, ловкие, смелые».
Воспитание любви к Родине начинается, конечно же, с любви к месту, где родился, рос и учился. Достигается это главным образом путем приобщения представителей подрастающего поколения к знаниям об особенностях природы, хозяйства и населения родного края, путем формирования у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей природной среды. Роль краеведения в становлении будущего гражданина огромна.
Каждый год учащиеся школы поздравляют ветеранов войны и труда с Днем Победы. Учащиеся школы принимают самое активное участие в проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы. Ко Дню Победы в классах всегда проводятся классные часы, посвященные Великой Отечественной войне. Ребята делают сообщения : герои–пионеры, герои- комсомольцы, герои войны , Сталинградская битва, 99-дней блокады Ленинграда и мн. др. Организуются встречи учащихся и ветеранов труда. Это стало традицией нашей школы, ветераны рассказывают о тяжелых трудовых годах войны.
Ребята нашей гимназии являются постоянными участниками разных мероприятий, проходящими в музее боевой Славы.
Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Заключение
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско- патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность:
1. Одним из направлений воспитательной работы является развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого становится умение определять различные эмоциональные состояния.
2. Разработанные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей Родине.
3. Этот проект показал, что приобщение школьников к работе по военно-патриотическому воспитанию пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.
Список литературы
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006
Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение” 6 – 2008
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.