Ибрагимова Фарида Фазыловна
Иванова Марина Александровна
воспитатели
МАДОУ №407
г. Казань, Республика Татарстан
В этой статье мы воспитатели Ибрагимова Фарида Фазыловна и Иванова Марина Александровна описываем особенности организации коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР. Опираясь на личный опыт, приводим в пример варианты инновационных подходов, способных облегчить дошкольникам с особенностями в развитии овладение речью.
В детских садах ежегодно растет количество детей, имеющих нарушения разной степени сложности. Категория детей, имеющих тяжелые нарушения речи – одна из самых многочисленных на сегодняшний день. Для данной группы характерны следующие особенности развития: отсутствие первичных нарушений в интеллектуальной сфере, сохранность слуха, но при этом наличие серьезных речевых дефектов, оказывающих неблагоприятное воздействие на становление психики. Такие дети обладают невнятной речью, неправильно произносят звуки родного языка, в недостаточной степени владеют звуковым составом слова, что в последствии сказывается на овладении навыком чтения. Несмотря на все обозначенное, большинство детей с ТНР хорошо понимают обращенную к ним речь, однако сами они не способны общаться с окружающими через словесную форму речи. Безусловно, такая особенность – серьезное препятствие для полноценного общения.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, мы педагоги дошкольной структуры стараемся искать наиболее эффективные, порой, нестандартные, методы, приемы и формы работы, которые позволят дошкольникам с ТНР добиться высоких результатов в решении проблем с речью.
Работая с группой детей с ТНР, мы также сделали выбор в пользу некоторых технологий, которые, на наш взгляд, являются максимально эффективными. Рассмотрим их более подробно.
Акватерапия – является одной из наиболее приятных коррекционных методик, в основе которой лежит взаимодействие с водой. Использование акватерапии стимулирует ребенка, развивает его сенсомоторные навыки, снижает эмоциональное напряжение.
Криотерапия – методика, в основе которой лежит воздействие на организм холодом. За счет попеременного воздействия тепла и холода происходит усиление кровотока, что активизирует области головного мозга, отвечающие за речь.
Литотерапия – камнелечение. В педагогической практике чаще всего используются морские и речные камни разных размеров и цветов, декоративные камни, камешки Марблс. В работе с детьми с ТНР использование камней помогает стимулировать развитие мелкой мускулатуры пальцев рук автоматизировать поставленные звуки, позволяет научить детей согласовывать прилагательные и числительные с существительными, верно употреблять предлоги, наречия, прилагательные, глаголы, содействует обогащению лексикона.
«Сухой пальчиковый бассейн» – используется в качестве стимулятора развития мелкой моторики. Проводя традиционную пальчиковую гимнастику в подобном «бассейне», мы развиваем тактильное восприятие, активизируем кинестетические ощущениия, нормализуем тонус пальцев на руках, развиваем их подвижность.
Конечно, это не все применяемые нами технологии. Их в нашем арсенале гораздо больше. Среди них и применение ЛЕГО – технологии, куклотерапии, песочной терапии, массажа шариками су-джок, нейроигр и нейроупражнений и др. Важно, чтобы работа велась систематически, ведь именно от этого зависит ее результативность.
Подводя итоги, отметим, что инновационные технологии в работе с дошкольниками с ТНР создают дополнительные благоприятные условия для формирования их коммуникативных компетенций, развития интеллектуальной и двигательной сфер, благополучного психоэмоционального развития. Кроме того, они повышают познавательную активность и подготавливают к обучению в школе.
Список информационных источников
- Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13028/ (Дата обращения: 29.03.2024).
- Шутько Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. – Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.