Петрова Нина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная школа №181»
г. Казани, Республика Татарстан
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок усвоения новых знаний, работа с текстом и картиной
Цель урока: сравнить стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…» и картину А.И. Куинджи: «Ранняя весна» для создания личного образа ранней весны
Планируемые личностные результаты образования:
– воспитывать интерес и любовь к чтению;
– научить бережно и с любовью относиться к природе;
– эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи;
– развивать творческие способности каждого ученика.
Планируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные: научить ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; научить оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; работать по алгоритму.
Познавательные: способствовать эмоциональному отклику учащихся на произведения литературы и живописи; научить наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: научить строить речевое высказывание в устной и письменной форме; научить развёрнуто отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.
Планируемые предметные результаты:
– сравнивать произведение живописи и литературы; научить находить взаимосвязи в произведениях литературы и живописи;
– находить средства художественной выразительности литературного произведения;
– выразительно читать текст.
Оборудование для проведения урока:
– для учителя: учебник, мультимедийный проектор, репродукция картины, аудиозапись.
– для учащихся: рабочие листы, шариковая ручка.
Использованные образовательные ресурсы для проведения урока:
– портрет Ф.И. Тютчева;
– репродукция картины А. Куинджи «Ранняя весна».
Ход урока
1. Организационный момент
«Прозвенел звонок – начинаем наш урок»
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока
– Разгадайте загадку.
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу… (Весна.)
– О чем эта загадка? (Это стихотворение об уходе зимы и наступлении весны.)
– И у нас с вами наступает весна. Какие изменения в природе вы уже заметили? (Воздух, солнце, настроение и т.д.)
– Чему будет посвящен наш урок? (Мы будем говорить о весне.)
– Правильно. Тема урока: «Весна идет, Весне дорогу!»
– А только ли мы задумываемся над тем, с чего начинается весна? А кто ещё? (Поэты, художники, композиторы.)
– Весна – прекрасная пора. Многие поэты, художники и композиторы вдохновлялись ею и создавали свои произведения.
– И чем же мы займемся на уроке? (Мы будем читать стихи и рассматривать картины о весне.)
– Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства: живописи и литературе о весне и сравним их.
Цель урока: сравнение произведений живописи и литературы.
– Какие задачи перед собой поставим?
Задачи урока:
– познакомиться с произведениями о весне;
– проанализировать их, найти между ними сходства и различия;
– создать свой образ ранней весны.
3. Актуализация и целеполагание
– Вспомним, что роднит живопись и литературу? Что между ними общего? (У них общая цель: передать мысль, чувства.)
– А что их различает? (Язык литературы – это слово, в живописи – изображение.)
– Напомните, пожалуйста, с чьим творчеством мы знакомились на прошлом уроке? (С творчеством А.С. Пушкина.)
– О чем были его произведения? (Это были стихи о природе в разные времена года.)
– Теперь мы знаем, что А.С. Пушкин, один из величайших стихотворцев, очень красочно умел описывать природу, в том числе и природу весной. Напомните, к какому жанру мы отнесли его стихотворения о природе? (К пейзажной лирике.)
– Что значит пейзажная лирика? (Это стихи, в которых герой произведения (зачастую автор), описывая природу, делится своими чувствами, эмоциями, переживаниями.)
– Сегодня мы продолжим работу по изучению пейзажной лирики. Мастером пейзажа в слове также считают великого русского поэта. А какого – вы должны разгадать.
РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ
(Это Федор Иванович Тютчев.)
– Это Федор Иванович Тютчев. В его творчество мы и погрузимся сегодня. Что вы знаете о нём? (Это русский поэт 19 века, любил писать стихи о природе.)
Видеоматериал.
– Что нового вы узнали об этом человеке? (Написал 400 стихотворений, любил писать о природе и о любви.)
4. Первичное усвоение новых знаний
– Предлагаю вашему вниманию стихотворение Тютчева «Еще земли печален вид…»
Учитель даёт установку на осмысленное, творческое восприятие текста.
– Пока я буду читать, представьте себя художником и мысленно рисуйте картины услышанного. Можно закрыть глаза, пусть слова перенесут вас в мир фантазии.
Учитель читает стихотворение.
– Какие картины вы мысленно нарисовали? Поделитесь, что вы увидели во время слушания стихотворения. (Ответы детей: голубое небо, дует легкий, свежий ветерок, серый снег еще лежит на земле и т.д.)
– Поднимите, пожалуйста, руки, у кого картины совпали с ответами ребят? У кого другие? Какие? Как вы думаете, почему так получилось? (Потому что мы все разные, так и художники видят по-разному.)
– Чтобы сопоставить ваши картины с произведениями известных русских художников, я предлагаю вашему вниманию три картины. Посмотрите, пожалуйста, внимательно и решите, какая из них, по вашему мнению, больше подходит к нашему стихотворению. (Дети разглядывают репродукции, выбирают свой вариант. Дети в основном выбирают рисунок Куинджи.)
– Что вы видите на картине А.И. Куинджи такого, что заставляет вас сделать такой выбор? (Ответы детей: весна, радость…- затрудняются с ответом.)
– Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, давайте пошагово рассмотрим и сравним два произведения.
Открываем учебники на стр. 98.
– Нашей целью было сравнить эти два произведения. Будем работать по следующему алгоритму. Чтобы заполнить таблицу, проанализируем стихотворение и картину. В ходе работы можете постепенно заполнять таблицу.
Алгоритм сопоставительного анализа произведения литературы (лирика) и живописи:
Критерии для сравнения |
Стихотворение |
Картина |
Жанр |
||
Тема |
||
Идея, основная мысль |
||
Средства выразительности |
– Начнем со стихотворения. К какому жанру мы его отнесли? (Пейзажная лирика.)
– А к какому жанру относится картина? (Пейзаж.)
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
РАБОТА ПО ТЕКСТУ
Анализ стихотворения
– Поработаем над словами, которые могли вызвать у вас затруднение в понимании текста:
– Воздух весною дышит? (Стоит весенний воздух: легкий, свежий, приятный.)
– Что значит слово колышет? (Слегка покачивает.)
– Невольно? (Случайно, непроизвольно.)
– Что значит редеющий сон? (Некрепкий сон, сон перед самым пробуждением, то есть природы просыпается от зимней спячки.)
– О чем это стихотворение? Назовите тему произведения. (Ученики заносят ответ в таблицу: тема стихотворения – ранняя весна.)
– Докажите словами из текста. (Зачитывают строки:
…а воздух уж весною дышит, сквозь редеющего сна весну послышала она…)
– Какие художественные средства использует автор? Найдите олицетворения. («Воздух дышит, колышет, шевелит», «Природа не проснулась», «природа послышала, улыбнулась».)
– Найдите эпитеты. («Мертвый стебль», «редеющий сон».)
– Какие метафоры использует поэт? («Земли печален вид», «воздух дышит весною».) метафора – это скрытое сравнение, когда один предмет уподобляется другому для лучшего понимания текста.
– Противопоставление. (Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
– Почему в тексте так много глаголов? Объясните. (В тексте много глаголов: дышит, колышет, шевелит, не проснулась, послышала, улыбнулась. Все эти глаголы показывают движение.)
– Каково настроение автора, какие чувства он испытывает: радостное или печальное? (У поэта печальное настроение, но он находится в предвкушении радости и веселья. Его радует жизнеутверждающая сила природы.)
– Какова основная мысль? (Пробуждение природы весной.)
– Чему оно нас учит? (Учит любить природу, любить весну, чувствовать её приближение. Учит радоваться весне, первому солнцу, таянию снегов…)
– Заполните таблицу (колонка «Стихотворение»).
Подготовка к выразительному чтению
– С какой интонацией мы должны прочитать это стихотворение? Какой темп использовать? (В начале читать медленно и тихо, почти шепотом, стараясь передать печальное, сонливое настроение автора. В середине спокойно. А в конце немного ускориться, стараясь передать радость от приближения весны.)
Выразительное чтение стихотворения
(Чтение учащимися.)
– Молодцы. На мой взгляд, у вас отлично получилось передать настроение и чувства автора.
Физкультминутка
Нейроразминка на видео
РАБОТА С КАРТИНОЙ
– Теперь рассмотрите внимательно репродукцию картины Куинджи «Ранняя весна».
– Расскажи:
Что ты видишь на переднем плане? (берег речки с подтаявшим снегом, старая, прошлогодняя, пожухлая трава и можно заметить новую, совсем зелёную, молоденькую траву, которая пробивается сквозь снег. Голые, без листьев деревья)
Что находится в центре композиции? (переполненная талой водой речка, лёд отошёл от берегов, но в центре ещё держится, хотя выглядит тяжёлым и рыхлым, а поверх льда видно голубую воду)
Что символизирует река? (Река символизирует движение, жизнь.)
Что находится на заднем плане? (речка, постоянно делая плавные изгибы уходит вдаль, к большой группе деревьев, которые там темнеются)
Опишите небо (как располагаются облака, какие цвета использует художник для изображения весеннего неба)?
– Какие средства выразительности использовал художник? (Композиция, свет и тень, яркие цвета и краски, контраст.)
– Что хотел показать автор картины в своей работе? Какова её идея? (Показать пробуждение природы.)
– Расскажи своё личное впечатление от этой картины. Что понравилось, обратило на себя внимание? (У меня картина вызывает радостное настроение. Хочется, чтобы поскорее снег растаял, и всё вокруг позеленело.)
– Совпадает ли настроение автора стихотворения с настроением картины? Аргументируйте. (Да, в обоих произведениях показано пробуждение природы весной. Но в стихотворении пока имеется только намек на приближение весны, а на картине уже явно видна весна.)
– Проверим нашу таблицу: что у нас получилось.
Критерии для сравнения |
Стихотворение |
Картина |
Жанр |
Пейзажная лирика |
Пейзаж |
Тема |
Ранняя весна |
Ранняя весна |
Идея, основная мысль |
Приближение весны |
Приближение весны |
Средства выразительности |
Эпитеты, олицетворения, метафоры, противопоставления |
Композиция, свет и тень, яркие цвета и краски, контраст |
5. Первичное закрепление
Палитра настроения
Сейчас мы учиться создавать палитру настроения по изученным произведениям. Мы будем читать стихотворение по строчкам и соотнесём слова с изображением на картине Куинджи, при этом будем выделять часть текста цветными карандашами или фломастерами.
Алгоритм работы:
1. Читаем строчку.
2. Соотносим с картиной.
3. Прдбираем цвет.
4. Анализируем настроение.
Первые две строчки выполняют с комментарием, далее учащиеся работают с текстом самостоятельно
Изображение на картине А.О. Куинджи |
|
Еще земли печален вид, |
Снег не сошёл, голые деревья |
А воздух уж весною дышит, |
Небо выше |
И мертвый в поле стебль колышет, |
Жухлая трава |
И елей ветви шевелит — |
Деревья на заднем плане |
Еще природа не проснулась, |
Река полностью не вскрылась ото льда |
Но сквозь редеющего сна |
Но уже у берега лёд подтаял, |
Весну послышала она |
видно течение воды |
И ей невольно улыбнулась… |
Свет и тени в картине- значит солнце- улыбка природы |
– Давайте проверим, что у вас получилось. Будет ли ваша палитра настроения совпадать с моей.
– Как вы думаете, почему так много совпадений? (Работали с одинаковыми произведениями литературы и живописи.)
– Тогда почему нет полного совпадения? (У каждого в голове создававлась своя картина – свой образ весны. Мы (ученики) были соавторами- творцами своего личного образа ранней весны.)
6. Подведение итогов урока
– Предлагаю подвести итоги урока.
– Давайте вернёмся к целям и задачам занятия.
С какими произведениями познакомились. Кто их авторы?
Правильно ли мы подобрали картину к стихотворению?
В ходе анализа произведений нам удалось найти сходства и различия?
Удалось ли вам представить образ весны?
Какое настроение хотел создать Тютчев?
Совпало ли это желание поэта с замыслом художника Куинджи? (Да.)
Какое настроение у вас к концу урока?
(Варианты ответов:
Я почувствовал настроение автора.
У меня было хорошее настроение.
Я уловил запах весны, почувствовал её дыхание, ощутил прилив сил…)
– Поняли ли вы, как создавать палитру настроения по стихотворному произведению?
7. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение других стихотворений Ф.И. Тютчева о весне (например, «Как неожиданно и ярко…», «Весенние воды»)
2 (по желанию). Составить синквейн по картине А.О. Куинджи.
Весна___________
__________________ , _______________.
__________________, ___________________, ____________________ .
______________________________________________________________.
_________________ .
3 (по желанию). Нарисовать портрет ранней весны.
8. Рефлексия деятельности
– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке
Самооценка учащихся:
– Я услышал идею стихотворения, главную мысль.
– Представил образ.
– Прочувствовал настроение.
– Спасибо за активную работу. Урок окончен.