Алексеева Зумрат Султановна
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДТ « Танкодром»
г. Казань, Республика Татарстан
План
1. Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.
2. Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников.
3. Основные методы экологического воспитания как средства познавательной активности.
В качестве эпиграфа хочу предложить Вам вспомнить следующие афоризмы, ставшие законами экологии. Экология как наука имеет 4 основополагающих закона, сформулированных в 1966 году американским экологом Барри Коммонером.
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться
3. Ничто не дается даром
4. Природа знает лучше
По Б. Коммонеру: «… все, что было извлечено из экосистемы человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать, он может быть только отсрочен».
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Наверное, каждый из вас, выводя на прогулку детей, замечал, что им очень нравится лежать на земле, траве или снегу и смотреть на небо. Так ребёнок приближает себя к пространству природной красоты, «сливается» с природой. Такое желание, я уверена, возникает иногда и у взрослых: уехать на море, зарыться в песок, уйти в горы. «Когда тебе плохо – прислушайся к природе. Тишина и красота мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов» – говорил Конфуций. Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще неопознанное и незнакомое. Экология (греч.) – «экос» -дом, «логос» – наука, т.е. наука о доме. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает; наука о связях между человеком и природой. Человек действительно изменил Землю, но при этом сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. Например, он сделал самому себе и своей планете «подарки»:
- Загрязнение почв
- Проблемы озонового слоя
- Проблемы кислотных дождей
- Парниковый эффект
- Гибель и вырубка лесов
- Процесс опустынивания
- Дефицит пресной воды
- Загрязнение Мирового океана
Отходы.
Неправильная утилизация отходов может привести к загрязнению почвы и воды, а также к возникновению опасных веществ в воздухе.
При этом высокоопасные вещества из этой категории содержатся в бытовых вещах и предметах, например, в аккумуляторах и покрышках.
Таяние ледников в 2023 году.
Кажется, что происходит таяние где-то на краю Земли и поэтому не касается нас напрямую.
Этот процесс необратим и его последствия могут быть катастрофическими для человечества.
Кислотные дожди
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.
Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений – Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды стало в XXI веке необходимым условием преодоления экологического кризиса.
Экологические организации, работающие в области охраны ОС:
Генеральная Ассамблея ООН
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС)
В рамках ЮНЕП Глобальная система мониторинга окружающей среды
ЮНЕСКО
Всемирная организация здравоохранения ВОЗ
Всемирная метеорологическая организация ООН
Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО)
Международное агентство по атомной энергии МАГАТЕ
Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП и т.д.
“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – горестно восклицает русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”.
Сколько бы лет не говорили о гибели природы, человек – разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности после того, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или почти невозможно.
Проблем мирового масштаба нам, конечно, на уровне школы не решить, но мы, педагоги, можем заложить в наших детях основы экологии и привить любовь к природе. Ребенок с радостью познает и исследует то, что его интересует. Поэтому– первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать учеников объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окружающем мире.
Особое внимание к проблемам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:
1) необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения (с 1 по 11 класс);
2) актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Начальная школа открывает немалые возможности для этого, именно здесь закладываются основы интеллекта, структура мышления, а природная любознательность детей и искренний интерес к окружающему создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Основным пособием для решения названной проблемы служат учебники “Окружающий мир”. изучение системы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова.
Но, к сожалению, в учебнике по некоторым темам учебный материал представлен не в полном объеме. В связи с этим приходится привлекать дополнительные источники для более полного понимания детьми экологических проблем, путей их решения.
И здесь не обойтись без нетрадиционных уроков, позволяющих разнообразить виды и формы деятельности учащихся: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН.
Ведущие идеи опыта находят свое выражение в системе уроков всех видов, внеклассных мероприятий, экскурсий. Данный опыт включает в себя комбинации элементов известных методик, предполагает использование продуктивных методов работы: проблемного, поискового, исследовательского.
Учитывая рекомендации Виноградовой Натальи Федоровны, советского и российского учёного в области педагогики, о применении проблемно-поисковых методов в преподавании окружающего мира, на уроках используется эксперимент, наблюдение, работа с таблицами, работа с измерительной аппаратурой. Ведь естествознание – это экспериментальная область человечества, а младшие школьники – пытливые исследователи окружающего мира.
На какой результат экологического воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?
К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает:
- эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;
- деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях;
- интеллектуальную готовность – определенный уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Конечно, не у всех детей сформировано нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, а иногда эгоистическое отношение к объектам и людям. Задача школы – воспитывать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде.
Приведу некоторые формы организации экологических мероприятий в младшем звене школьников:
– оформление стендов экологической направленности;
– социальные ролики на экологические темы;
– экологические игры:
– экологические сказки;
– фотоконкурс «Мир вокруг нас»;
– экологические проекты;
– интерактивные программы;
– экологические тропы;
– исследовательские работы (выбор темы- особенный аспект)
– конкурс стихотворения о природе;
– выставка поделок из бросового материала;
– экологический десант (субботник).
– экскурсии (экологическое краеведение)
Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок)
Основной путь познания – включение учащихся в творческую деятельность, включение процесса учебной проблемы, где учащиеся самостоятельно находят пути решения проблемы.
Этим создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, познавательного интереса, развития индивидуальности и творческого мышления.
Одним из важных направлений, которые активно практикуются в современной системе преподавания экологии – это исследовательские работы. Ребята активно принимают участия в научно-практических конференциях.
Очень важным направлением в экологическом воспитании играет работа с родителями.
Основными направлениями являются родительские собрания, совместная деятельность в акциях, проектах и исследованиях и т.д.
В помощь педагогу существуют, на мой взгляд, два замечательных Интернет-ресурса:
– ns-portal, на котором не только можно найти очень много интересующей информации по вопросам воспитания, обучения, но и поделиться своим опытом работы;
– портал издательского Дома «Первое сентября», который даёт возможность подписки на электронные версии журналов «Классный руководитель», «Здоровье детей», «ОБЖ», «Школа для родителей» и многие другие.
В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте формируются и развиваются особенности характера, воли, нравственного облика.
Итак, экологическое воспитание как средство активизации познавательной деятельности младших школьников проводится через:
• Учебные предметы.
• Внеклассную работу по направлениям.
• Участие в экологических конкурсах.
Слайд 26
Все хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!