Фатихова Эльвира Фархатовна
воспитатель
МБДОУ “Высокогррский детский сад “Шаян”, РТ,Высокогорский район,д.Эстачи
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.
По мнению ведущих исследователей, Л. С. Выготского и Н. Н. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы.
На необходимость обеспечить детям возможность общения с природой, проведения совместной деятельности в ней указывается в требованиях ФГОС. Особое внимание обращается на организацию предметно – пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей.
Одним из перспективных способов развития в экологическом образовании детей является макетирование. Макеты – это модель чего – либо воспроизведенная в уменьшенном виде.
Играя с макетами, дети выполняют одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации, познают окружающий мир.
Всем известно, как любят дети всё потрогать своими руками. Поэтому в своей работе мы используем игровые макеты. Идей было немало, но больше всего нам понравилась идея макета, где дети смогут стать не только наблюдателями, но и активными участниками.
Цель нашей работы в этом направлении: формировать у детей экологическую культуру и познавательный интерес к природе.
Задачи:
– вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира.
– систематизировать знания детей о живых и неживых объектах природы;
– закрепить представление о почве, и ее ролью для всего окружающего.
– развитие творческого воображения детей;
– повышение интереса к образовательной деятельности;
– использование в качестве иллюстративного или демонстрационного материала.
-расширять представление детей о природе.
-закреплять знания детей о различных видах животных и насекомых, рыб, земноводных о месте их обитания в природе.
– воспитывать любовь и бережное отношение.
– развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание.
Использование наглядных макетов позволяет формировать экологические представления дошкольников играючи, основываясь на основные принципы работы:
• активного обучения;
• доступности;
• систематичности;
• индивидуальности;
• результативности.
Макет отвечают всем требованиям, предъявляемым к развивающей предметно – пространственной среде группы, а именно: безопасность, насыщенность, вариативность и доступность; они – экологически чистые, имеют эстетически внешний вид.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (3 -7 лет )
Материал: панно, экологические знаки, фигуры животных, карточки (с изображение птиц, животных, насекомых), жетоны, кубик, мольберт, модель строения почвы.
Понадобиться:
-фанера для основы
– фигурки диких животных
– Коробка для оформления макета
– коробка коричневого цвета (для оформления дерева)
– пакет коричневого цвета
– чай для оформления земли
– гербарий(высушенные цветы, листья)
– камушки , желуди ,орешки
-картон
-ножницы
-клеевой пистолет (горячий)
-чай ,крупы,песок
-древесные пеллеты из хвойных пород
3D макет “Этажи леса” для изучения жизни под землей и внутри дерева! Располагайте в дуплах и норках животных, “кормите” их личинками, червячками или орешками, пополняйте запасы кладовых и украшайте дерево по своему вкусу. Во время игры закрепляются знания детей о внешнем виде и названиях диких животных, их повадках, среде обитания, а так же правила поведения в лесу. С детьми можно играть в дидактические игры : «Кого не стало?», «Найди по описанию», «Найдите маму», «Кто заблудился?». Во время игр у детей развивается сюжет, фантазия, общение друг с другом.
Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждается в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. Мы создали модель строения почвы , где дети могут узнать, что существует много разных типов почв. Почва как компонент природы содержит и живую природу: корни, остатки растений, останки животных, и неживую: песок, глину и камни. Модель поможет дать знания о животных, которые обитают в почве (на примере дождевого червя, крота).Благодаря, этой модели с детьми можно поиграть в дидактические и речевых игры:
«Что где растёт?»
Цель: Формировать знания о растениях, которые растут в разных почвах.
«Что у нас под ногами?»
Цель: Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.
«Составь рассказ по мнемокарте».
Фигурки животных не приклеивала, так как дети должны сами определить, кто, где живет.
Ход игры: 1 ВАРИАНТ.
В игре участвуют 2-4 ребенка (можно командами). С помощью кубика они поочередно определяют сектор (птицы, животные, насекомые) и делают три хода. За каждый правильный ответ получает жетон.
1 ход: назвать животное, насекомое, птиц.
2 ход: назвать чем оно питается и где живет.
3 ход: назвать его место обитания в природе.
Выигрывает тот, кто правильно выполнит все задания и наберет больше жетонов.
2 ВАРИАНТ
Ведущий:
Тай, тай, тай
Поиграть налетай
Никого не обижаем
Поиграть вас приглашаем!
Что мы будем делать с вами
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природы другом стать,
Тайны все её узнать!
Вот макет вам покажу
Да, немного расскажу
Как играть мои друзья,
Подсказка -вам загадка
1.Строят маленькие гномы
Новый домик из соломы
И осиновой коры –
Не нужны им топоры.
Вот уже похож на холм
Удивительный их дом.
( Муравейник)
2.Летом бродит без дорог
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
3.Кто темной ночью в лесу
Страшно воет на луну. (Волк)
4.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто -это? (Лиса)
5.Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди…(Кабан)
6.Кто лес на голове носит? (Лось)
7.Как ветви у него рога!
Он благородный. Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же в лес тенистый.
(Олень)
8.Под соснами и ёлками
Лежит клубок с иголками (Ёж)
Во время игры можно с детьми повторить правила поведения в лесу. Ребёнок составляет описательный рассказ на тему «Однажды был в лесу и встретил
там…». Рядом с макетом можно выложить набор энциклопедий, альбомов «О жизни животных».
9. Посреди леса лежит зеркало
Стекло голубое, рама зеленая.
(озеро)
Дети играют камушками, ракушками. Исследуют предмет, рассматривают под лупой. Называют свойства камней, создают из ракушек незамысловатую поделку, учат названия речных рыб.
При игре можно закрепить с детьми правила поведения на воде.
3 ВАРИАНТ : «Напоминающие знаки»
Педагогические задачи. Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.
Содержание и методичка. Педагог показывает карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагает детям рассказывать, что означает каждый знак.
Спрашивает у детей, почему следует поступать, так или иначе. Дети получают задание придумать свои знаки, забавные подписи к ним и кто что может, чтобы вызвать желание у отдыхающих на природе вести себя культурно и не причинять ей вреда.
Советы педагогу. Предложить детям подумать особенно над теми знаками, которые они не сразу поняли. Спросить, а как нужно было нарисовать этот знак иначе? Дети могут объединиться в группы. Одни предлагают идею, другой рисует и все вместе обсуждают.
-Берегите Землю,Землю берегите!
Берегите жаворонка,в голубом зените.
-Берегите горы,реки и леса,пусть не исчезает
В жизни красота!
Экологические знаки:
Не рви цветы
Нельзя разорять муравейник
Не ломайте ветки деревьев и кустарников
Не повреждайте кору деревьев
Нельзя брать яйца из гнёзд
Не разводи костёр в лесу
Не сбивайте грибы,даже не съедобные
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум
Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор.
Ты, человек, и любя природу
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах
не растопчи её полей!
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Не жги её напропалую
Нас много- а она одна!
Рефлексия:
Дети должны:
-узнавать и называть обитателей нашего леса, водоёма;
-знать правила поведения в лесу, на реке, на лугу.
-уметь отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности;
-уметь заботится об обитателях леса;
Больших проблем нам пока не решить, но кое-что мы можем сделать: не рубить ёлочки, ухаживать за цветником, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку.
Мы убеждены, что макетирование займет достойное место в работе по экологическому воспитанию детей.
Каждый педагог старается найти такие технологии, которые позволяют в интересной, непринужденной обстановке воспринимать знания. Над этим мы постоянно работаем, стараясь увлечь детей интересными занятиями и играми.
Будем очень рады, если наш опыт и идея создания макета пригодится!