Павлычева Елена Николаевна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №29 г. Лениногорска”
Цель: Формирование компонентов устной речи в игровой деятельности, обобщение знаний детей о домашних животных и их детенышах.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и их детенышей (корова-телёнок);
- обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
- развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность;
Речевые:
- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи, произношению звукоподражаний громко и тихо;
- развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми;
Воспитательные:
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
- воспитывать любовь к животным, заботливому отношению взрослых животных к малышам; воспитывать интерес к занятиям, создать радостное настроение у детей.
Предварительная работа:
- настольно-печатные игры «Домашние животные», «Что к чему»;
- дидактические игры «Чей малыш?», «Угадай, чей голос»;
- беседы о домашних животных;
- рассматривание иллюстраций из серии «Домашние животные»;
- чтение художественной литературы.
Материал к занятию:
Маски домашних животных, иллюстрации домашних животных и их детёнышей, слайды, видеоролик.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, создание игровой ситуации, художественное слово.
Ход занятия:
Дети проходят в зал.
Приветствие.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Тане. Бабушка Таня обратилась к нам с большой просьбой – у неё большое хозяйство, ферма. На ферме много животных. Но вот беда, так получилось, что бабушка Таня перепутала всех животных и их детёнышей, и обратилась к нам за помощью. Поможем, ребята?
А отправимся мы в деревню на паровозе. Наденем очки и посмотрим, все ли дети сели в паровоз.
(Кинезиологическое упражнение «Очки»:
Вместе мы очки надели,
Всё вокруг мы рассмотрели. )
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»: дети идут «Паровозиком» друг за другом.
Встречает детей «бабушка».
Бабушка:
-Здравствуйте, ребята, добро пожаловать ко мне в гости. Посмотрите какое у меня большое хозяйство (панорама деревенского двора на экране или интерактивной доске).
А вот и моя ферма. Вот мои животные.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель:
–Ребята, а как одним словом назвать этих животных?
Дети:
-Домашние животные.
Воспитатель:
-А почему они называются домашние животные?
Дети:
-Потому что они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает.
Бабушка:
-Ребята, я буду загадывать загадку про животное, вы постарайтесь отгадать и подобрать к животному его детёныша:
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
Мне погладите бока –
Дам парного молока (Корова)
Воспитатель:
– Верно, корова. А как вы догадались, что это корова? (ответы детей).
Показ иллюстраций телёнка, котёнка, цыплёнка, жеребёнка, поросёнка, щенка.
– Кто же из них является детёнышем коровы? (дети подбирают картинки и проговаривают в речи название детёныша). А как вы догадались? (Высказывания детей)
– Верно, ребята, это телёнок. А чем питаются коровы и телята?
Дети:
-Травой, сеном.
Воспитатель:
Подскажите, как корова позовет к себе детёныша?
Дети:
Мууу-мууу.
Бабушка:
-Вот, у коровы и нашёлся телёнок. Спасибо. Следующая загадка:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Воспитатель:
– Верно, кошка. А как вы догадались, что это кошка? (ответы детей).
(Дети подбирают нужную картинку с котёнком, называют его).
– Молодцы, ребята, правильно. А теперь мы с вами превратимся в котят и позовем маму.
Дети:
-Мяу-мяуу.
Воспитатель:
-А чем любят полакомиться кошка и котята?
-Покажите язычком, как котята лакают молоко. (Артикуляционная гимнастика).
Бабушка:
-Ребята, а хотите поиграем с вами в игру «Кошка и котята»? Мои внучата очень любят играть в неё.
Музыкальная игра «Кошка и котята».
Музыка В. Витлина.
Ход игры:
Роль кошки играет воспитатель (можно надеть соответствующие маски), а роль котят играют все дети.
— Вы мои котятки, а я ваша мама. Пора спать.
Воспитатель-кошка присаживается на корточки, её окружают котята. исполняется «Колыбельная» — все спят.
На музыку «Игра» котята «просыпаются», бегают врассыпную и мяукают. С окончанием музыки убегают и садятся на стульчики — прячутся от мамы-кошки. Кошка ходит, ищет их:
Где же вы, котятки,
Серые ребятки?
Дети-котята мяукают, мама-кошка их находит, обнимает, гладит. Игра повторяется сначала.
Молодцы, ребята. Понравилась вам игра?
Бабушка:
-А вот и следующая загадка:
Не овечки, не коровки.
На ногах у них подковки.
Могут мчаться без оглядки.
Это — резвые… (Лошадки)
Воспитатель:
Верно, лошадь. А теперь помогите отыскать детёныша лошади. (Дети подбирают нужную картинку с жеребёнком, называют его).
– Молодцы, ребята, правильно. А как вы думаете, чем питается лошадь? А какую помощь человеку оказывает лошадь? (ответы детей) А теперь поскачем, как лошадки и будем звать друзей.
Дети:
-Иго-го, иго-го.
Бабушка:
– Снова вы справились. Играем дальше.
– Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
Воспитатель:
-Верно, курица. (Далее дети подбирают нужную картинку с цыплёнком, называют его). А чем мы будем кормить курочку и цыплят?
– Ребята, а как мы подзовем цыплят, когда будем их кормить?
Дети:
-Цып-цып-цып.
Воспитатель:
–Молодцы, ребята, правильно. А как позовет цыплят курица?
Дети:
-Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Бабушка:
-А теперь, ребята, превратимся в цыплят и поиграем с вами в игру “Вышла курочка гулять” (Физминутка с музыкальным сопровождением)
Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать,
(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)
а за ней ребятки —
– желтые цыплятки.
(прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите,
зернышки ищите!
(в приседе имитируем разгребание лапами земли)
Съели толстого жука
(руками показать толстого круглого жука)
дождевого червяка
(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)
Выпили водицы
целое корытце.
(наклоны головы вперед-назад)
Ходят цыпки целый день,
наклоняться им не лень.
(наклоны вперед, руками касаемся пола)
Червяков не видно
(закрыть глаза ладошками)
цыплятам обидно
(развести руки в стороны).
Бабушка:
-Молодцы! Отлично потанцевали.
Следующая загадка:
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья). (подбирают детёныша, чётко проговаривают).
Воспитатель:
-Верно, ребята. Как будут кричать поросята, когда проголодаются?
Дети:
-Хрю-хрю-хрю.
Бабушка:
-А вот и последняя загадка:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
.
Воспитатель:
-А теперь весело полаем, как щенки.
Дети:
-Гав-гав-гав.
Бабушка:
И снова вы мне помогли. Спасибо вам огромное. Все теперь на своём месте
Показ музыкального видеоролика «Животные и их детёныши».
Воспитатель:
-Спасибо, вам, мои юные помощники.
Воспитатель:
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Бабушка:
-Подождите, подождите, вот вам моё угощенье за вашу помощь. (Печенье или пирог).
Воспитатель:
–Рассаживаемся все в паровоз и отправляемся в детский сад! До свидания, бабушка Таня.
(Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»: дети идут «Паровозиком» друг за другом).
-Вот и вернулись мы с вами снова в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста, куда мы с вами съездили, какую помощь попросила у нас бабушка Таня? Смогли мы ей помочь? (ответы детей). Что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? Трудно было вам? (ответы детей).
-Молодцы, ребята!