Лутфуллина Лилия Маратовна
учитель-логопед
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №21 “Сандугач” г. Азнакаево”
Аннотация
В данной методической разработке представлены игры экологического содержания для подготовительной к школе группе, способствующие закреплению речевых навыков, полученных на логопедических занятиях, проведенных на станциях Образовательного терренкура. Представленные игры требуют минимального дополнительного оборудования и могут проводиться в период летней оздоровительной работы с использованием ландшафтно-средовых ресурсов территории образовательного учреждения. В работе отражены актуальность и новизна опыта использования технологии «Образовательный терренкур» в рамках комплексного подхода к коррекции речевого развития.
Введение
Особое внимание в дошкольных образовательных учреждениях уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории ДОУ. При этом предметно-пространственная среда на участках должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, что способствует их познавательному, интеллектуальному, творческому и социально-личностному развитию.
Пояснительная записка
Актуальность
Во время летнего оздоровительного периода все образовательные мероприятия проводятся на прогулке. Благодаря этому, особую эффективность приобретают мероприятия экологической направленности, а их результативность напрямую зависит от насыщенности
и вариативности единого образовательного пространства созданного на территории ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда, как часть образовательного пространства, предполагает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивая не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. При реализации этой задачи проблемой является большое количество выносного материала. Для ее решения педагогами было предложено применить современную форму работы с детьми – «Образовательный терренкур».
Образовательный терренкур – это специально разработанные маршруты, проводимые в естественных природных условиях по всей территории ДОУ с посещением зон игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологической и оздоровительной тропы, которые способствуют оздоровлению организма детей и способствует их физическому, познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.
Цель: использования технологии «Образовательный терренкур»
в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи — оздоровление организма, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности в единстве с повышением речевой активности детей, активизацией словарного запаса, совершенствованием грамматического строя речи, развитием связной речи детей.
Задачи:
– Воспитать бережное отношение к природе;
-развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность;
– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;
– приобщать детей к здоровому образу жизни;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Педагогическая целесообразность: использования технологии «Образовательный терренкур» в работе с детьми с нарушениями речи заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе дидактического и речевого материала, дети в игровой форме получают:
– реалистические знания об окружающем мире;
– закрепляют речевые умения и навыки;
– удовлетворяют двигательную активность;
– взаимодействуют с окружающим миром.
Станции Образовательного терренкура представляют собой, как уголки ландшафтных пейзажей, созданных педагогами, так и специально оборудованные центры детской активности. Образовательные мероприятия можно организовать в форме мини-экскурсий, путешествий, сопровождаемых подвижными и речевыми играми, литературным авторским
и фольклорным материалом, творческими заданиями, посильным трудом детей в природе. Для поддержания интереса можно использовать дополнительный материал: фигурки насекомых, муляжи фруктов, фотографии, картинки, схемы.
Станции образовательного терренкура:
- «Огород»;
- «Цветочная»;
- «Фруктовое дерево»;
- «Елочка-красавица»;
- «Удивительный кустарник» (сирень);
- «Птичий городок»;
- «Спортландия»;
- «Круг белых берез».
Каждый маршрут может быть:
– итогом образовательного события, предложенного детьми;
– проблемным мотиватором для разработки и реализации какого-либо проекта;
– маршрутом для знакомства с предметами, явлениями, событиями
и фактами;
– маршрутом для проверки опытным путем полученных знаний
в процессе реализации темы или формирования и закрепления определенных навыков.
Предлагаемые речевые игры способствуют:
– развитию речи детей: активизации словарного запаса, закреплению грамматических категорий, совершенствованию связной речи, развитию фонематического восприятия, навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
– развитию познавательных способностей;
– развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности;
– социально-нравственному развитию.
Практическая значимость:
Представленные материалы могут быть творчески использованы педагогами
и включены в систему логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий, навыка фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в летний период.
Станция «Огород»
Информация об объекте на станции: |
Грядки |
Игра «Маленькие повара»
Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных.
Описание: Детям предлагается закончить предложения, назвав овощные блюда. Например, из картофеля можно приготовить … (картофельное пюре). Из капусты можно приготовить… (капустные котлеты). Из кабачка можно приготовить … (кабачковые оладьи). Из моркови можно приготовить … (морковную запеканку).
Игра «Шифровальщики»
Цель: развитие навыка выделения гласных звуков в словах.
Описание: Детям предлагается произнести названия овощей только гласными звуками, например: укроп — У_О; патиссон — А_И_О; кабачок — А_А_О; тыква — Ы_А, лук — У, капуста — А_У_А, баклажан — А_А_А.
Игра «Сказочники»
Цель: формирование умения составлять коллективный творческий рассказ (сказка) на заданную тему, развитие воображения.
Описание: Детям предлагается сочинить сказочную историю
о приключениях пана Баклажана, сказку о няне Тыкве и малыше Огурце, разговор между Пугалом и болтливой Сорокой.
Станция «Цветочная»
Информация об объекте на станции: |
Клумба с цветами |
Игра «Из двух слов – третье»
Цель: совершенствование навыка образования сложных прилагательных, обозначающих названия цветов.
Дополнительное оборудование: карточки с изображением цветных клякс.
Описание: Педагог обращает внимание ребенка на цвет лепестков цветов и просит детей их назвать. Затем рассказывает детям о том, что цветы бывают разных сортов. Педагог показывает по две карточки с изображением цветных клякс и предлагает детям назвать цвет лепестков цветов, объединяя названия двух цветов в одно слово.
Например: желтая и красная кляксы — желто-красная лилия или красно-желтая роза и так далее.
Игра «Вспоминай, наблюдай — цветы называй»
Цель: активизация словарного запаса по теме «Садовые цветы»; закрепление навыка составления словосочетаний вида: прилагательное + существительное.
Описание: Ведущий называет прилагательное – название цвета, остальным детям предлагается назвать существительное – название садового цветка, подходящее по смыслу
к названному прилагательному, например: красный мак, синий колокольчик, фиолетовый ирис…
Игра «Назови цветок»
Цель: совершенствование фонематических представлений.
Описание: Детям предлагается назвать садовый цветок, название которого начинается с гласного звука (с мягкого согласного звука, со звука
[р] и т.д.); заканчивается на звук [н] ([с], [а] и т.д.).
Игра «Жадина»
Цель: совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения
с существительными.
Описание: Детям предлагаются цветы, о которых можно сказать:
«МОЯ» – астра, хризантема, примула, лилия, роза;
«МОЙ» – крокус, тюльпан, нарцисс, пион, ирис, гладиолус;
«МОИ» – анютины глазки.
Игра «Посчитай»
Цель: совершенствование навыка согласования существительных
с числительными.
Описание: Педагог предлагает ребёнку сосчитать количество распустившихся роз определенного цвета: одна красная роза, две красных розы и т.д.
Станция «Фруктовое дерево»
Игра «Хвалёное яблоко»
Цель: актуализация словарного запаса путем подбора к слову-стимулу слов, сочетающихся с ним по смыслу и грамматически.
Описание: Дети делятся на две команды и по очереди называют слова-признаки к слову яблоко («хвалят яблоко»). Побеждает та команда, которая назовет больше слов-признаков.
Игра «Что делает — что делают»
Цель: актуализация предикативного словарного запаса, закрепление навыка изменения глаголов настоящего времени по числам.
Описание: Педагог просит детей подобрать слова-действия к слову «яблоко»:
Яблоко (что делает?) – растет, наливается, созревает, падает, катится, спеет, зреет, доспевает, краснеет.
Затем детям предлагается изменить слово по образцу:
яблоко растет – яблоки …
яблоко наливается — яблоки …
яблоко созревает — яблоки … и т.д.
Игра «Сравни»
Цель: актуализация словарного запаса, умения подбирать слова, противоположные
по смыслу.
Описание: Детям предлагается закончить предложение, подобрав слово
с противоположным значением:
Яблоко круглое, а груша …
Яблоко твердое, а персик …
Яблоко крупное, а слива …
Яблоко кислое, а банан …
Станция «Елочка-красавица»
Информация об объекте на станции: |
Ель обыкновенная |
Игра «О чем я сказала?»
Цель: Тренировка навыка различать несколько значений в слове, сравнивать их, находить общее и различное.
Дополнительное оборудование: картинки с изображением многозначных слов (иголка, гриб, лисичка, рыжик)
Описание: Педагог напоминает детям о том, что есть такое явление, когда разные предметы называются одним и тем же словом. Детям предлагается послушать слово, назвать предметы, которые оно называет и порассуждать, почему эти предметы так названы:
- иголка – у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ежа;
- ножка — у стула, у гриба, у ребенка;
- шляпка — у гриба, у женщины;
- лисичка — гриб, животное;
- рыжик — гриб, человек.
Игра «Почини предложение»
Цель: совершенствование фразовой речи.
Описание: Детям предлагается составить предложение из слов, данных вразбивку:
- Заяц, ёлка, сидит, под.
- Еловую, белка, шишку, нашла.
- Вырос, гриб, под, белый, елочкой.
Игра «Составь синквейн»
Цель: развитие образной речи.
Дополнительное оборудование: план-схема составления синквейна.
Описание: Детям предлагается составить синквейн (нерифмованное стихотворение)
о ели, руководствуясь схемой:
1 строка (тема) — 2 строка — 3 строка — 4 строка — 5 строка — |
ЕЛЬ 2 прилагательных 3 глагола предложение слово-ассоциация с темой (со словом ЕЛЬ) |
Станция «Удивительный кустарник»
Информация об объекте на станции: |
Куст сирени |
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствование навыка согласования прилагательных
с существительными в роде и числе, развитие наблюдательности.
Дополнительное оборудование: полупрозрачные кусочки пленки сиреневого, розового, голубого, фиолетового цвета.
Описание: Педагог просит детей представить, что у них есть волшебные очки, которые при надевании изменяют цвет окружающих предметов. Педагог раздает детям разноцветные кусочки пленки, просит посмотреть через них вокруг и назвать, какого цвета стали окружающие предметы: сиреневые деревья, сиреневые цветы, сиреневое небо, сиреневая трава.
Игра «Опиши картину»
Цель: актуализация словарного запаса имен прилагательных, стимулирование фразовой речи.
Дополнительное оборудование: открытка (лучше формата А4)
с репродукцией картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Описание: Педагог предлагает детям рассмотреть репродукцию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» и ответить полным ответом
на вопросы:
– Что изображено на картине?
– Где стоит букет сирени?
Далее детям предлагается закончить фразы, подобрав как можно больше слов-признаков:
– На картине изображен букет сирени в плетеной корзине. Букет (какой? – роскошный, очаровательный, дивный, восхитительный, чудесный)… . Видно, что соцветия (какие? – пышные, крупные, тяжелые) … , … . Мы словно чувствуем (какой? – душистый, нежный, приятный) …, … аромат. Автор изобразил сирень разных цветов и оттенков: (каких? – белые, красные, розовые, фиолетовые) …, … . Листочки (какие? – темно-зеленые, сердцевидные, тоненькие) … , … . Корзина (какая? – плетеная, коричневая, ) …, … . Она как будто обнимает и поддерживает тяжелые ветки сирени. Фон (какой?) …, … .
Игра «Приятный запах»
Цель: закрепление навыка речевого дыхания.
Описание: Педагог обращается к детям с вопросом: «Вы знаете, как вкусно пахнет веточка сирени?» – и предлагает детям вдохнуть аромат сирени. Детям предлагается встать прямо, опустить руки. Педагог подносит веточку сирени к носу каждого из детей. Ребенок по команде делает вдох, нюхает веточку, потом выдыхает и на выдохе произносит фразу: «Какой приятный запах!».
Станция «Птичий городок»
Информация об объекте на станции: |
Птичьи дома (скворечник), кормушки |
Игра «Один – много»
Цель: закрепление навыка образования формы множественного числа родительного падежа имен существительных, согласование прилагательных
с существительными.
Описание: Педагог называет словосочетание с существительным
в единственном числе и просит ребенка назвать это же словосочетание
со словом «много»:
Важный снегирь — много … Умная ворона — много …
Драчливый воробей — много … Бойкая сорока — много …
Сизый голубь — много … Резвая синица — много …
Игра «Назови ласково»
Цель: закрепление навыка образования имен существительных
и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Описание: Педагог называет признак большой птицы и просит ребенка назвать этот же признак маленькой птички:
Черное перо — черненькое перышко серая спина — пестрые крылья — белая шея — красная грудь — милые глаза — |
острые когти — длинный хвост — белый пух — круглая голова — шустрые лапы — мягкие перья — |
Игра «Черно-белые фотографии»
Цель: тренировка навыка составления описательного рассказа о птицах.
Дополнительное оборудование: карточки с изображением птиц в черно-белых тонах («не цветная фотография»), план-схема составления описательного рассказа.
Описание: Педагог сообщает детям, что один фотограф снимал птиц,
но при печати фотографии получились черно-белыми. Детям предлагается составить рассказы о птицах, описав их такими, какими они являются
в действительности (при затруднениях можно пользоваться схемой).
Станция «Спортландия»
Информация об объекте на станции: |
Место для подвижных игр, проведения оздоровительных занятий |
Игра «Слово это изменяй, изменяя – удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания.
Дополнительное оборудование: большой мяч.
Описание: Педагог бросает детям мяч, называя слово. Ребенку, поймавшему мяч перед тем, как бросить его обратно, предлагается изменить слово так, чтобы количество слогов в нем увеличилось (например: мяч — мячик, ветер — ветерок …).
Игра «Встречу слово на дороге — разделю его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги.
Дополнительное оборудование: большой мяч.
Описание: Педагог бросает мяч, называя односложные, двусложные
и трехсложные слова. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается определить количество слогов и бросить мяч обратно. Можно произносить слово
по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Игра «Мяч передавай — слово называй»
Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Дополнительное оборудование: большой мяч.
Описание: Детям предлагается выстроиться в колонну. Ведущий называет звук. Ребенок, стоящий первым, называет слово, которое начинается
с названного звука и передает мяч двумя руками над головой следующему ребенку. Ребенок, получивший мяч, также подбирает слово, начинающееся
с названного звука, и передает мяч дальше.
Станция «Круг белых берез»
Информация об объекте на станции: |
Березовая рощица |
Игра «Что делают из берёзы»
Цель: пополнение словарного запаса редко употребляемыми словами.
Описание: Детям предлагается вспомнить и назвать предметы, которые можно сделать из берёзы.
Из бересты – лапти, туески, короб, лукошки.
Из коры – деготь.
Из древесины – скипидар, фанеру.
Из веток – дудочка, веник берёзовый.
Игра «Собери семейку слов»
Цель: расширение словарного запаса за счет словообразовательной деятельности.
Описание: Детям предлагается ответить на вопросы:
– Как называется листок березы? – Как называется кора березы? – Как называется лес, в котором растут березы? – Как назвать маленькую березу? – Как назвать березу ласково? |
Берёзовый Береста Березняк Берёзка Берёзонька |
Игра «Расскажи о берёзке»
Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по заданному плану.
Дополнительное оборудование: план-схема составления описательного рассказа
о деревьях.
Описание: Детям предлагается рассказать о березе, используя план-схему.
Примерный план описания.
1. Назови, к какому виду деревьев относится береза (лиственное или хвойное).
2. Высота (высокая или низкая).
3. Части дерева, их особенности.
4. Польза для человека.
5. Интересные факты о березах.
Список использованной литературы:
- Лаптева Л.Г. Развивающие прогулки для детей 6-7 лет. Программа для детского сада. – СПб.: Речь, 2011.
- Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2021.
- Давыдова О.И. «Формируем предметно развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада»/Справочник старшего воспитателя № 11, 2015 г.
- Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Сфера, 2019.
- Першина Е. В. Экологические игры для дошкольников «Речевые тропинки». Всероссийский сетевой журнал «Дошкольник. РФ»http://doshkolnik.ru/logopedia/26442-32153pdf.html
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Литера, 2010
- Ткаченко Т.А. Развитие речи и общей моторики у дошкольников – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2021