Хадиева Алена Алексеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №182
комбинированного вида «Веснушка»
г. Казань, Республика Татарстан
В настоящее время резко возросло количество детей с особенностями развития, в которым следует индивидуально подбирать методики обучения, начиная с детского сада и при переходе детей к школьному обучению. Поэтому я решила внедрить в свою работу с дошкольниками, приемы нейропедагогики, рассматривая и применяя нейропедагогические приемы, направленную на развитие межполушарных связей.
В раннем и дошкольном возрасте тревогу бьют педагоги, т. к. многие дети не усваивают программу дошкольного образования. Кроме этого педагоги сталкиваются с гиперактивностью, тревожностью, агрессивностью, повышенной возбудимостью, негативизмом, трудностями общения со сверстниками, страхами и т. д.
Цель нейропедагогики – на практике оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций. С помощью нейропедагогики формируется творческая педагогика, хорошо понимающая ребенка и способная раскрыть творческие возможности мозга.
Нейропедагогика основывается на сенсорной педагогике, т.е. путем воздействия на органы чувств детей, их эмоциональное состояние, повышает обучаемость и регулировать поведение детей в процессе обучения.
Нейроподход дает развитие концентрации и межполушарных связей. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Нейропсихологические игры и упражнения позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить речевые способности.
Нейропсихологическое упражнение «Колечки»
Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем те же действия повторяются левой рукой. После, одновременно, обеими руками. Для лучшей концентрации можно задавать ритм счетом или потешкой. Например:
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Ванюшке.
«Су-джок» – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию.
Упражнение «Восьмерочки» – усложненный вариант упражнения Колечки». Соединить нужно кончики больших пальцев с кончиками других пальцев, но уже противоположной руки. В этом случае пальцы образуют не кончики, а «восьмерки». Каждой парой пальцев нужно несколько раз «пошагать» (сперва пара правый-левый сверху, затем левый-правый сверху и т.д.), при этом кисти рук неподвижны.
Упражнение «Лабиринты» – по заранее заготовленным лабиринтам ребенку необходимо провести пальцами по линиям одновременно двумя руками. Лабиринты с крышечками предназначены для самой младшей возрастной группы.
«Разноцветные квадраты» – на игровом поле из девяти цветных квадратиков разных цветов в разном порядке для каждой руки, ребенок должен найти и показать цвет названный педагогом тем пальцем, который указано в задании.
Упражнение «Крышечки» – перед ребенком на столе вряд 10 крышек, по 5 на каждую руку, и два шарика. Необходимо одновременно двумя руками перекладывать шарики из крышки в крышку от краев к центру. Или от центра к краям. Или в одну сторону одновременно.
Все упражнения можно использовать как в совокупности, так и в качестве элементов образовательной деятельности, применять в режимных моментах. Они имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Применение нейропедагогических упражнений позволяет: улучшить у детей внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую моторику, способствуют развитию самоконтроля, что все вместе способствуют подготовки организма и психики ребенка к дальнейшему обучению в школе.