Никифоренко Оксана Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №18 «Колокольчик» Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан, г. Бугульма
«Ребенок – это не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел, который надо зажечь,
а зажечь факел может лишь тот,
кто сам горит» (Плутарх).
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Только в общении с взрослыми ребенок может получить общественно – исторический опыт человечества. Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все интересующие его вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря этому дошкольник раскрывает мир для себя. Развитие ребенка во многом зависит от общения с взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение матери и ребенка в пренатальном периоде. Обычно этому факту не придают особое значение. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором, влияющим на возникающую психику. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления ребенку самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей. Исследователи отмечают, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Самый опасный и уязвимый возраст – от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. Ребенок постепенно развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит в несколько этапов. Довербальный этап. На этом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речи в последующем. Этап возникновения речи. На этом этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносить свои первые активные слова. Этап развития потребности в общении. Этот этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослыми:
– потребность во внимании и доброжелательности взрослого (условия благополучия ребенка в первом полугодии жизни);
– нужда в сотрудничестве или соучастии взрослого;
– нужда в уважительном отношении взрослого;
– потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого (возникает в связи с интересом детей у миру человеческих отношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений);
Таким образом – средством общения становится речь, в начале пассивная (понимание), а затем активная (инициативное высказывание самого ребенка).
С приходом в детский сад, дети начинают входить в мир социальных отношений. Через общение с другими детьми и воспитателем дети постепенно овладевают нормой и поведением. Работая в ДОУ, больше пятнадцати лет, могу сказать, что в дошкольном возрасте общение с педагогом, происходит в связи со знакомством с миром постоянных предметов, с овладением предметной деятельности. Именно в предметной деятельности через общение закладывается фундамент для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. В общении с маленькими детьми, мы создаем в группе благоприятные условия для совместной деятельности, налаживаем личностные контакты, организуем предметную деятельность, с помощью нее складываются первые детские контакты и дети начинают взаимодействовать между собой. Условием их общения является отношение к другому ребенку, как к самостоятельной личности, как к субъекту, которое может передать детям только воспитатель. Важно уметь привлекать внимание детей друг к другу, называя их по имени, сосредотачивая их внимание на достоинствах и успехах, хвалить детей, предлагать полюбоваться ими, предлагая повторить их действия в играх с игрушками. Благодаря воспитателю у детей формируются коммуникативные навыки и взаимодействия. Именно воспитатель помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку самому «увидеть» сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребенка. Открыть их ребенок может только с помощью взрослого.
Если подойти к вопросу с точки зрения науки, то у ребенка до 7 лет сменяется четыре формы общения со взрослыми:
- ситуативно-личностная,
- ситуативно-деловая,
- внеситуативно-познавательная
- внеситуативно-личностная.
- Первой формой общения является ситуативно – личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера.
Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В младенческом возрасте общение является ведущей деятельностью.
- С 6 месяцев появляется ситуативно-деловая форма общения, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ребенку необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций к все более специфическим, а затем и к культурным действиям с предметами.
- В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную с взрослым познавательную деятельность. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Ведущим становится познавательный мотив. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь.
- К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.
Ситуативно – личностная стимулирует, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.
Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи.
Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.
Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Конечно, необходимо учитывать благоприятный или неблагоприятный варианты развития личности ребенка, ведь он может быть застенчивым, тревожным, замкнутым, агрессивным. Для меня это становиться сигналом для разработки индивидуальной схемы построения общения именно с данным ребенком в конкретных условиях. Я создаю специальные ситуации и дети становятся ее участниками. Следовательно, результат работы зависит не только от образовательной программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.
К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в связи с тем «кто с кем дружит» или «водится». Дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.
Трудности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте случаются почти у каждого ребёнка. Вполне возможно, что они связаны с вливанием в новый коллектив и, по прошествии времени, уйдут сами собой.
Однако не всегда коммуникативные проблемы у ребенка проходят бесследно. Среди основных причин, вызывающих у дошкольников трудности общения со сверстниками, выделяют следующие:
- Личностные особенности ребенка: низкая самооценка, закомплексованность, замкнутость и др.;
- Копирование поведения родителей, конфликты в семье;
- Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых;
- Слишком узкий круг общения, когда ребенок не посещает сад.
В результате малыш движется обычно по одному из двух путей:
1. решает проблемы с позиции силы, слишком агрессивно отстаивает свои интересы, выбирая себе хотя бы такое, но все же общение, которое, конечно же, не подходит остальным участникам. Только понимая истинные причины агрессивного поведения, мы можем понять, как правильно реагировать на такие ситуации. Дети младшего возраста ещё не знают о существовании альтернативных решений, поэтому родители могут научить их возможным способам поведения. Задача родителей – показать на своем примере, как они стали бы разрешать аналогичные проблемные ситуации, научить ребенка различать ситуации, когда следует вступать в борьбу, а когда следует уступить.
2. уход в себя, в свой внутренний мир может быть некой защитой от мира внешнего, который не удовлетворяет потребности ребенка. Такому ребенку характерны неуверенность в себе, робость, застенчивость, тревожность, уход от негативных ситуаций, приносящих стресс. И здесь нужно внимательно наблюдать за ребенком, в какие моменты он уходит в себя, что может провоцировать, насколько часто он это делает и с какой длительностью. Искусство родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям в таких ситуациях – помочь сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, регулярно приглашать гостей и хвалить каждый новый шаг, который смог преодолеть ребенок на пути к другому человеку.
Проблемы общения детей дошкольного возраста со сверстниками легко решаемы, если родители своевременно обнаружат их и окажут малышу поддержку.
Старайтесь не показывать свои негативные эмоции по отношению к другим детям.
Не вмешивайтесь в детские конфликты без крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему научиться слушать и понимать противника.
Поощряйте любую инициативу ребенка в общении.
Предоставьте ребёнку возможность в чём-то значимом проявить себя.
Не одергивайте своего ребенка при других детях. При необходимости отрицательной оценки поведения ребёнка сделайте её один на один, без присутствия кого-либо.
Учите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике.
Наблюдайте вместе с ребенком за другими детьми, обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом наблюдения.
Не ограничивайтесь в общении с ребенком простыми предложениями. Ведите долгий, развернутый диалог.
Мне понравились слова А. С. Макаренко – “ Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение. Следовательно, в общении с детьми важен и образец со стороны взрослых. Ребенок слышит все, на что мы, порой, не обращаем внимания и старается повторить более ярко в своей речи. Наблюдая за детьми, видишь, что общение приносит ребенку массу положительных и радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, замедляется и искажается его развитие. В группе маленькие тянутся к старшим, много общаются, этим выражается потребность в общении, дети часто просят: «Не уходи, побудь со мной». Третий год жизни – переломный в развитии общения у детей, это рождение личности, рождение собственного «Я». В этот период ребенок своенравен, непослушен, требователен. Постигая свое «Я», самоутверждается, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности. Он ищет свое место среди других детей. Группа детского сада – это своего рода сцена, на которой разворачиваются отношения между детьми – ее актерами. Во взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости. Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности. В отрицательные моменты общения дети получает заряд эмоций. Поэтому хочу сказать: «Общайтесь с детьми, взрослые!!! Общайтесь без повода, просто так. И результат не заставит себя ждать. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоций, речи, восприятия. И если взрослый не объяснит ребенку, что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает».
Список используемой литературы:
1. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. – С-Пб., 1998.
2. «»Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. – М.,1983
3. «Особенности общения с дошкольниками»: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. Смирнова Е.О.. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.160с. 4. «»Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005.
5. «Ступени общения: от года до семи лет» / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.,19822.