Зарипова Гульнара Ростямовна
Павлычева Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Пояснительная записка:
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, в том числе у детей дошкольного возраста, повышения их экологического образования. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры- осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении. Экологическое воспитание дошкольников-это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. На Наблюдая н рассматривая изменения с растениями, происходящие с приходом весны, в том числе и с первыми весенними цветами ближайшего окружения: мать-и-мачеха, одуванчик и в лесу: подснежник и ландыш, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильном сборе. Поэтому нами был разработан экологический проект на тему: «Первоцветы».
Основная идея проекта:
– предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого ребенка;
– создать предпосылки для развития у детей способности творчески мыслить, понимать существенно важное;
– делать осознанный выбор.
Тип проекта: информационно – практикоориентированный, долгосрочный (январь-май).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для ознакомления с первыми весенними цветами в лесу и в ближайшем окружении: подснежник, ландыш, мать-н- мачеха, одуванчик; применение их для оздоровления организма; воспитание интереса к изучению удивительного мира растений; бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- формировать обобщенное представление о первых весенних цветах, их значимости в жизни человека, способах применения;
- развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей;
- развивать навыки моделирования и экспериментирования;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Прогнозируемые результаты:
- осознанно правильное отношение детей к первым весенним цветам в лесу ближайшем окружении, помогающим здоровью человека;
- сформированные знания о первых весенних цветах.
Этапы работы над проектом:
1. Подобрать и изготовить наглядный, иллюстрированный материал, научно-познавательную и художественную литературу, музыкальные произведения по данной теме.
2. В группе для проведения опытов создать экспериментальный уголок. Дети проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи; растения-земля, растения-вода, растения-солнце.
3. Результаты наблюдений фиксировать в «Календаре наблюдений за ростом и развитием мать-и-мачехи и одуванчика». Организовать выставку детских работ по ИЗО. Совместно с родителями выпустить газету «Царство растений», оформить фотостенд «Мы и природа», провести КВН «Юный эколог».
План реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
Подготовительный этап (январь-март) |
|||
1 |
Сбор научно-познавательной литературы о первоцветах; художественной литературы: стихи, загадки, сказки, легенды; подбор музыкальных произведений. |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Январь-март |
2 |
Приобретение недостающего методического и дидактического материала. |
Воспитатели, родители. |
Январь-март |
Деятельный этап (март-май) |
|||
3 |
Занятия с детьми по экологическому воспитанию: «Первые весенние цветы», «Зеленая аптека», «Что это за цветы». |
Воспитатели. |
Март-май |
4 |
Занятия с детьми по ИЗО: рисование, лепка, аппликация, оригами. |
Воспитатели. |
Март-май |
5 |
Чтение художественной литературы. |
Воспитатели. |
В течении всего проекта |
6 |
Разучивание с детьми стихов, загадок и песен о растениях. |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
В течение всего проекта |
7 |
Прослушивание музыкальных произведений. |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
В течение всего проекта |
8 |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия необходимые для жизни и роста растений». |
Воспитатели |
Март-май |
9 |
Наблюдение за мать-и-мачехой и Воспитатели одуванчиком. Ведение «Календаря наблюдений за ростом и развитием мать-и-мачехи и одуванчика». |
Воспитатели |
Март-май |
10 |
Проведение дидактических игр: Воспитатели «Угадай какой цветок?», «От какого растения часть», «Что лечит это растение?», «Отгадай про какое растение я говорю». |
Воспитатели |
В течение всего проекта |
11 |
Проведение подвижных игр: «Мы по травке ходили и цветочек находили», «Раз, два, три, к цветику беги». |
Воспитатели |
В течение всего проекта |
12 |
Оформление гербария первых весенних цветов. |
Воспитатели |
Март-май |
13 |
Выставка детских работ |
Воспитатели |
Апрель-май |
14 |
Фотостенд «Мы и природа» |
Воспитатели |
Май |
15 |
КВН «Юный эколог». |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
Май |
Приложение.
Лекарственные растени
Ландыш
Ландыш – травянистый многолетник. Растёт в лесной, лесостепной и, частично, степной зонах европейской части России. В Татарстане ландыш был очень широко распространён, по в результате интенсивной заготовки лекарственного сырья и сбора букетов его стало значительно меньше. Сейчас ландыш внесён в список охраняемых растений Татарстана.
Все органы ландыша содержат сердечные гликозиды, поэтому все они ядовиты. B Западной Европе ланлыш как лекарственное растение использовали ещё в средние века, широко известен он был и в народной медицине России. В русскую научпую медицину ландыш введён С.П. Боткиным и сейчас его препараты (настойка ландыша, коргликон и др.) повсеместно используют при лечении заболеваний сердца.
Мать-и-мачеха
В апреле на откосах дорог, в карьерах – везде, где есть свободная, не занятая другими растениями почва, появляются золотисто-жёлтые, похожие на миниатюрные одуванчики, соцветия мать-и-мачехи. Сходство её с одуванчиком не случайно: оба эти растения из одного семейства – астровых или как их называли раньше – сложноцветных.
Мать-и-мачеха зацветает раньше других травянистых растений – ей достаточно нескольких дней с положительными температурами, чтобы над землёй показалось соцветие, сформировавшееся в почке ещё с осени. Соцветия открываются утром и закрываются вечером или в ненастную погоду, защищая, таким образом, цветки от холода и влаги. На цветоносном побеге вместо зелёных листьев сидят небольшие бесцветные или зеленоватые чешуи. Зелёные листья с блестящей и холодной верхней стороной и мягкой тёплой, покрытой густым белым опушением – нижней (отсюда и название растения) разовьются позднее, после отцветания, в конце мая.
Листья и соцветия мать-и-мачехи содержат горькие глико лин, дубильные вещества и слизи. Настой листьев аркивающее средство при бронхитах, ларингитах и забол входят в состав грудных и потогонных сборов.
Одуванчик лекарственный
Является одним из самых распространённых многолетних растени семейства астровых. Листья гладкие, ярко жёлтые, язычковые, в крупны корзинках. Плоды – семянки с хохолком. Цветёт растение с мая по сентябр В его корнях содержатся гликозид, тараксоцин, дубильное вещество витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяются главны образом корни. Их выкапывают поздней осенью в период увядания листьев.
Настой корней рекомендуют как улучшающее пищеварение желчегонное средство при колитах, гастритах, заболеваниях печени желчного пузыря.
В народной медицине как желчегонное используют также отвар травы цветков одуванчика, а соком его сводят веснушки и пигментные пятна на коже.
Весной из листьев одуванчика готовят витаминный салат (листья предварительно вымачивают в солёной воде).
Стихи о первоцветах
«Одуванчики»
B. Данько
По краешку канавки
На травяном диванчике
Весело гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет красно солнышко,
Где же одуванчики?
«Одуванчик»
О. Высоцкая
Уронило солнце
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет.
«Одуванчик»
Д.Аграчёв
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но домой не унесу:
Лишь возьму его в букет
Дунет ветер – шапки нет!
«Одуванчик»
C. Красиков
Разливает белый сад,
Знойный, душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах.
Тихо клонятся к ногам,
Слабый ветер дунет
И осыплет на луга
Белых пух июня.
«Утро»
A.Василой
Одуванчик утром рано
Упивается росой
Солнцу говорит лукаво –
Обсуши, братишка, мой!
На лугу, три дня подряд
С ветерком покувыркаться
Каждый одуванчик рад.
Ветер дунет – фу, – и вот,
Оторвавшись от стеблей,
В воздух полетел парад
Кто же выше? Кто шустрей?
«Одуванчик»
B. Степанов.
До чего же смелый
Одуванчик белый!
Только дунет ветерок
К облакам взлетит цветок.
«Одуванчик»
E.Благинина.
Как прохладно в чаще словой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре,
Над тобою кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре,
И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, выога какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…
“Подснежники”,
H.C. Ашукин
Вчера, весёлый дождь, смеясь,
Шумел, сверкая над лугами.
Играло солнце, золотясь,
Его прозрачными сетями.
И вот – сегодня у окна,
Вся лёгкая и голубая;
Смеётся девочка – весна,
Подснежники бросая.
Рассказы
«Золотой луг»
М. Пришвин.
У нас с братом, когда созревают одуванчики, бы а с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
– Серёжа! позову я его деловито. Он оглянется, а я фукиу ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваеться, фукнет. И так мы эти интересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг-был не золотой, а зелёный, Когда жс я возвращался около домой, луг опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позелене». Ты да я пошёл, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы были жёлтые, стороной к ладони, и, сжав в кулак, мы бы желток. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Сказки и легенды
Весенняя сказка
Встало однажды весной Солнышко, умылось тёплым дождём и пошло гулять по небу, землёй любоваться. «Чем бы ещё людей порадовать?» – просило оно. Взмахнуло золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, засветились на лучах весёлые жёлтые огоньки. “На меня похожи!» – обрадовалось Солнышко, а сердитая Зима неподалёку в глухом овраге пряталась, ох и разозлилась она, увидев в траве много маленьких солнышек. Запорошила весёлые огоньки снегом, а сама на Север ушла. Так и щеголяют теперь одуванчики: сначала в жёлтом платье, а потом в белой шубке.
Легенды
Древняя легенда рассказывает: когда первых людей Адама и Еву изгнали из рая, шёл сильный снег. Еве стало холодно и грустно. Пожалев её, несколько снежинок превратились в цветы. Ева увидела их и обрадовалась: в ней снова ожила надежда. Так подснежник стал предвестником приближающегося тепла и символом надежды.
Ландыш известен как «следы Божьей Матери», поскольку, согласно христианской легенде, слёзы Богородицы, пролитые ею на Святой крест, обратились в ландыши. Согласно другой легенде, ландыши появились из капелек крови Святого Георгия во время его битвы с драконом.
Загадки
На маленькой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик). В огороде я сорняк Разрастаюсь быстро. Сначала жёлтым я бываю, Как поседеет голова Подует ветер и, друзья, Вы не найдёте тут меня. (Одуванчик) Золотой и молодой За неделю стал седой, А девёчка через два Облетела голова А я цветочек желтенький С зелёным стебельком, Раскроюсь утром Закроюсь вечерком. (Одуванчик) Солнышком лучистым в травке золотится. Белым облаком по полю разлетится. (Одуванчик). Жемчужный колокольчик Пришёл в леса весной. По лесу он разносит Чудесный запах свой (Ландыш). Я шарик пушистый, Белею в поле чистом. А дунул ветерок Остался стебелек, (Одуванчик). Рос шар бел, Ветер дунул Шар улетел. (Одуванчик) |
Первый вылез из землицы На проталинке Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) На зеленом шнурочке Белые Знают даже малыши То лесные… (Ландыши) Видел такой цветок Золотистый ободок. Долго он в траве сидел Стал седым и улетел. (Одуванчик) Лето житель луговой Встретил в шапке меховой. (Одуванчик) На проталинке в лесу Первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, Первым из земли пробьюсь. (Подснежник). Горел в траве росистой Фонарик-золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух (Одуванчик). Из этих шариков пушистых Полетят парашнотисты. (Одуванчик). Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) |
Работа с детьми в апреле
Наблюдение за мать-и-мачехой (1)
Цель: найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и- мачеха; определить, что это солнечные – более сухие и теплые – места на газонах. Цветы мать-и-мачехи жёлтые, на коротких стебельках без листьев. Вокруг жёлтой серединки в несколько рядов растут реснички лепестков, каждый цветок как маленькое солнышко – очень радует людей ранней весной.
Наблюдение за мать и-мачехой (2)
Цель: отметить изменения в росте растений; цветов стало больше; оно выросло, стало выпей, мать-и-мачеха появилась на новых местах.
Наблюдение за мать и мачехой и одуванчиком (3)
Цель: обнаружить изменения в состоянии мать-и-мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев), сравнить с появляющимися цветами одуванчика, выявить сходство и отличие растений.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (4)
Цель: показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких и солнышек» среди “моря” зелёной травы; сравнить места цветения одуванчиков с мать и-мачехой; установить разницу стадий в развитии растений.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (5)
Цель: сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваться; рассмотреть их нижнюю и верхнюю поверхности, выявить различия, объяснить детям название растения (мать – тёплая и мягкая сторона листа, мачеха – холодная и гладкая). Выяснить как «спят» цветы одуванчика: «просыпаются» – когда встаёт солнце, «засыпают» – когда садиться.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (6)
Цель: познакомить детей с тем, что оба растения – лекарственные, полезные травы, крупные листья мать-н-мачехи собирают, сушат, затем заваривают как чай и пьют при кашле. У одуванчиков лечебных целях используют корневища, молодые листья употребляют в салат. Одуванчиков очень много, потому что их семена имеют парашютики, которые летают по воздуху и легко прорастают в любой земле, Одуванчики служат пищей многим животным: цветы и листья едят кролики, морские свинки, семена клюют птицы.
Во время наблюдений собирают цветы и листья мать и-мачехи и одуванчика для гербария.
КАЛЕНДАРЬ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА МАТЬ-И-МАЧЕХОЙ И ОДУВАНЧИКОМ.
15. 04. 23. Первое наблюдение за мать-и-мачехой. Нашли на участке детского сада, спортивный участок, первые цветы мать-и-мачехи. Определили, что это солнечные-более сухие и теплые-места.
20.04.23. Цветы мать-и-мачехи желтым, на коротких стебельках, без листьев. Вокруг желтой серединки в несколько рядов растут реснички лепестков. каждый цветок, как маленькое солнышко очень радует людей ранней весной.
22.04.23. Обратить внимание на появление первых цветов одуванчика.
26.04.23. Отметить изменения в росте мать и-мачехи.
5.05.23. Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких “солнышек” среди «моря» зеленой травы. Сравнить места цветения одуванчиков и мать- и-мачехи, установить разницу стадий в развитии растений.
11.05.23. Рассмотреть пушистые семена мать и-мачехи, понаблюдать, как они летают от дуновения ветра.
17.05.23. Сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваться. Рассмотрели их верхнюю и нижнюю поверхности, выявили различия: мать-теплая и мягкая сторона листа, мачеха-холодная и гладкая Дали детям задание для самостоятельного наблюдения: выяснить, как «спят» цветы одуванчика, когда «ложатся спать» и когда “просыпаются”.
24.05.23. Напомнить детям о том, что оба растения являются лекарственными. Листья мать-и-мачехи собирают, сушат затем заваривают как чай, и пьют при кашле. У одуванчиков в лечебных целях используют корневища, молодые листья употребляют в салат. Одуванчиков стало очень много, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле.
31.05.23. Отметить изменения в цветение одуванчиков: желтые лепестки начали увядать, появились пушистые, белые шарики. Понаблюдать за полетом парашютиков. Во время наблюдений были собраны цветы мать-и-мачехи и одуванчика, вместе с корневищем, для гербария.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
в старшей группе
«В гости к первоцветам».
Программное содержание:
Закреплять представление детей о первоцветах;
Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, одуванчик. лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья)
Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному;
Развивать фонематический слух;
Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются со звука «л», «ль».
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование:
Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.
Используемая литература:
М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»
О.С.Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
Предварительная работа:
НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»
Беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть:
Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Набухают соком почки, скоро снег растает весь.
И зелёные листочки молодой украсят лес.
Основная часть:
Беседа
Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?
А что ещё, кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)
Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)
К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами,
Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны!
Как назвать одним словом первые цветы, которые появляются весной? (первоцветы)
Вы хотите отправиться в гости к первоцветам и посмотреть, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?
А перемещаться мы с вами будем с помощью волшебных слов:
Ла-ла-ла- я венок сплела;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы цветок нашли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Первая остановка «Волшебная»
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)
Какие это цветы? Опишите их.
За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.
Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые.
Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Из земли подснежник вышел на рассвете.
Глянул боязливо: не сорвут ли дети?
Но сказали дети ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»
Бегают ребята, по траве гурьбой,
И цветёт подснежник – нежный голубой!
Почему нельзя рвать эти цветы? (Они занесены в Красную книгу)
Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)
Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки – лодочкой)
Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)
Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)
На ватмане выставляется фото подснежников.
Дети, мы отправляемся дальше, на следующую полянку.
Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)
вторая остановка «Солнечная»
«Мать-и-мачеха».
Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.
Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
Мать – и мачеха. (прикрепляет фото на ватман)
На откосе, на лугу, босиком по снегу,-
Первые цветочки, жёлтые глазочки.
Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.
Опишите это растение: маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное.
третья остановка «Музыкальная»:
«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку.
четвёртая остановка «Жёлтая полянка»
Золотой и молодой за неделю стал седой,
Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.
Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.
пятая остановка «Игровая»
Д/и «Как растет цветок». Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.
Д/И «Что необходимо для роста цветов?»
Психогимнастика «Весенние цветы». (Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.
шестая остановка «Сладкая»
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (Медуница)
Фото медуницы размещается на ватмане. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.
Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)
восьмая остановка «Белоснежная»
Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука «л». (Ландыш)
Назовите ещё слова, которые начинаются со звука «л».
(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)
Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука ль.
(Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)
Фото ландыша помещается на ватман.
Заключительная часть:
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Как называются цветы, которые первыми появляются весной?
Назовите первоцветы, которые вы знаете.
Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?
Как называется книга, где вписаны редкие растения?
Давайте, теперь посчитаем, сколько фишек вы собрали в копилку красивых слов.
Экологическая акция
«Берегите первоцветы»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Задачи:
- познакомить детей с растениями-первоцветами;
- вызывать желание узнать историю цветов, их легенды;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать творчество, мышление, фантазию;
- воспитывать бережное отношение к первоцветам.
В акции принимают участие воспитанники старшей группы детского сада, подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель
Время проведения акции: апрель–май 2021 учебного года
Материалы и оборудование:
- шапочки цветов;
- весенние картины;
- аудиозаписи произведений: “Подснежник” П.Чайковского, “Шествие весны” Вивальди;
- цветок “Цветик-семицветик”;
- Красная книга;
- выставка поделок “Первоцветы”;
Предварительная работа:
- отгадывание загадок;
- рассматривание альбома “Первоцветы”;
- чтение стихотворений, рассказов, легенд;
- изготовление поделок;
- проведение физкультминуток и подвижных игр;
- консультации для родителей “Это надо знать”.
Актуальность
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо знать, беречь и охранять!
Ход экологической акции
Вводная часть
Дети заходят под музыку и становятся полукругом
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! – солнцу и птицам
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.
Воспитатель: Что за волшебница приходит к нам?
Ответы детей: (весна)
Воспитатель: Весна – красивое, волшебное время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной?
Ответы детей: (оживает природа, тает снег, становится теплее, прилетают птицы…)
Воспитатель: Давайте подарим весне весёлую песню.
Дети поют песню “Весна – красна”
Воспитатель:
Весной все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из-под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами.
Сегодня можно увидеть первоцветы и послушать, о чем они говорят. На волшебном паровозике едем на весеннюю лесную полянку.
Дети становятся друг за другом паровозиком, едут под музыку, потом садятся на стульчики.
Воспитатель: Посмотрите, сколько первоцветов появилось на полянке!
Основная часть. Парад первоцветов
Дети выходят в масках с родителями и представляют свой цветок
1 ребёнок “Подснежник”:
Я – подснежник
Первым вылез из землицы на проталинке.
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветаю,
Раньше всех весну встречаю!
Я – цветок нежный, хрупкий,
Но в то же время гордый и смелый.
Расту рядом со снегом.
Меня обдувают холодные ветра,
Но я не боюсь и прямо стою на своей тонкой ножке.
Родитель рассказывает легенду о подснежнике:
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
2 ребёнок “Мать-и-мачеха”:
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Я цвету в апреле – мае.
Я – самая первая зацветаю по весне.
Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья.
С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно!
Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком
А другая – гладкая и холодная.
Теплая – это мать, холодная – мачеха
3 ребёнок “Медуница”:
Я – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.
Родитель:
Меня называют сладким букетиком, потому что в моих цветках много сладкого сока-нектара. Медуница – очаровательный весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать-и-мачехи. Узнаешь меня сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики
4 ребёнок “Примула”:
Я – примула!
Я – первая, я – смелая!
Земля ещё сыра,
А я уж расцвела!
Мои цветочки малые –
Синеющие, алые –
Как искорки горят.
Родитель:
В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют – “баранчиками”. “Ключиками” – называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.
5 ребёнок “Сон – трава”:
Я – сон – трава
Дальний лес стоит стеной,
В лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни – трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Родитель:
Какое удивительное изобретение природы!
Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.
Я цвету даже если на улице мороз. Почему? Внутри цветка очень тепло. Оказывается, чашечка цветка – это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Полюбуйтесь!
6 ребёнок “Одуванчик”:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У меня чудесный
Золотистый цвет.
Я большого солнца
Маленький портрет!
Игра-превращение “Одуванчики”
Воспитатель предлагает детям превратиться в одуванчики и показать, как они растут
Воспитатель:
Сейчас превратимся в одуванчики. Мы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, что утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
7 ребёнок “Тюльпан”:
Я из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха.
Меж цветов я знатный пан,
А зовут меня – тюльпан.
Родитель:
Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался. Но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. Тюльпан — цветок счастья.
Пальчиковая гимнастика “Цветок”
Цветочек вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая “бутон”)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – “корешками”)
Вечер. Цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)
Игра “Цветик-Семицветик”
Воспитатель:
На лесной полянке вырос волшебный цветок – Цветик – Семицветик . Чтобы взять лепесток, надо правильно ответить на вопрос (ребёнок берёт любой лепесток, вопрос написан на другой стороне лепестка, воспитатель читает вопрос, ребёнок отвечает, вопросы на закрепление знаний о первоцветах)
1. в какое время года появляются первоцветы;
2. назови весенние месяцы;
3. первоцвет, который дружит со снегом;
4. первоцвет, у которого листочки с одной стороны теплые, а с другой стороны холодные;
5. первоцвет похож на солнце;
в названии первоцвета есть слово – мед;
первоцвет, цветок счастья.
Физкультминутка
Солнышко, солнышко! Золотое донышко! (делают из ладошек солнышко)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в лесу ручей, (бегут)
Прилетело много грачей. (летят)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки вырастают, вырастают! (медленно поднимаются и тянутся вверх)
Дидактическое упражнение “Подбери слово”
Воспитатель:
Подберите слова, которые похожи на первоцветы:
- Желтый, как ….
- Круглый, как …
- Мягкий, как …
- Белый, как …
- Пушистый, как …
- Хрупкий, как …
Воспитатель: Вот какие удивительные цветы!
Подвижная игра “Весенний венок”
Дети делают круг и выполняют движения в соответствие с текстом
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг по шире.
Солнышко весной взошло высоко,
Лучи раскинув широко,
Гладит ласково листочки и цветы,
Золотит нам щечки и носы.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку!
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, почему нельзя рвать первоцветы?
Ответы детей: (в природе осталось очень мало, когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут)
Воспитатель: Если нельзя рвать первоцветы, что можно делать?
Ответы детей: (можно: смотреть, нюхать и любоваться!
Воспитатель:
Что мы можем сделать, чтобы сохранить первоцветы?
Ответы детей.
Выступление родителей:
Цветы – первоцветы занесены в Красную книгу
В России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска… Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого. Первоцветы не стоят в воде – они моментально вянут. А главное – ведь люди губят красоту!
Стихи читают дети подготовительной группы:
1 стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял.
2 стихотворение:
Если ты сорвёшь цветок
Если все: И я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
3 стихотворение:
Я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
Итог
Воспитатель:
Ребята, глядя на ваши добрые лица, мы уверены, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями. Первоцветы – самые замечательные, самые красивые цветы. Поэты пишут о них стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку. Будем всегда для них добрыми друзьями!
Стихи читают дети:
1 ребенок:
Но мы с вами – Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы –
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!
2 ребенок:
Я сорвал цветок, и он завял,
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Берегите первоцветы, весны первые приметы!
Не рвите цветы! Не рвите! Пусть будет нарядной Земля!
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: Просвещение, 1987.
5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Н.Ф. Губанова “Театрализованная деятельность дошкольников”. М.: “Вако” 2007.
7. В.А.Шишкина “Прогулки в природу”. М.: “Просвещение” 2002.
8. В.Н.Макарова, Е.А.Ставцева, М.Н.Мирошкина Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие Часть 2 – Центр педагогического образования Москва 2009.
9. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Коспекты занятий в старшей группе детского сада Экология Практическое пособие для воспитателей ДОУ – ТЦ “Учитель” Воронеж 2004.
Консультация для родителей
«Берегите первоцветы».
Уважаемые родители, пришло чудесное время года – весна, в природе происходят разные чудеса, тает снег, лопаются почки, журчат ручьи, и главное появляются первые цветы. Поговорите с детьми об этих изменениях в природе, о первых цветах.
Цель этих бесед с детьми обобщить представления детей о весне, о изменениях в природе весной. Дать представления о первых весенних цветах.
Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.
Объясните, что первые весенние цветы называются первоцветами.
Помогите ребенку запомнить слово «первоцветы».
Рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.
Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе.
Рассмотрите фотографии и иллюстрации.
Упражнение «Посчитай». На согласование числительных с существительными.
– один одуванчик, 2, 3, 4,
– один ландыш, 2, 3, 4,
-одна незабудка, 2, 3, 4,
– одна мать-и-мачеха, 2, 3, 4,
Упражнение «Подбери признак». На согласование прилагательных с существительными.
– одуванчик (какой)
– незабудки (какие)
– мать-и-мачеха (какая)
– ландыш (какой)
Упражнение «Один-много». На употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
– одна незабудка – много незабудок;
– один одуванчик – много …;
– одна мать-и-мачеха – много…;
Поиграйте с детьми в пальчиковую игру «Первоцветы»
Раз, два, три, четыре, пять, сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел разогнуть мизинчик
Этот подснежники нашел безымянный
Этот крокус обнаружил средний
Этот примулу увидел указательный
Ну, а этот лишь глядел! Большой палец щекочет ладонь.
Не многие знают, что подснежники, пролески, ландыши и многие другие первоцветы стали сегодня редкими, то есть находятся под угрозой исчезновения и подлежат особой охране в мировом масштабе. Из- за катастрофического снижения запасов первоцветов все они стали «краснокнижными », т.е. занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Причина уменьшения численности раннецветущих растений в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Ведь, сорвав цветок, который необходим растению для накопления запаса питательных веществ, мы обрекаем его на гибель. Ошибочно думать, что если растение срывается без корня, то оно останется жить. Берегите первоцветы!!! Зима передала весне бразды правления. Весна, неся с собою теплоту, Всё стала пробуждать от зимнего забвения. Вселяя в сердцах людей доброту. И первыми, ручьи пустила, Чтоб их хрустальный звон, Всех, всех оповестил кругом:
«ВЕСНА взошла на трон!» И лишь едва снежок сойдёт, В проталинах появятся Нежные примулы, подснежников букеты, Хрупкие пролески – всё это ПЕРВОЦВЕТЫ! Они красавицы весны подарок. Короток жизни путь такой невинной красоты, Но в наших душах неизгладимый отпечаток, Останется добра и чистоты. А люди рвут их, просто так Чтоб радовали глаз, И украшают подоконник у окна. Из разноцветных ваз. Но время пройдёт, цветы постоят и завянут, Закончится их короткой жизни покой. На место этих другие поставят, А старые, выкинут недрогнувшей рукой. Они могли бы ещё долго цвести, Расти на лоне природы, И радовать нас своею красотой. Давая новые всходы. Берегите цветы, не губите! Творенье природы не рвите! Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век. Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК! Что ещё так поднимет настроение, как первые весенние цветы, пробивающиеся сквозь замерзшую на проталинках, а некоторые и вовсе зацветающие прямо посреди снежного поля? А много ли вы знаете названий цветов-первоцветов, или ваши познания ограничиваются одними лишь подснежниками – бесспорно, красивыми, но далеко не единственными? В народе принято называть подснежниками все весенние цветы первоцветы, которые цветут, когда еще не растаял снег. Первые после снега цветы очень неприхотливы, обладают высокой морозоустойчивостью.
Дидактические игры по первоцветам
Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»
Задачи:
- знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений. Роза, Лилия, Нарцисс, Василек Анюта, Рома, Виолетта, Вероника, Валерьян;
- знакомить с обозначениями, связанными с названиями растений (розовый, сиреневый, лимонный и т.д.)
- учить угадывать по названному предмету производное название цветка (колокол – колокольчик, гвоздь – гвоздика, кувшин – кувшинка)
- развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;
- воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии со взрослым.
Взрослый бросает мяч ребенку и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, взрослый помогает с ответом.
Дидактическая игра «Букет цветов»
Задачи:
- формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;
- формировать умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);
- рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);
- развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.
В игре ребенок выполняет роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета ребенок может выполнять индивидуально или с помощью взрослого, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет можно составлять из любых цветов: живых, искусственных или сделанных из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.
Собранный букет ребенок в качестве продавца цветочного магазина должен «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.
Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
Задачи:
- закреплять знания о луговых и садовых цветах;
- формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
- формировать интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
- сочетать существительное с числительным;
- развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
Ребенок отбивает о пол мяч и произносит: «Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка раз, колокольчик два, гвоздика три и т.д.» Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается взрослому, который помогает с ответом.
Дидактическая игра «Труд в цветнике»
Задачи:
- формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения;
- формировать интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;
- учить объяснять порядок и значимость посадки растений;
- активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);
- развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, словарь.
Взрослый и ребенок выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения (см. приложение 1). За наиболее подробные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».
Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков»
Задачи:
- формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки;
- учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок);
- называть оттенки и цвета;
- развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие.
Оборудование: отдельные элементы лепестков цветов, окрашенные в разные оттенки одного цвета, имеющие разные формы (см. приложение 2).
Взрослый предлагает ребенку выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их.
Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Задачи:
- формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные)
- по срокам цветения (весна, лето, осень);
- называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;
- развивать логическое мышление, речь; усидчивость, целенаправленность.
Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний (приложение 3).
Взрослый вспоминает с ребенком, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый – лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом.
Детям нравятся цветы: Гоше – ГЕОРГИНЫ,
Потому что он – Георгий, в этом вся причина;
Роза – РОЗЫ обожает,
Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.
Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН – Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА – Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ – Васеньке;
Наде с Натою – НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ – Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК – Оленьке,
Маргарите – МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК – Коленьке.
Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС – Глаша.
Сидор – белую СИРЕНЬ, розовую – Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же – ПЕТУНИЯ.
Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК – любит, рвать не смея;
Кузе – милые КУВШИНКИ, Косте же – КОСМЕЯ!
А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия – в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ – цветики-трёхцветики…
Любят мамы нас, детишек, мы для них – БУКЕТИКИ!
Картотека
подвижных игр по теме
«Первоцветы»
Подвижная игра «Первоцвет».
Цель: закреплять названия первоцветов, развивать быстроту реакции на сигнал.
Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади стоящих детей с цветами. Все говорят:
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Катя несет медуницу,
Андрейка – сон траву,
Виталий – мать – и – мачеху,
Аришка – гусиный лук,
А Савелий – первоцвет.
Не говори, ни “да” ни “нет”,
А неси цветы в букет!
Во время проговаривания слов садовник кладет в руки нескольким детям по одному цветку. Потом командует: “Раз, два, забегай! Букет собирай!” Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.
Подвижная игра «Вейся, венок»
Цель: учить детей вставать в круг в определенной последовательности, водить хоровод, закреплять названия первых весенних цветов.
Материал: веночки с цветами, карточки с определенным количеством кружков разного цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть и раздаёт всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок – веночек, называет цветок, его окраску. Ведущий говорит:
“На поляне выросли цветы.
Вот подснежник, вот ещё один, и ещё.
А это фиалки.
Идите, фиалки, сюда!
Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне.
/Дети убегают/
Ведущий показывает карточку с кружками разного цвета и говорит:
“Вейся, венок! Завивайся, венок!”
Дети должны выстроится в соответствии с карточкой.
Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Задачи:
— закреплять знания о первоцветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий первоцветов: подснежник — раз, ландыш — два, медуница — три и т.д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
Пластический этюд «Цветок растет»
Задачи:
— активизировать знания о названии и особенностях внешнего вида цветов, в которые бы они хотели превратиться;
— развивать умение представлять в воображении цветок и выразительно изображать его с помощью пантомимики, эмоционально окрашивая свои действия;
— изображать пластикой последовательность развития цветка из семени;
— формировать интерес к живой природе.
Материал: костюм феи, лейка, конфетти, музыкальное сопровождение.
Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цветов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Предлагает выбрать цветок, в который каждый ребенок хотел бы превратиться, назвать его и кратко описать. Фея «поливает» детей «волшебной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произносит слова:
Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В разные цветочки.
Под музыку и словесное сопровождение воспитателя дети изображают сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, потом растение с закрытым бутоном, затем распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умывается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером.
Подвижная игра «Поляна цветов».
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
На пол кладутся обручи по кругу – это «клумбы», в каждой цветок – ребёнок. Под музыку (например, «Вальс цветов” П. И. Чайковского) дети выбегают и танцуют. Как только прекращается музыка, нужно вернуться на свою клумбу. Опоздавший выбывает из игры, обруч убирается. Выигрывает последний оставшийся ребёнок.
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт цветок».
Цель: развивать внимательность, быстроту реакции.
Детям раздаются лепестки определённого цвета, серединка от которого лежит на полу. Пока играет музыка «лепестки» танцуют, как только музыка заканчивается, лепестки собираются в цветок.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Цветочки»
Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. По команде педагога присаживаются на корточки.
На опушке между кочек
За ночь выросли цветочки.
Медленно встают, руки вниз.
Робко листики подняли. «Здравствуй, солнышко!» – сказали.
Поднимают руки через стороны- вверх.
Легкий теплый ветерок
По опушке пробежал.
Бегут в умеренном темпе по кругу друг за другом, руки согнуты в локтях.
Первый нежный мотылек
Над цветами запорхал.
Продолжают бег, поднимают руки плавно вверх, медленно опускают вниз.
На полянку, на опушку
Выходи, честной народ! Вместе с первыми цветами Заведем мы хоровод.
Идут по кругу, взявшись за руки (хороводом).
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, поднимают руки вверх, качают руками из стороны в сторону.
Головками качая,
Цветочки засыпают.
Присаживаются на корточки, обхватывают колени руками, голову наклоняют к коленям.
Подвижная игра «Найди цветочек».
Площадка для игры четко ограничена. Педагог говорит детям, на каком участке они будут искать цветочек. Дети подходят к педагогу, располагаются вокруг него врассыпную, присаживаются на корточки, закрывают глаза. Педагог прячет цветок (пластмассовый, поделку оригами или вырезанный из картона: тюльпан, нарцисс и т. п., длина цветка 20-25 см) на площадке (за кустом, песочницей, деревом и т. п.), подходит к детям, говорит:
Раз, два, три,
Цветочек найди!
Дети встают, идут искать цветочек. Тот из детей, кто первым найдет цветок, становится следующим водящим.
Примечание. Педагог заранее, в группе до прогулки, должен показать детям, какой цветочек он будет прятать во время этой игры.
Подвижная игра «Садовник»
Дети, за исключением одного, изображающего садовника, составляют круг. Садовник стоит посередине круга. Каждый из играющих получает название какого-нибудь цветка. Садовник ходит в кругу и говорит, например: «Мне заказали букет, и я хочу сорвать для него тюльпан, — раз, два, три!» Назвавшийся тюльпаном должен сказать: «Я здесь» прежде, чем садовник успеет сосчитать до трёх. Если же он отзовётся уже после того, как садовник скажет «три», то должен присесть на корточки и оставаться так, пока другой из играющих не сделается садовником. Если же назвавшийся тюльпаном или другим каким-нибудь цветком, спрошенным садовником, скажет «я здесь» прежде, чем садовник сосчитает до трёх, то он становится садовником.
Подвижная игра «Цветы»
Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.
Материал: Ободки с изображением цветов, которые закрепляются на голове участников.
Содержание игры: Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:
Я весёлый ветерок.
Мимо поля и дорог
С шумом свистом я лечу.
Пошалить чуть-чуть хочу.
Затем дети разбегаются врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:
Ветер разбросал цветы,
Помял стебель у травы.
Ветер, ветер улетай.
Ты играть нам не мешай.
Все цветы ты собери,
Их названье повтори.
«Ветер» собирает цветы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг. «Ветер» произносит слова (указаны ниже), выбирает ведущего, который должен ответить на поставленные вопросы:
-Дай мне правильный ответ:
Из каких цветов букет?
-И ответить будь готов:
Сколько здесь всего цветов?
Ведущий отвечает на вопросы и, считая детей, определяет их количество. В заключении дети берутся вновь за руки и делают круг. Идя по кругу, произносят текст, следующего содержания:
Собрались цветы в букет.
Дай нам, солнце, тёплый свет.
Наш недолгий срок продли,
Чтоб всех радовать могли.
Примечание: На первом этапе проведения игры, если ребёнок затрудняется назвать цветок, можно произнести любое название, или повторять уже названные цветы.