Охотникова Алсу Зуфаровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №68», г. Нижнекамск
Название пособия: Лэпбук «В мире сказок Габдуллы Тукая»
Автор: Охотникова Алсу Зуфаровна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №68», Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Аннотация:
Дидактическое пособие Лэпбук «В мире сказок Габдуллы Тукая» предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления дошкольников с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая. С помощью разнообразных занимательных заданий, имеющихся с пособии дети могут познакомиться, а в дальнейшем закрепить прочитанные сказки «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран», получить яркие, радостные впечатления в процессе игрового взаимодействия со сверстниками и педагогом.
Цель: познакомить детей с творчеством Габдуллы Тукая, научить понимать и чувствовать образный язык стихотворного текста сказок, приобщать к миру национальной культуры, учить понимать и воспринимать нравственные ценности.
Задачи:
Воспитательная – формирование нравственных качеств и ценностей через знакомство со сказками и их главной мыслью, которую хотел донести до читателей Габдулла Тукай; формирование эмоциональной отзывчивости, воспитание любви и формирование интереса к творчеству Габдуллы Тукая.
Развивающая – развивать устную и диалогическую речь детей, познавательный интерес и активность, внимание, память, творческое мышление.
Обучающая – формировать и закреплять знания о сказках Габдуллы Тукая, учить правильному игровому взаимодействию со сверстниками и педагогом в процессе работы с Лэпбуком.
Содержание и описание Лэпбука.
На обложке Лэпбука размещен портрет Габдуллы Тукая и фрагмент текста стихотворения «Родной язык» на татарском и русском языках. Перед началом работы с Лэпбуком, педагог знакомит детей с поэтом, показывая его портрет, зачитывает фрагмент стихотворения, проводит вводную беседу. Фон обложки выполнен в виде рисунка с изображением деревни Кырлай, в которой поэт провел свои самые счастливые детские годы.
Первый разворот представлен мини-книжкой «Сказки Кырлая» с текстами трех сказок и иллюстрациями к ним. Книга необходима для ознакомления детей со сказками «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран». Данная мини-книжка предназначена для совместной деятельности педагога и детей. Педагог поочередно читает сказки, совместно с детьми рассматривает иллюстрации, проводит беседу по содержанию.
Также на данной странице имеется разворачивающийся конверт с загадками на лицевой стороне и отгадкой на обратной стороне. Педагог читает загадку, дети отгадывают героя сказки, сверяют ответ путем открывания разворота конверта, на котором написана загадка. После того как все загадки будут отгаданы, дети могут увидеть в центре внутренней стороны конверта портрет поэта.
Здесь же имеется кармашек с игрой «Сказочное домино», на фишках которого изображены герои и предметы из сказок. В игру могут играть 2 – 4 ребенка совместно с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно. Перед детьми на столе разложены карточки изображениями вниз. Дети поочередно берут по 4 карточки, оставшиеся карточки остаются в резерве. Дети выкладывают по очереди общую цепочку в обе стороны, составляя пары из одинаковых картинок. Если у кого-то нет подходящей картинки, то берется карточка из резерва. Выигрывает тот, у кого быстрее всех закончатся карточки.
Второй разворот представлен конвертом «Сказочные лабиринты» в котором находятся карточки с лабиринтами на лицевой стороне и заданием на обратной. Педагог читает задание, ребенок находит правильный путь, отмечает его стирающимся маркером предназначенным для досок. Карточки с лабиринтами заламинированы пленкой, с которой после завершения игры следы маркера удаляются мягкой салфеткой.
Также здесь имеется конверт с игрой «Сказочное лото», в котором находятся три поля по трем сказкам и маленькие карточки с изображениями героев и предметов из этих сказок. В игру могут играть 1 – 3 ребенка совместно с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно. Детям раздаются 3 большие карточки с изображением сказок и 4-мя пустыми окошками. Маленькие карточки находятся у ведущего. Ведущий поочередно показывает одну из карточек, дети называют изображенный предмет или героя, смотрят к чьей карточке со сказкой она подходит. Карточку забирает тот игрок, у которого находится поле с подходящей сказкой и закрывает ею одну из пустых ячеек. Выигрывает тот, кто первым закроет на своей карточке все ячейки.
Также на данном развороте имеется конверт на липучке с пословицами и поговорками, выполненными в виде гармошки. Данные пословицы и поговорки подобраны по смысловому соответствию к главной мысли каждой из трех сказок. Педагог читает пословицу и совместно с детьми обсуждают ее смысл, подбирают и называют сказку, к которой она подходит.
Третий разворот представлен конвертом с игрой «Найди лишнюю картинку», в котором находятся карточки с изображениями героев и предметов из сказок, среди которых одно изображение является лишним. Педагог показывает поочередно карточки, дети перечисляют изображенные на них предметы или героев, находят лишнюю картинку, аргументируя свой ответ умозаключением (Пример: Здесь изображены баран, волк, мальчик и коза. Мальчик лишний, потому что он герой сказки «Су анасы», а остальные герои из сказки «Коза и баран»).
Также здесь имеется большой конверт «Театр на магнитах», внутри которого находятся три маленьких конверта содержащие в себе плоскостные фигурки и предметы с магнитной основой для театрализованной деятельности. Обыгрывание сказок «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран» происходит на дополнительном поле, которое прилагается к Лэпбуку, с основой из мягкого железа и оформленное в яркую рамочку. На оборотной стороне данного поля имеется большой конверт содержащий вкладыши-фоны для обыгрываемых сказок, которые вставляются сверху в специальный паз. Фигурки хорошо примагничиваются и не скользят в процессе плоскостной драматизации. В процессе драматизации с детьми закрепляется знание содержания сказок, развивается диалогическая речь, формируются артистизм, эмоциональность.
Четвертый разворот представлен тремя кармашками с пазлами по трем сказкам. В каждом наборе имеется картинка – образец по которому дети могут собирать пазлы. Пазлы имеют мягкую толстую основу из фоамирана, это позволяет легко вставлять детали друг в друга, что обеспечивает их надежную фиксацию между собой в процессе игры. Дети могут играть как индивидуально, так и подгруппой из трех человек устраивая соревнование «Кто быстрее соберет пазл».