Рябцова Виктория Витальевна
Ковалева Юлия Александровна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60», г.Нижнекамск
Актуальность
Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
К сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна.
Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Решить эти проблемы помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы является – развитие и формирование всех сторон речи детей с помощью дидактической игры.
Описание пособия
Данная игра рассчитана на детей 5 – 7 лет. Она позволяет снять напряженность и обеспечить доступность помощи по речевому развитию в сензитивный период и формирования речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Напольная твистер – игра «Речевичок» – это многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач педагога во время игры.
Данное пособие представляет из себя поле для игры в классический «Твистер» с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с детьми.
Игровое поле не занимает много места, легко складывается, что позволяет компактно хранить пособие. Плюсом является то, что дети знакомы с игрой «Твистер», охотно начинают играть в нее, а так же то, что на поле используются любимые цвета детей – красный, синий, зеленый, желтый.
Карточки с картинками напечатаны в цвете, заламинированы для долговечного использования и разложены в конверты по темам.
Подготовлены и сконструированы 2 додекаэра на лексические темы «Транспорт», «Профессии» , 4 схемы формата А4 на лексические темы «Одежда», «Огород», «Мебель», «Посуда», по 4 карточки «Старт», «Финиш», сборник загадок, сборники чистоговорок на разные лексические темы.
К данному пособию подобрано множество игр, с множеством вариаций и усложнений, от простого к сложному, от одного возраста к другому.
Направления работы:
– развитие крупной моторики и координации
– автоматизация и дифференциация звуков
– развитие фонематического восприятия
– развитие лексико-грамматического строя речи
– развитие связной речи
– пополнение словарного запаса
Данное пособие охватывает развивающую речевую среду, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь.
Ожидаемый результат: создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию у детей всех сторон речи.
Игра 1. «Угадай по описанию»
Цель: воспитывать у детей умение различать признаки предмета.
Игровой материал: игровое поле, карточки с изображением предметов, живых и неживых объектов.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на поле различные картинки в любом порядке и начинает описывать, что изображено на задуманной картинке. Первый догадавшийся, о каким предмете идет речь, встает на эту картинку. Дети могут перемещаться по полю, когда отгадают новый описанный предмет. Игра усложняется тем, что некоторые картинки становятся не видны из-за игроков на поле, нужно быть внимательными.
Вариативность: игру можно усложнить со временем тем, что описывать предметы, изображенные на карточках, начинают сами дети. Кто нашел задуманную карточку – начинает описывать следующую. Цель: учить рассказывать о предмете.
Игра 2 «Брат и сестра»
Цель: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
Игровой материал: игровое поле (2 дорожки), карточки с изображением девочки и мальчика, карточки с изображением одежды, игрушек, действий.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям познакомиться с братом и сестрой Артемом и Соней: «Это брат и сестра: Артем и Сонечка. Опиши, какие глаза у Артема, какие волосы у Сони, во что они одеты?» , « Дети с родителями решили выйти на прогулку, во что они оденутся?». Далее дети, перебирая выданные им карточки, находят подходящую одежду и описывают ее, воспитатель помогает составлять рассказ, добавляя слова «застегнул, надел, заправил». Вставляют карточки в кармашки. Далее воспитатель говорит, что дети направились в кафе (игровую площадку, цирк, детский сад); дети продолжают составлять рассказ, вкладывая карточки в кармашки. Добавляются карточки с изображением «кого они встретили», «что делали», «чем все закончилось». Таким образом, заполняется карточками вся дорожка и получается связный описательный рассказ.
Вариативность: на дорожках уже разложены карточки по смыслу, дети передвигаются по полю и, сравнивая брата и сестру, рассказывают о них. Например, Артем надел синюю футболку и красные шорты, а Соня нарядное голубое платье. Артем пошел на площадку, а Соня в цирк…» Цель: учить детей составлять по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Игра 3 «Слоговые ступеньки»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Игровой материал: игровое поле, карточки «Старт», «Финиш», 2 додекаэдра, на которых изображены профессии и автотранспорт (для игры выбирается одна из тем).
Ход игры:
Дети встают на дорожку на «Старте». Первый ребенок бросает додекаэдр и смотрит на картинку – из скольких слогов состоит слово – столько прыжков по кружкам делает ребенок. Например, у-чи-тель, 3 слога – на 3 ходовых круга перемещается ребенок. Побеждает тот, кто быстрее дошел до «Финаша».
Игра 4 «Сочини рассказ»
Цель: развивать умение связно, последовательно и выразительно составлять рассказы по картинкам.
Игровой материал: игровое поле, на котором от 1 до 4 игровых дорожек выложены карточки в определенной последовательности так, что бы шагая по полю можно было составить рассказ.
Ход игры:
Участвуют от 1 до 4 детей, каждый ребенок выбирает игровую дорожку и становится на «Старте». Передвигаясь вперед по игровому полю, ребенок составляет рассказ по картинкам в формате: Кто-то\ что-то—пришел куда-то—увидел кого-то \ что-то—сделал что-то –описание полученных эмоций – чем все закончилось. Например, Девочка Лиза в красивом голубом платье пришла на игровую площадку. Там она увидела маленького рыжего котенка. Они начали вместе играть. Лизе и котенку было очень весело! Девочка попросила родителей взять котенка к себе домой. По такой же схеме составляют свои рассказы остальнрые участники.
Вариативность: карточки со словами, обозначающие действия предметов, заменить на карточки с глаголами по УМК. Цель: повторять слова по УМК.
Игра 5 «Придумай предложение»
Цель: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Игровой материал: игровое поле, различные карточки с картинками, сборник чистоговорок.
Ход игры:
Участвует любое количество детей. Ребенок перемещается по полю, пока остальные проговаривают чистоговорку, в это время ребенок встает на любые 2 картинки и с ними составляет предложение. Затем следующий ребенок составляет предложение по такой же схеме. Каждый раз используются разные чистоговорки.
Вариативность: после того, как ребенок составил предложение, карточки убираются с поля. Затем начинает играть другой ребенок. Усложняется тем, что под конец игры, когда на поле остается мало карточек- составлять предложения становится труднее.
Игра 5 «Загадки»
Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Игровой материал: игровое поле, сборник загадок на различные темы, карточки «Старт» и «Финиш».
Ход игры:
В соревновании участвует 4 ребенка ,по количеству дорожек. За каждую разгаданную загадку ребенок переходит на следующий кружок. Кто первым добирается до финиша – тот побеждает.
Игра 6 «Составляем слоги»
Цель: учить детей составлять слоги из букв.
Игровой материал: игровое поле с карточками, на которых изображены буквы.
Ход игры:
В кармашках размещаются гласные и согласные буквы. Дотрагиваясь руками или ногами до карточки, ребенок составляет и читает слоги, двигаясь по игровому полю вперед.
Вариативность: ребенок становится в начало пустого игрового поля, выбирая из карточек буквы (гласная + согласная; согласная + гласная), что бы получился слог, вставляет карточки в кармашек, читает получившийся слог и двигается вперед по игровому полю.
Игра 7 «Опиши по схеме»
Цель: учить составлять описательный рассказ по схеме.
Игровой материал: игровое поле, карточки с любой из лексических тем «Огород», «Мебель», «Посуда», «Одежда», схемы для составления рассказа, сборник чистоговорок по этим же темам.
Ход игры:
Во время проговаривания любой чистоговорки из сборника ребенок свободно перемещается по игровому полю. С последним словом чистоговорки ребенок останавливается на случайной карточке и схеме начинает описывать изображение. Затем карточка убирается и следующий ребенок начинает игру.
Игра 8 «Это где?»
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя.
Игровой материал: игровое поле, карточки с различными картинками, чистоговорки
Ход игры:
Во время проговаривания любой чистоговорки из сборника ребенок свободно перемещается по игровому полю. С последним словом чистоговорки ребенок останавливается на случайной карточке и начинает рассказывать какие картинки находятся вокруг него (справа, слева, через 2 картинки слева, вверху, внизу, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу). После этого карточка убирается с поля и игру начинает следующий ребенок.
Вариативность: дети или воспитатель спрашивают: «Что находится слева от тебя?», «Что находится в правом нижнем углу?» и тд
Игра 9 «Составь слово»
Цель: учить детей составлять слова из предложенных слогов
Игровой материал: игровое поле, карточки со слогами
Ход игры:
Ребенок берет набор карточек со слогами, вставляет в кармашек первый слог и ищет такой слог, с которым получилось бы слово. Следующее слово будет составлять из предыдущего слога и так по цепочке.
Вариативность: карточки со слогами размещены по полю, ребенок, дотрагиваясь до слогов, читает полученное слово.
Игра 10 «На какую букву»
Цель: учить выделять первый звук в словах и соотносить их с буквой.
Игровой материал: игровое поле, карточки с картинками, карточки с буквами
Ход игры:
Воспитатель показывает букву, а ребенок ищет на поле картинку, которая начинается с этой буквы и четко произносит ее. Например, воспитатель показывает букву З, ребенок находит зайца и проговаривает З-заяц.
Вариативность: ребенок передвигается по игровому полю и произносит звуки, с которых начинаются слова, изображенные на картинках.