Эндже Рамазановна Гильмутдинова
воспитатель по обучению татарскому языку
МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 26 комбинированного вида” йона г. Казани
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 26 комбинированного вида” Авиастроительного района г. Казани
Многофункциональное дидактическое пособие
по обучению дошкольников татарскому языку (УМК)
“Уйный-уйный үсәбез”
Воспитатель по обучению татарскому языку
Гильмутдинова Эндже Рамазановна
Казань 2023
Аннотация
Данный материал представляет собой один из вариантов дидиактического пособия по обучению русскоязычных детей татарскому языку, разработанного на основе содержания методического пособия “Говорим по-татарски” авторов Зариповой З.М., Кидрачевой Р.Г., Исаевой Р.С.
При разработке дидактического пособия были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время ООД воспитателями по обучению детей татарскому языку, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет.
Введение
1. Новизна: оригинальность идеи – создание многофункционального дидактического пособия с учетом национально-регионального компонента.
2. Актуальность: вариативность предложенных дидактических игр и упражнений с данным пособием позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: закреплять знание татарского языка, развивать разговорную речь, логическое мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, творческое воображение, воспитывать умение играть сообща, распределять роли. Широкий спектр использования пособия, его полифункциональность: помимо представленных методических рекомендаций педагоги могут применять данное пособие при организации образовательного процесса по другим образовательным областям.
Эстетическая привлекательность пособия, необычность игрушек позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.
3. Цель: закрепить у детей знание татарского языка в процессе игровой деятельности.
4. Фетровые пособия, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Они содержательно насыщены, трансформируемы, полифункциональны, вариативны, доступны, безопасны и обеспечивают возможность совместной деятельности и общения детей и взрослых.
Дидактическая игра “Кунакны сыйла” – “Угости гостя”
Задачи:
- Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (вежливые слова: исәнме, хәлләрең ничек? сау бул; члены семьи: әти, әни, бабай, әби, кыз, малай; продукты: ипи, алма, сөт, чәй, ботка, аш, өчпочмак, чәк-чәк).
- Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу кем?» – «Кто это?», «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди? – «Какой?», «Нәрсә кирәк?» – «Что надо?».
- Участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог. Развивать внимание, память и логическое мышление. Вызвать радостные эмоции.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Описание игры: Воспитатель раскладывает членов семьи. Уточняет у детей: «Бу кем?»
Речевой образец: Бу әни.
Воспитатель: Әни нинди?
Речевой образец: Әни зур, кечкенә, матур, чиста, әйбәт.
Далее предлагает детям пригласить членов семьи: «Позовите их, пригласите сесть».
Речевой образец: Әни, кил монда, утыр.
Предлагает поздороваться и спросить как дела?
Речевой образец: Әни исәнме. Хәлләрең ничек?
Воспитатель: «Ребята, наши гости проголодались, давайте их угостим».
Речевой образец: Әни, мә аш, аша. Әни, мә сөт, эч.
Воспитатель: Сөт нинди?
Речевой образец: Сөт тәмле.
Воспитатель предлагает попрощаться.
Речевой образец: Әни сау бул.
Данную игру можно обыграть в нескольких вариантах:
- “Кем юк?” – “Кого нет?”
- “Кафеда” – “В кафе” – Можно усложнять задачи игры, расширять словарный запас (нәрсә кирәк? -что надо?; бир әле – дай, пожалуйста; яратам – люблю).
Дидактическая игра “Алсуга бүләкләр” – “Подарки для Алсу”
Задачи:
- Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (игрушки: песи, эт, курчак, туп, машина, аю, куян; прилагательные: матур, зур, кечкенә, әйбәт, чиста, пычрак; глаголы: мә, уйна).
- Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди?» – «Какой?»; участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры:
Воспитатель предлагает детям подарить Алсу игрушку.
Речевой образец: Алсу, мә аю, уйна.
Воспитатель просит описать игрушку: Нинди аю?
Речевой образец: Зур, матур, чиста, әйбәт аю.
2 вариант игры “Нәрсә юк?”- “Чего нет?”
3 вариант игры “Уенчыклар кибете” – “Магазин игрушек” (нәрсә кирәк? – что надо? нәрсә бар?- что есть?)
4 вариант игры “Әйе -Юк” – “Да – Нет”
Дидактическая игра “Түтәлдә нәрсә үсә?” – “Что растёт на грядке?”
Задачи:
- Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (овощи: кәбестә, кыяр, кишер, суган, бәрәңге; прилагательные: зур, кечкенә, чиста, пычрак, тәмле, баллы, яшел, сары; счёт: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез тугыз, ун).
- Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди?» – «Какой?», «Ничә?» – «Сколько?», «Нәрсә кирәк?» – «Что надо?»; участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры: Воспитатель предлагает посмотреть, какие овощи вырастил на своём огороде Акбай.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Речевой образец: Кәбестә.
Воспитатель: Нинди кәбестә?
Речевой образец: Зур, чиста, тәмле, яшел кәбестә.
Воспитатель: Ничә кәбестә?
Речевой образец: Биш кәбестә.
2 вариант игры “Нәрсә юк?”- “Чего нет?”
3 вариант игры “Яшелчәләр кибете” – “Магазин овощей ((нәрсә кирәк? – что надо? нәрсә бар?- что есть?)
Дидактическая игра “Парын тап” – “Найди пару”
Задачи:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (посуда: тәлинкә, чынаяк, кашык ; цвета: кызыл, зәңгәр, яшел, сары).
2. Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди?» – «Какой?»; участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры: Воспитатель прдлагает детям рассмотреть картинки и назвать их на татарском языке:
Воспитатель: Бу нәрсә?
Речевой образец: Тәлинкә (чынаяк, кашык)
Определить цвет предмета:
Воспитатель: Тәлинкә нинди төстә?
Речевой образец: Тәлинкә (чынаяк, кашык) кызыл (зәңгәр, яшел, сары).
Ребенку необходимо подобрать комплект посуды по цвету, назвать их на татарском языке.
2 вариант игры “Нәрсә юк?”- “Чего нет?”
3 вариант игры “Савыт-саба кибете”- “Магазин посуды” (нәрсә кирәк? – что надо? нәрсә бар?- что есть?)
Дидактическая игра “Курчакны киендер” – “Одень куклу”
Задачи:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (одежда: күлмәк, чалбар; прилагательные: сары, кызыл, яшел, зәңгәр; счёт: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез тугыз, ун, глагол: ки, сал).
2. Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди?» – «Какой?», «Ничә?» – «Сколько?»; участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
3. Развивать внимание, память и логическое мышление.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры:Распределяются роли продавца и покупателя. На витрину магазина вешаются различные по цвету картинки платьев, рубашек, брюк.
- Исәнмесез.
- Исәнмесез. Нәрсә кирәк?
- Күлмәк кирәк.
- Нинди күлмәк?
- Сары күлмәк.
- Ничә күлмәк ?
- Бер күлмәк.
- Курчак, күлмәк ки.
Дидактическая игра “Зур – кечкенә” – “Большой – маленький”
Задачи:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (мебель: өстәл, урындык, карават; прилагательные: зур, кечкенә).
2. Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди?» – «Какой?», участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
3. Учить детей сравнивать предметы по размеру.
4. Развивать внимание, память и логическое мышление.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры:
Воспитатель: Оля, предложи большому медведю большой стул.
Речевой образец: Зур аю, мә зур урындык.
2 вариант игры “Нәрсә юк?”- “Чего нет?”
3 вариант игры “Җиһаз кибете” – “Магазин мебели” (нәрсә кирәк? – что надо? нәрсә бар?- что есть?)
Дидактическая игра “Кем нәрсә эшли?” – “Кто что делает?”
Задачи:
- Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (члены семьи: әни, әби, кыз, малай ; животные: төлке, әтәч, керпе, куян, бүре, эт, песи; глаголы: бии, җырлый, чанада шуа, йоклый, сикерә, йөгерә, юа, ашый, эчә, укый, утыра ).
- Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу кем?» – «Кто это?», «Нишли?» – «Что делает?», участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры: Воспитатель показывает карточки, с изображением какого – либо действия людей или животных.
Воспитатель: Бу кем?
Воспитатель: Әни нишли?
Речевой образец: Әни бии.
2 вариант: Дети дают команду. Умение правильно строить игру «Командир».
Воспитатель предлагает дать команду петуху, чтобы он спел.
3 вариант: Воспитатель предлагает детям, спросить друг у друга , что он делает?
Речевой образец:
– Син нишлисең?
– Мин биим.
Дидактическая игра “Серле сандык” – “Таинственный сундук”
Задачи:
- Познакомить с татарским национальной одеждой и обувью.
- Познакомить детей с букетными композициями, особенностями набора цветов и листьев, цветовыми сочетаниями.
- Развивать умение составлять красивые композиции.
- Учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент на одежде или обуви.
- Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям.
Форма организации детей: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Дидактическая игра “Дөрес итеп сана” – “Сочетай правильно”
Задачи:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (фрукты: алма; прилагательные: зур, кечкенә, чиста, пычрак, тәмле, баллы, яшел, сары, кызыл; счёт: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез тугыз, ун).
2. Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Нәрсә бар?» – «Что есть?», «Нинди?» – «Какой?», «Ничә?» – «Сколько?»; участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры: Воспитатель предлагает посмотреть, какие фрукты есть в корзине.
Воспитатель: Кәрзиндә нәрсә бар?
Речевой образец: Алма бар.
Воспитатель: Нинди алма?
Речевой образец: Зур, чиста, баллы, кызыл алма бар.
Воспитатель: Ничә алма?
Речевой образец: Җиде алма бар.
2 вариант игры “Нәрсә юк?”- “Чего нет?”
3 вариант игры “Җиләк-җимеш кибете” – “Фруктовый магазин” (нәрсә кирәк?- что надо?)
“Сертотмас үрдәк” әкияте – сказка “Болтливая утка”
Задачи:
- Приобщение детей к творчеству А. Алиша.
- Продолжать знакомить детей с биографией А. Алиша.
- Закрепить знания детей о прочитанных сказках А. Алиша, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия героям, попавшим в беду.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Дидактическая игра “Шәүләсен тап” – “Найди тень”
Задачи:
1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (алма, ипи, песи, кишер, чынаяк, күлмәк).
2. Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы: «Бу нәрсә?» – «Что это?», «Нинди?» – «Какой?; участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог.
3. Учить зрительно анализировать силуэты; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Дидактическая игра “Нәрсә артык?” – “Что лишнее?”
Задачи:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках.
Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для работы с подгруппой детей, для индивидуальной работы с детьми.
Содержание игры: Воспитатель предлагает пять картинок, четыре из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребёнку вопросы: Бу нәрсә? (Что это?). Ребёнок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задаёт вопрос: Нәрсә артык? (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно её.
Пример: Туп, курчак, куян, машина – бу уенчыклар. Кәбестә – яшелчә.