Сулейманова Айгуль Ильшатовна
Кадырова Миляуша Нафиковна
преподаватели
МБУ ДО «Детская школа искусств»
Балтасинского муниципального района,
пгт Балтаси, Республика Татарстан
Сольфеджио 1 класс
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Поэтому каждый педагог в процессе своей деятельности вносит коррективы в существующие в преподавании традиции. Творческий подход к методике преподавания сольфеджио и других предметов – характерная особенность современных преподавателей школы искусств. Разработка и использование нетрадиционных форм обучения, это не только эффект новизны и оригинальности – это мощный стимул для получения знаний.
В этом педагогу помогает игра. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, это его работа. Замечательный педагог В.А.Сухамлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазия, творчества. Без этого он – засушенный цветок». Только на первый взгляд кажется, что игра – это легко и весело. На самом деле она требует от ребёнка, максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
«Разговор метра, ритма, такта и размера такта» поможет в игровой форме понять и освоить предлагаемый материал. Процесс извлечения звуков на ударных инструментах, похлопывание ритмических фраз уже поддержат игровые элементы. Поэтому с помощью ритмических игр возможно и необходимо начинать метроритмическое воспитание детей с первого класса. Изложение темы подается в шутливой форме, ласковой манере, с наивными вопросами и добрыми ответами. Предлагаемая разработка урока результат многолетней педагогической работы автора.
Цель работы: показать ритмические игровые формы работы на уроках сольфеджио в 1 классе ДШИ.
Задачи:
1) заинтересовать учеников;
2) закрепить пройденный теоретический материал;
3) развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся;
4) способствовать восприятию чувства метроритма;
5) развить слуховой, ритмический навык.
Образовательная технология: Создание условий для самостоятельного развития способностей учащихся.
Методы урока – словесный, наглядный, сравнения, музыкального обобщения.
Тип урока – урок формирования умений и навыков.
Демонстрационный материал: видео презентация с ритмическими упражнениями.
Музыкальный материал: Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Музыкальная страна», Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Осень», Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Маленький марш», Английская народная песня «Полли разливает чай», В.Думкомб «Менуэт для труб», Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Ура, идём с папой в зоопарк».
Оборудование:
– музыкальный инструмент (фортепиано);
– компьютер, мультимедийное оборудование.
План урока:
- Введение
- Организационный момент
- Основная часть
Ход урока: диалог 4 учащихся (можно посмотреть видео презентацию разработки
https://cloud.mail.ru/public/fUuz/9ax59EPBy).
Такт – дорогие друзья, почему это про вас почти всегда говорят «метр и ритм», как будто вы одно целое?
Метр – да, мы друг без друга прямо жить не можем. Но и без тебя, такт, тоже. Ты расскажи нам о себе, а мы про себя скажем.
Такт – посмотри запись какого-нибудь музыкального произведения. На нотном стане, как правило, ноты отделены друг от друга тонкими черточками. Они носят название «тактовая черта», потому что делят все музыкальное произведение на такты. Такты – это как бы домики, в которых живут ноты. Такты бывают разные побольше и поменьше. Зависит это от того, как записано данное музыкальное сочинение.
Музыкальный номер Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Музыкальная страна».
Метр – правильно ты сказал, что такты бывают разного размера. А это зависит от нас – от метра и ритма.
Такт – подожди, я начинаю что-то понимать. В начале первой нотной строчки после ключа обычно стоят две цифры – одна над другой. Это что?
Размер – это я – размер такта. Как правило «размер» бывает одинаковый от начала до конца музыкального произведения.
Музыкальный номер Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Осень»
Наверное, слушая музыку, все чувствуют, что в ней как будто бьется пульс или как бы «тикают» часы. В музыке каждое такое биение называется «доля». Бывают доли сильные и слабые.
Метр – это я и есть. Метр – это чередование сильных и слабых долей. Вот представьте, что мы с вами маршируем – идем под марш.
Такт – идем под марш? Что это?
Метр – такое музыкальное произведение, под которое ходят строем-маршируют. Ты что, такт, этого не знаешь? У тебя сколько ног?
Такт – у меня ног? Две.
Метр – ну вот, и у нас по две ноги. Поэтому удобно ходить, если считают так: раз-два, раз- два. Начинаем с левой ноги. Раз- сильная доля, два- слабая.
Музыкальный номер Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Маленький марш».
Ритм –а можно и на четыре считать. Тоже удобно маршировать.
Метр – правильно. Ну как, Такт, все понял?
Такт – да, конечно. Это я вот с чем перепутал. У меня кошка очень озорная, всюду свой нос сует, куда не следует. Я частенько кричу на нее: «Марш отсюда!» И она летит кубарем безо всякой музыки, безо всякого твоего марша.
Ритм – Метр, ты не сказал, что из двух цифр, которые ставятся в начале музыкального произведения, ты верхняя.
Метр – спасибо, Ритм. Это очень важно. Эта цифра показывает, сколько долей в такте. Может быть две, три, четыре и даже больше. А другая цифра размере такта….
Музыкальные номера: Английская народная песня «Полли разливает чай», В.Думкомб «Менуэт для труб», Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская «Ура, идём с папой в зоопарк».
Ритм – это я, это я! Эта цифра показывает, сколько длится каждая доля такта или, как говорят, какой она длительности. Мы об этом еще не говорили, поверьте мне, что есть такая длительность, которая называется «четверть».
Размер – например, размер такта две четверти. Значит, в такте две доли и каждая равна одной четверти. Или размер- три четверти. Тогда в такте три доли и каждая тоже равна одной четверти. Первая доля такта всегда сильная. Перед ней ставится тактовая черта.
Ритм – не спешите, друзья, со своими длительностями. Все в свое время. Мы поговорим о длительностях через ритмические игры.
Игра «Бесконечное эхо». Полезна для формирования навыков точного распределения динамики. Педагог показывает карточку с выписанным на ней ритмическим оборотом.
Игра «Запиши свое имя». Учитель исполняет музыкальную фразу, в которой упоминается имя одного из учеников. Затем вся группа пропевает ее с дирижированием (размер задается заранее). Тот ребенок, которого назвали, должен выйти к доске и записать ритм мелодии. С помощью этой игры можно работать над самыми разными ритмическими группами в любых размерах.
Игра «Придумай ритм». Развивает творческую фантазию, помогает осмыслить связь текстом и ритмической структуры песни. Педагог читает стихотворную строку, а учащийся сочиняет ритмическую фразу, соответствующую данному тексту.
Игра «Вопрос – ответ». Развивает импровизационные способности и чувства формы. Учитель задает ритм – вопрос, а ученик сочиняет ритм-ответ. Условия игры – сочиненная фраза должна заканчиваться ТА или МО, объем ответа должен соответствовать объему вопроса (количеству долей).
Применение игровых форм работы в обучении помогает детям легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. В целенаправленных дидактических играх учащиеся приобретают качества необходимые для учёбы: находчивость, сообразительность, активность, выдержку, дисциплинированность. Очень полезно, если дети будут сами сочинять новые «сказочки»-веселые и интересные. Ценным в работе является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости игровых форм на занятиях сольфеджио.
Библиографический список.
1.Виноградов Л. Музыка: экспериментальное методическое пособие. 1. Кл. М.: ГУДВО, 1979.
2. Музыкальная грамота для 1-7 кл. Сост. Т. А. Зебряк. М.: Кифара, 2002.
3. Мы играем, сочиняем, поем. Сольфеджио для 1-3 кл. музыкальной школы. Сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. СПб.: Композитор, 1995.
4. От примы до октавы: Сборник музыкальных примеров для пения и разбора на уроках сольфеджио. Ч.I-II Сост.М. Андреева. М.: Сов. Композитор, 1972.
5.Сольфеджио для детских музыкальных школ.1 кл. Сост. А. Барабошкина.
Л.: Музыка, 1981.
6. Сухомлинский В. А. Полн. СОБР. Соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1997.
7. Учиться интересно. Пособие по сольфеджио. Сост. Л. Ефремова. Санк- Петербург.: Композитор,2006.
8. Учебник по сольфеджио. 1. Кл. Сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. СПб.: Композитор, 2011.