Метелева Жанна Михайловна
Филиппова Марина Геннадиевна
Хоснуллина Рафиля Минтагировна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
г. Нижнекамск
Дидактическая игра «Путешествие на поляну» может быть использована в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи. С помощью этой игры педагог может выполнять с воспитанниками много развивающих заданий. Игра «Путешествие на поляну» выполняет познавательную функцию, развивает мелкую моторику рук.
Задачи:
1)учить определять пространственное расположение предметов;
2) формировать представление детей о том, как растут растения на грядках, способах ухода за ними, развивать тактильные ощущения, учить сравнивать овощи по цвету, форме.
3)учить различать овощи, фрукты по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
4)учить использовать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты», «Цветы».
5)обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;
6)Развивать умения детей правильно называть разные фрукты и овощи, определять их место произрастания, правильно называть фруктовые деревья.
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и овощах, совершенствование умения различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Развивать математические способности, мышление, умение различать цвет предметов. Учить группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки цветов, овощей и фруктов, волшебный планшет, макеты деревьев, макет ладошек.
Варианты игры для детей 3-4 лет:
1«Собираем урожай». 1.Педагог просит ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей на русском и татарском языке.
Детям второй младшей группы при «сборе урожая» можно предложить описать характерные признаки овощей.
2.Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей. Например: посадить 2 моркови и 3 репы.
2«Посади огород».
3.Сажая на «грядках» овощи,цветы дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.
Например: педагог предлагает детям посадить красный цветок, слева от неё белую ромашку,а справа одуванчик..
Ребятам можно давать играть на свое усмотрение, т. е. что хотят, то и “садят”. А можно задавать задания, развивая пространственное мышление, например,: “Посади морковь в правый верхний угол, а горох в нижний правый”. Благодаря игре можно развивать диалоговую речь у детей, например: “Какого цвета картошка? А лук?” и т. д.
4.Педагог загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке» .
Например: Я длинный и зелёный, Вкусен и солёный, Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
Сидит в темнице
А коса на улице. (Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи-
Меня в них ищи. (Капуста)
- «Две корзинки».
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку. во время игры ребенок обобщает и уточняет свои знания об овощах, месте их произрастание, пользе для человека.
- «Что лишнее?».
Педагог размещает на «грядке» овощи: морковку, картофель, лук, морковь, капусту, свеклу. Сообщает, что надо сварить щи, что здесь лишнее? Ребенок убирает лишний овощ.
С помощью предложенной игры педагог может выполнять с воспитанниками ещё много развивающих заданий. Кроме того, что игра «Наш огород» выполняет познавательную функцию, ребенок развивает мелкую моторику рук.
5. «Чудо дерево».
Педагог предлагает детям собрать урожай. Корзина с яблоками и корзина с грушами. Если попробовать положить яблоко в корзинку с грушами и посмотреть на реакцию малыша, заметит он ошибку или нет, и помочь ему исправить ее.
- Один — Много».
Игры проводятся с 2 детьми. Воспитатель показывает на деревья где растут яблоки и груши. Потом предлагает прикрепить на дерево много яблок. Груш меньше. Задаёт вопросы: что много груш или яблок? Просит собрать яблоки в корзину.
7. «Полянка».
Игра проводится с 2 детьми. В огороде растёт травка, деревья, овощи. Не хватает только цветочки посади на левый угол белую ромашку, на правый угол васелёк. Одуванчик посади на первую гряку. Красные гвоздики на вторую грядку. Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета. Повторить можно с другими цветами.
8. .«Красивый букет».
Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг другу. Детям предлагается посмотреть много красивых цветов, которые распустились на «полянке». Затем педагог объясняет правила игры. Я буду давать вам цветок какого – нибудь цветка и называть его окраску, а вы должны будите найти и сорвать такой же цветок. Если окраска цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать». В ходе игры дети знакомятся с названием всех цветов спектра.
Варианты игры для детей 4-5 лет.
«Расскажи про свой огород»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры: перед детьми грядка с овощами. Дети должны рассказать, как расположены овощи: в правом верхнем углу – картошка, в левом верхнем углу – капуста. В левом нижнем углу – лук, в правом нижнем углу – морковь, в середине – свекла.
«Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Ход игры: 1 вариант: на дерево поместить карточку с цифрой, попросить повесить на дерево столько фруктов, сколько обозначено цифрой.
2 вариант: показать детям ладошку, обозначающее число, предложить повесить столько фруктов, сколько пальцев на ладошке.
3 вариант: отсчитай и повесь на маленькое дерево 4 яблока, отсчитай и повесь на большое дерево 3 груши.
4 вариант: повесь столько фруктов на дерево, сколько раз я ударю в ладошки (3, 5, 1).
«Вершки и корешки»
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Ход игры: У нас в огороде выросли овощи (вершки и корешки). Разделимся на две группы: одна группа будет собирать вершки в большую корзину, а корешки в маленькую корзину.
“Соберем урожай”
Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.
Ход игры: 1 вариант: предложить детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.
2 вариант: предложить детям собрать овощи в большую корзину, фрукты в маленькую корзину.
«Выложи в ряд»
Цель: Упражнять в сравнении несколько предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
Ход игры: выложи цветы в ряд в порядке возрастающей (или убывающей) высоты.