Гульнева Елена Григорьевна
Гульнева Лада Дмитриевна
Учителя
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата
г. Агрыз, Республика Татарстан
Описание
Урок на тему «Народные игры Татарстана» мною выбран не случайно. Республика Татарстан – многонациональная. В ней проживают татары и русские, чуваши, есть также и туркмены, грузины, киргизы, молдаване, таджики и евреи, и другие народы. В нашем Агрызском районе также проживают татары, русские, марийцы, удмурты и другие народы.
Поэтому так велико разнообразие религий, культур, традиций, национальных устоев и т.д. Но, несмотря на это, мы остаемся единым народом. На своем уроке я знакомлю детей с основными достопримечательностями нашего края и демонстрирую, как народы в ходе национальных игр всесторонне физически развивались. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Такие игры служили и служат средством самопознания, физического и общего развития, подготовки к трудовой и ратной деятельности, развлечения и отдыха. Выбрана круговая форма организации в виде туристического маршрута по достопримечательностям Агрызского района. На каждой станции учащиеся знакомятся с достопримечательностью нашего района и народной игрой, направленным на развитие таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота и сила.
Урок проходит в спортивном зале с использованием компьютерной презентации, музыкального сопровождения. Урок состоит из трех содержательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть урока направлена на активизацию знаний учащихся, необходимых для завязки сюжета, и подготовку к играм в основной части урока. Для создания соответствующей атмосферы, повышения настроения, активности учеников при проведении разминки используется музыкальное сопровождение. Также в подготовительной части используется комплекс упражнений со скакалкой, направленный на формирование правильной осанки.
Основная часть урока направлена на проведение народных игр. В играх «Займи место» (Буш урын), Бредень, «Биляша» учащиеся проявляют ловкость и быстроту. В конце основной части урока учащиеся играют в игру на внимание – «Передай ремень» с целью снижения физической нагрузки и создания благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов в организме. Использование музыкального сопровождения в основной части урока повышает эффективность процесса физического воспитания, способствует лучшему овладению двигательными умениями и навыками, развитию двигательных качеств.
Заключительная часть урока направлена на подведение итогов и организованное завершение урока. Проводится проверка знаний учащихся, что они уяснили за урок. В течение урока используются здоровьесберегающие технологии: комплекс упражнений со скакалкой, направленный на формирование правильной осанки, средства психологической коррекции (настрой, рефлексия).
Место урока: урок относится к разделу «Подвижные игры» программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», авторы: А.П. Матвеев.
Класс: 2 б класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: укрепление индивидуального здоровья обучающихся через популяризацию народных игр и состязаний.
Задачи урока:
Образовательная
создание представления о Республике Татарстан и народных играх и состязаниях;
закрепление знаний о развитии физических качеств.
Развивающая
способствовать развитию гибкости, координационных, скоростных и силовых способностей, а также внимания;
укрепление опорно-двигательного аппарата.
Воспитательная
воспитание в детях волевых качеств, коллективизма, товарищества, уважения друг к другу, целеустремленности и воли к победе.
Оздоровительная
укрепление здоровья, содействие формированию правильной осанки, гармоничному и физическому развитию всех систем организма и их функций.
Методы проведения: поточный, фронтальный, круговой тренировки.
Методы обучения: игровой, соревновательный.
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность: 45 минут.
Инвентарь и оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук,
Пояснительная записка
Урок на тему «Народные игры Татарстана» мною выбран не случайно. Республика Татарстан – многонациональная. В ней проживают татары и русские, чуваши, есть также и туркмены, грузины, киргизы, молдаване, таджики и евреи, и другие народы. В нашем Агрызском районе также проживают татары, русские, марийцы, удмурты и другие народы.
Поэтому так велико разнообразие религий, культур, традиций, национальных устоев и т.д. Но, несмотря на это, мы остаемся единым народом. На своем уроке я знакомлю детей с основными достопримечательностями нашего края и демонстрирую, как народы в ходе национальных игр всесторонне физически развивались. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Такие игры служили и служат средством самопознания, физического и общего развития, подготовки к трудовой и ратной деятельности, развлечения и отдыха. Выбрана круговая форма организации в виде туристического маршрута по достопримечательностям Агрызского района. На каждой станции учащиеся знакомятся с достопримечательностью нашего района и народной игрой, направленным на развитие таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота и сила.
Урок проходит в спортивном зале с использованием компьютерной презентации, музыкального сопровождения. Урок состоит из трех содержательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть урока направлена на активизацию знаний учащихся, необходимых для завязки сюжета, и подготовку к играм в основной части урока. Для создания соответствующей атмосферы, повышения настроения, активности учеников при проведении разминки используется музыкальное сопровождение. Также в подготовительной части используется комплекс упражнений со скакалкой, направленный на формирование правильной осанки.
Основная часть урока направлена на проведение народных игр. В играх «Займи место» (Буш урын), Бредень, «Биляша» учащиеся проявляют ловкость и быстроту. В конце основной части урока учащиеся играют в игру на внимание – «Передай ремень» с целью снижения физической нагрузки и создания благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов в организме. Использование музыкального сопровождения в основной части урока повышает эффективность процесса физического воспитания, способствует лучшему овладению двигательными умениями и навыками, развитию двигательных качеств.
Заключительная часть урока направлена на подведение итогов и организованное завершение урока. Проводится проверка знаний учащихся, что они уяснили за урок. В течение урока используются здоровьесберегающие технологии: комплекс упражнений со скакалкой, направленный на формирование правильной осанки, средства психологической коррекции (настрой, рефлексия).
Части урока |
Этапы урока |
Частная задача этапа |
Дози ровка |
Организационно – методические указания |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
В 8–10 мин. |
Организационный момент |
Включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
3 мин. |
Обратить внимание на внешний вид учащихся и готовность к уроку. Особое внимание обратить на общее укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование осанки: спина прямая, руки прижаты к бедрам. Средства психологической коррекции (настрой) |
|||
Построение, приветствие, сообщение темы урока, пути её решения. – Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. На этом уроке мы с вами отправимся в туристическое путешествие по Агрызскому району Республике Татарстан. Будем останавливаться на самых интересных достопримечательностях нашего района и знакомиться с народными играми народов проживающих в Татарстане. Наш район славится многообразием природных богатств. У нас есть густые леса, глубокие реки и лечебные озера. И с древних времен наши жители, как и сама республика, отличались всесторонним развитием физических качеств. – Ребята, а какие физические качества вы знаете? И все эти качества приобретали в ходе народных игр и состязаний, в которых мы сегодня и посоревнуемся! |
Построение в шеренгу. Выполнение команд. Приветствие Активное участие в диалоге с учителем |
||||||
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока |
Достичь среднего уровня физической нагрузки, подготовить организм к основной части урока |
7 мин. |
Следить за соблюдением дистанции, осанкой, правильностью выполнения всех упражнении. Музыкальное сопровождение. Метод проведения: поточный Метод проведения: фронтальный. Спина прямая, плечи развернуты, подбородок поднят.
Тянуться выше вверх.
Наклоны глубже, руки не опускать. Амплитуда больше, смотреть в сторону разворота, руки не опускать. Руки прямые, выполнять движение до предела. Спина прямая, при движении назад прогнуться в груди. Спина прямая, скакалка натянута, голову держать прямо, ногу ставить на то же место. Руки не опускать, выпад делать до предела. Пятки не отрывать, руки не опускать, прогнуться в пояснице. |
||||
– Внимание! Класс! Напра-во! В туристический поход! Шагом! Марш! – Ребята, кажется, дождь начинается. – Бегом, в медленном темпе, «марш»! – Обегаем лужу, приставными шагами, правым боком, левым боком. Вот и дождь кончился, подул ветер. Спиной вперед. Ветер очень сильный. Вращает нас вправо, влево. – Закончить! Вот и дождь кончился, одежду высушили. Короче шаг. Шагом «марш! Восстанавливаем дыхание. 1-я станция – город Агрыз. (Комплекс упражнений со скакалкой, направленный на формирование правильной осанки). На месте стой! Раз-два. Напра-во! Вот и первая станция на нашем пути – это Агрыз – город железнодорожников, город-труженик. Он просыпается и засыпает под перестук вагонных колес, громыхание тяжеловесных составов. Здесь есть вокзал, локомотивные и вагонные депо, дистанции путей, сигнализации и связи. Через станцию Агрыз круглосуточно в четырех направлениях проходят транзитные поезда. Хотя наш город и небольшой, но имеет славную историю, так как со дня его основания прошло 376 лет, а с присвоения статуса города – 84 года. Берем скакалки, сейчас мы будем выполнять упражнения.
Закончить! В одну шеренгу перед экраном становись! |
Ходьба. Бег Бег с заданием: – приставными шагами правым боком; – приставными шагами левым боком. – спиной вперед; – вращение вокруг своей оси в правую и левую сторону. Ходьба. Упражнения на восстановление дыхания: 1 – руки через стороны вверх-вдох; 2–4 – руки через стороны вниз – выдох. Комплекс упражнений с веревкой, направленный на формирование правильной осанки: 1) и.п. – стойка ноги врозь, скакалка за шеей, руки на пояс. 1 – наклон головы назад, натянуть скакалку; 2 – и.п.; 3–4 – то же. 2) и.п. – о.с., руки внизу. 1 – руки вверх, встать на носки, посмотреть вверх, прогнуться; 2 – и.п.; 3–4 – то же. 3) и.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон туловища вправо; 2 – влево; 3 – вперед; 4 – назад. 4) и.п. – стойка ноги врозь, наклон туловища вперед, руки вперед. 1 – разворот туловища вправо; 2 – и.п.; 3 – разворот туловища влево; 4 – и.п. 5) и.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной на ширине плеч. 1 – шаг правой, наклон туловища вперед, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – шаг левой, наклон туловища вперед, руки вверх; 4 – и.п. 6) и.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, широкий хват. 1–2 – круговое движение рук назад; 3–4 – круговое движение рук вперед. 7) и.п. – стойка ноги врозь, скакалка за шеей, руки на пояс. 1 – правое колено вверх; 2 – и.п.; 3 – левое колено вверх; 4 – и.п. 8) и.п. – стойка ноги врозь, руки внизу. 1 – выпад на правую ногу, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – выпад на левую ногу, руки вверх; 4 – и.п. 9) и.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, широкий хват. 1 – приседание, руки вверх; 2 – и.п.; 3–4 – то же Перестроение в одну шеренгу |
2 мин. 20–30 м 10–15 м 10–15 м 20–25 м 2–3 раза 5 мин. 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз 6–8 раз |
|||||
О З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь 3 мин. |
Татарская игра: «Займи место» |
Обеспечить оптимальное развитие двигательных качеств учащихся. Содействовать формированию социальной активности учащихся. Снижение физической нагрузки учащихся и создание благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов в организме Приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние |
12 мин. |
Показ слайдов. Музыкальное сопровождение игр и состязаний. Соблюдать правила безопасности. Наблюдать за состоянием детей, Корректировать правила и действия по мере необходимости. Метод проведения: круговой тренировки Метод обучения: игровой. Метод проведения: круговой тренировки Метод обучения: соревновательный. Метод проведения: круговой тренировки Метод обучения: игровой. Активизировать деятельность учащихся, задавая вопросы. Закрепить знания детей Средства психологической коррекции (настрой) Средства психологической коррекции (рефлексия) – технология «Береза урока» |
|||
2-я станция. Памятник Тази Гиззату Тази Гиззат – великий татарский писатель, режиссер, актер, драматург. Человек, внесший свой огромный вклад в развитие татарской национальной литературы и театрального искусства. Эти земли были родиной великого татарского деятеля. А сейчас посмотрим, насколько вы ловкие и быстрые, сыграв в одну татарскую народную игру, которая называется Буш урын , в переводе «Займи место». Объяснение правил игры. – Какие молодцы! Закончить! В одну шеренгу перед экраном становись! Русская игра; «Бредень» 3-я станция. Пойма реки Кырыкмас” представляет собой сохранившийся подтаежный природный комплекс. Результаты научных исследований свидетельствуют об обитании в данной реке 27 видов рыб, в том числе форели ручьевой, гольяна обыкновенного, подкаменщика обыкновенного и хариуса европейского, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, а последнего – в Красную книгу Российской Федерации. А также: Обыкновенный пескарь, Уклейка, Плотва, Речной окунь, Усатый голец, Обыкновенный елец, Щука, обыкновенный ерш, Щиповки, Язь, Лещ, Густера, Обыкновенный жерех, Чехонь, Белоперый пескарь, Обыкновенная верховка, Золотой карась, Серебряный карась, карп, Красноперка. На пойменных участках отмечено 75 видов птиц, 17 из которых являются “краснокнижниками”, к ним относятся: орлан-белохвост, подорлик большой, осоед, лунь полевой, лунь луговой и ряд других. Фауна амфибий и рептилий памятника природы включает 15 видов, 4 из которых – краснобрюхая жерлянка, жабасерая, веретеница ломкая, обыкновенная гадюка – объекты Красной книги Республики Татарстан. Также пойма реки – место обитания выдры. Играем в русскую народную игру «Бредень». Слушаем правила игры. 4-я станция. Марийские народные игры. Государственный природный комплексный заказник “Кичке-Тан” Описание территории государственного природного комплексного заказника “Кичке-Тан” Отсутствие индустриальных комплексов и развитых инфраструктур в Агрызском районе, особенности природно-географического положения, климатических условий, мощная гидроструктура, как естественного происхождения (малые реки и родники), так и искусственно созданная (Нижнекамское водохранилище и его подпор по р. Иж) сыграли решающую роль в сохранении природных сообществ в этом регионе. После затопления ложа Нижнекамского водохранилища в долине р. Иж начались процессы восстановления растительных сообществ и биоразнообразия. Однако интенсивного возобновления эти процессы не получили и сдерживались сельскохозяйственным производством и рекреацией (бесконтрольное рыболовство, охота, стихийный туризм и прочее нерегулируемое природопользование). Знакомимся с правилами игры; «Биляша». Закончить! В одну шеренгу перед экраном «становись»! Вы уже сегодня показали, какие вы гибкие, ловкие, быстрые, сильные. Пора бы нам, ребята, сделать привал. И привал мы сделаем на самом полезном роднике – “ Аулия чишмэсе”. Вода в роднике очень чистая, хорошего питьевого качества. У родника есть необычная и красивая легенда. Якобы в давние времена один уважаемый человек из здешних мест, которого звали Прорицателем, как-то сказал пастухам, что пришло ему время проститься с белым светом, завтра он уйдёт в мир иной. И попросил человек похоронить его в лесу, в укромном месте, которое сам выбрал. Пастухи выполнили просьбу. А вскоре забил в этом месте чудесный родник. Так оно было или не так – теперь уже трудно сказать. Но родник живёт, дарит людям радость. И мы сейчас восстановим свои силы, сыграв в одну чувашскую игру на внимание. – Садимся в тесный круг, подогнув под себя ноги. Игра называется «Передай ремень» Подведение итогов и организованное завершение урока – Ребята, силы мы с вами восстановили. Сегодня мы с вами познакомились с красотами нашего края и национальными играми. Маршрут был у нас не легкий. Вы все показали, как разносторонне вы развиты. На какие физические качества я вас сегодня проверяла? Молодцы– Спасибо за урок! |
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, Водящий идет за кругом в противоположную сторону, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Перестроение в одну шеренгу Участвуют две команды. Выигрывает команда, сумевшая поймать большее количество рыбы. В ходе игры ребята обязаны соблюдать следующие условия: рыба считается пойманной лишь в том случае, если рыбаками удаётся образовать вокруг неё замкнутый круг. Рыба не должна выходить за пределы площадки и прорывается через бредень. Перестроение в одну шеренгу Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Перестроение в одну шеренгу Выбирается истец, и он садится в центр. Играющие передают за спиной– ремень – так, чтобы истец не увидел, у кого ремень. Истец ищет ремень и указывает на кого-либо из сидящих. Застигнутый становится истцом. Называют физические качества. Участвуют в диалоге с учителем. Аплодируют победителям и друг другу. |
||||||
4-5 мин. 5–6 мин. 3 мин. 3 мин. |
Использованная литература:
- Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.- 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
- Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. – М., 1997.
- Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. – М., 2002. – 270 с.
- Гладышева О.С. Системная модель здоровьесберегающей школы / О.С. Гладышева // Директор школы. – № 6, 2010. – С. 98-104.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320с.
- И. Панкеев «Русские народные игры» М. Издательство: Яуза. – 240 с.
- 1 .Захарова Л. М., Сайфутдинова И.Р., Гладилина Н.У. Традиционная народная культура в социальном развитии дошкольников – Ульяновск, 2009.
- 2. Захарова Л. М., Сайфутдинова И. Р., Сыраева А. Б., Дугушкина Л. Н. Народные игры и праздники в дошкольном учреждении – Ульяновск, 2005.
- 3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: Просвещение, 1988.