Ахматханова Эльвира Куттусовна
Набиуллина Гульшат Иршатовна
учитель- логопед
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81 «Гульчачак»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Лэпбук “Я б в рабочие пошел” используется как учебно – методическое пособие при проведении ООД на подгрупповых и индивидуальных формах работы, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
Цель: расширение, закрепление знаний детей о рабочих заводских профессиях родителей.
Лэпбук включает в себя задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира. Помогает систематизировать имеющиеся знания о данных профессиях, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера.
Предназначен для детей подготовительного возраста с ФФНР.
В лэпбуке предоставлены профессии:
1 Автомеханик
2.Водитель
3.Нефтяник
4.Сварщик
5.Слесарь
6.Токарь
7.Электрик
1 – обложка. Стихотворение В. Пахоменко “Рабочий”
Цель: Показать общественную значимость рабочих профессий, их разнообразие.
2 – обложка – название лэпбука “Я б в рабочие пошел”
На трех страницах размещены дидактические игры
- Дидактическая игра «Стихи о труде и о рабочих профессиях»
Цель: познакомить детей со стихами о рабочих профессиях, труде, приобщая их к поэтической речи.
Задачи:
Развитие познавательных интересов, любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о рабочих профессиях, об их многообразии.
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки профессий, умения устанавливать простейшие связи между профессиями и явлениями, делать простейшие обобщения.
Расширение кругозора, гордости за труд родителей, близких им людей. Расширять и активизировать словарный запас.
- Дидактическая игра «Собери пословицы»
Задачи: повторить русские народные пословицы о труде, научить подбирать части пословиц, объяснять смысл пословиц, продолжать работу над смысловой стороной пословицы слова.
Ход игры:
Первый вариант.
Если играет несколько детей, раздать детям поровну карточки с красными рамочками (это первая часть пословицы) затем ведущий показывает карточки с синими рамочками. Дети читают части пословиц и берут подходящие карточки себе.
Выигрывает тот, кто правильно подобрал части пословиц и объяснил их значения.
Второй вариант.
Ведущий показывает карточки с красными рамками и читает первые части пословиц. Дети самостоятельно называют продолжение пословицы. Или наоборот, ведущий читает вторую часть пословицы, а дети называют первую.
Третий вариант.
Предложить можно детям назвать пословицы с похожим содержанием. (Без труда не выловить и рыбку из пруда. Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
3. Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Цель:
закрепить представления детей о профессиях, умение по описанию узнавать профессии; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: карточки с загадками.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадки о профессиях. Кто первым из детей отгадает, о какой профессии идет речь в загадке, получает фишку. У кого в конце игры будет больше фишек, тот выигрывает.
4.”Расскажи о профессии”
Цель игры: закреплять умение называть профессию, находить лишний предмет труда по определенному виду профессии, объяснять, почему он лишний.
Задачи игры:
-Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда;
-Упражнять детей в умении отгадывать загадки о знакомых профессиях;
-Воспитывать познавательный интерес к профессиям взрослых.
Правила игры: в игре участвует педагог и ребенок (до 7 детей) Ребенок внимательно слушает задания, выполняет его.
Описание хода игры:
Предложить ребенку отгадать загадку, показать ребёнку карточку. Спросить, как называется профессия взрослого, и попросить найти лишний предмет, который не нужен данному специалисту для его труда. Попросить ребёнка объяснить, почему он так думает. Если у него возникают трудности, можно задавать наводящие вопросы.
Здесь же можно организовать дидактическую игру «Самый главный»
5. Дидактическая игра «Самый главный».
Цель: Закрепить знания детей о профессиях.
Ход игры.
Педагог раздает детям предметные картинки и рассказывает сказку, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами:
«Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.
6. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Воспитатель: – Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.
7. Дидактическая игра «Что лишнее?»- увлекательная и развивающая игра. Способствует развитию у ребенка внимания, логического мышления, обобщения и повышает словарный запас.
Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом профессию, а четвёртая – лишняя. Какая? Ребенок не только должен ответить на вопрос “Что лишнее?”, но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку. Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач.
8. Игры – предположения «Что было бы … ?» или «Что бы я сделал … ?», «Кем бы я хотел быть и почему?”.
Началом такой игры может послужить картинка по предложенным картинам о разных профессиях.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы …?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы…?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть» и т.д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные: «Заводы не могли бы работать – например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т.д.
9. Универсальное пособие «Круги Луллия»:
Правила игры
1. Установить пособие на столе.
2. Прокрутив первый диск в окошечке устанавливается картинка, а прокручивая второй, третий диски ребенок подбирает правильный ответ.
Цель использования пособия:
– формирование представлений дошкольников о рабочих профессиях;
-развитие творческого мышления и воображения;
– обогащение словарного запаса
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
-развивать креативные способности дошкольников.
-развивать навыки фантастического преобразования объектов.
Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на три типа:
Игры на подбор пары.
В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго, третьего колец.
Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают три кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца.
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что токарь стал чинить электропроводку, чем станет чинить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
Ожидаемые результаты.
•Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: “Подберите карточку с изображением водителя “.
•Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.
•Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.
•Распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологий
Цель использования данного пособия:
формирование представлений дошкольников о рабочих профессиях; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса.
Задачи:
•Расширять познавательные способности ребенка.
•Развивать креативные способности дошкольников.
•Развивать навыки фантастического преобразования объектов.
•Формировать потребность к активной умственной деятельности.
«Смешные профессии»
1-ый круг:
картинки с изображением людей разных профессий. (водитель, сварщик, нефтяник, слесарь, токарь, автомеханик, электрик).
2-ой круг:
картинки с изображением места работы представителей той или иной профессии (для токаря – токарный станок, для водителя – машина, для нефтяника – буровые вышки и т.д.)
3-й круг:
картинки с изображением инструментов и инвентаря для работы
Задание: 1-й вариант
Ребенку предлагается в случайном порядке раскрутить круги, и по выпавшим рисункам он придумывает сюжет для будущего рисунка.
2-й вариант.
Ребенку предлагается специально раскручивать круги, выбирая для себя более подходящий вариант.
Пример:
Сварщик варит трубу сидя за рулем машины и постукивает ее топором.
Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса и многое д
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Результаты использования лэпбука:
- Быстрое запоминание материала детьми.
- Проявление повышенного интереса к содержанию у детей.
- Проявление начала самостоятельности.