Гайнуллина Ильмира Илшатовна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №112 «Мозаика»
Республика Татарстан г. Набережные Челны
Цель: закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, через песенное, музыкальное и игровое творчество).
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать речь детей, умение четко и свободно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей словами: фортепианный цикл, миниатюра, жанр.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Воспитывать культуру поведения, поддерживать положительный эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.
2. Воспитывать любовь к музыке, чувство коллективизма.
Развивающие:
1.Продолжать развивать культуру движений под музыку, умение перестраиваться по сигналу, совершенствовать пластику детей на основе осознанного восприятия музыки, способность двигаться соответственно характеру музыки.
2.Продолжать развивать вокально-хоровые навыки, умение играть на музыкальных инструментах, развивать чувство ритма.
3.Совершенствовать голосовой аппарат, опираясь на диапазон, сохраняя индивидуальность типа детского голоса.
Материал и оборудование: ТСО (музыкальный центр), портрет композитора, интерактивный стол, мольберт.
План:
- Вход детей. Приветствие
- Музыкально-ритмическое движение «Подскоки»
3. Двигательно-речевое упражнение “Осенние ритмы”.
4. Восприятие «Октябрь» П.И.Чайковский.
5. Беседа с детьми. Показ портрета композитора.
6. Упражнение на распев голоса «Мы поем».
7. Пение «Ах, какая осень». Повтор, разучивание 3 куплета. «Детский сад», выразительное пение.
8. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
9. Интерактивный стол «Музыкальные инструменты».
10. Игра «Веселый платочек».
Ход занятия:
Заходят и встают полукругом.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы пришли в музыкальный зал давайте вспомним музыкальное приветствие!
Приветствие “Здравствуйте!”
Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями.
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, сегодня наше занятие посвящено прекрасному явлению, а какому об этом послушайте загадку:
Шла волшебница по свету,
В свой черед сменила лето!
Разукрасила цветы и деревья, и сады!
Ну, скажите-ка ребятки, какая здесь отгадка? Дети дают ответ.
Музыкальный руководитель: Молодцы.
Музыкальный руководитель: А теперь будем делать подскоки. Повернулись друг за другом и начинаем только с началом музыки.
Музыкально–ритмическое движение «Подскоки»
Музыкальный руководитель: Ребята, а какая она бывает осень? Давайте кратко расскажем.
Дети перечисляют ( поздняя, дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.) А теперь я приглашаю вас на стульчики. (Дети по одному садятся на стульчики)
Воспитатель дает установку на правильную осанку.
Музыкальный руководитель: Давайте поиграем в игру “Осенние ритмы”.
Двигательно-речевое упражнение “Осенние ритмы”.
Ход игры.
Перед началом педагог считает стихотворение. Далее педагог показывает одну из схем, дети повторяют ритмический рисунок. Так же педагог выбирает карточку и просит прохлопать ритм желающего ребенка.
Музыкальный руководитель: Какие яркие листочки, у всех все получилось!
Музыкальный руководитель: Я вам предлагаю отправиться в осеннее путешествие. Хотите?
Дети: Да, хотим.
Музыкальный руководитель: Все готовы к путешествию?
Дети: Да, готовы.
Музыкальный руководитель:Тогда отправимся в осенний лес. Вот только как же нам туда попасть? Как вы думаете, ребята?
Дети: На машине, на автобусе, на самолете, на самокате, на велосипеде, пешком дойти.
Музыкальный руководитель:Правильно. Но я хочу вам предложить стать волшебниками и быстро переместиться из нашего детского сада в осенний лес. И в этом нам поможет музыка. А вы, ребята, внимательно слушайте музыку и каждый из вас потом расскажет мне о том, что он увидел по дороге в осенний лес. Хорошо?
Дети: Хорошо, расскажем.
Музыкальный руководитель:А сейчас закрываем глаза и слушаем музыку.
Открываем глаза, ребята. Вот мы с вами и на месте. Кто мне расскажет, что он видел по дороге в лес? Эмилия, расскажи, что ты видела?
Таня: Я встретила в лесу зайца.
Музыкальный руководитель: А что видела Софья?
Софья: А я видела много листьев, деревьев.
Музыкальный руководитель: А какого цвета листья ты видела, Софья?
Софья: желтого, красного, зеленого, фиолетового.
Музыкальный руководитель: Молодец, Софья! Ребята, а вам понравилась музыка, которая вас сопровождала?
Дети: Да, понравилась, красивая музыка.
Музыкальный руководитель: А чем она вам понравилась?
Дети: Она спокойная, тихая, медленная, легкая.
Музыкальный руководитель: Ребята, а если вас попросят нарисовать эту музыку, то какой бы цвет вы выбрали?
Дети: Серую, черную, фиолетовую, красную, желтую, зеленую.
Музыкальный руководитель: Да, ребята, я с вами полностью согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. А теперь я хочу вас познакомить с композитором, который сочинил это грустное произведение, которое называется «Октябрь». Это портрет Петр Ильича Чайковского – он известный русский композитор. Однажды ему пришла идея сочинить небольшие музыкальные произведения о каждом месяце. Такие маленькие произведения называются «миниатюра». А соединив эти миниатюры в одно большое произведение, Петр Ильич Чайковский дал им одно общее название «Времена года». А произведения, которые имеют одну общую идею, смысл, называется «цикл». А так как эти миниатюры были написаны для фортепиано, то и цикл стал называться «фортепианным». Таким образом, мы с вами познакомились с новым музыкальным жанром – «фортепианный цикл». Значит музыка, которую мы слушали называется как?
Амир: Октябрь
Музыкальный руководитель: Умница, Амир.
Музыкальный руководитель: Ребята теперь мы возвращаемся обратно в детский сад и вспомним нашу песню.А прежде чем петь, давайте распоемся. Стараемся петь чисто, четко проговаривая слоги, губы помогают исполнить песенку правильно.
Мы по-ем хо-ро-шо по-ем (Исполняется 3 раза)
Музыкальный руководитель: Теперь я думаю, мы готовы спеть осеннюю песенку.
Музыкальный руководитель: Молодцы! У этой песенки есть еще и третий куплет. Послушайте. Разучивание 3 куплета.
Песня «Ах, какая осень»
Я не буду говорить название песенки, вы внимательно послушаете вступление и подхватите песенку.(играет мелодию)
Песня «Детский сад»
Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь я предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, у меня есть сюрприз для вас. Для этого вспомним музыкальные инструменты, и послушаем, как они звучат.
Интерактивный стол с заданиями.
Музыкальный руководитель: Будем в игру играть? Выходим в середину зала. Игра называется «Веселый платочек». Сейчас мы встанем в круг, а Полина будет ведущим. Держи, Полина, платочек. Теперь Полина бежит по кругу, а все остальные будут стоять к нему спиной. Под музыку, Полина бежит и бросает платочек рядом с кем-то из вас. Как только музыка останавливается, все поворачиваются лицом в круг и смотрят, возле кого лежит платочек. Тот, кому Полина подарила их, должны ее догнать. Кто первый ее поймает, тот становится ведущим. Вам понятно, ребята?
Дети: да.
Музыкальный руководитель: Тогда попробуем поиграть? Итак, начинаем.
Игра «Веселый платочек»
Музыкальный руководитель: Молодцы. На следующем занятии мы с вами еще раз поиграем, а сейчас давайте поговорим о том, что вы сегодня нового узнали на занятии. Вам понравилось сегодняшнее занятие, ребята?
Дети: Да, понравилось.
Музыкальный руководитель: А что вам понравилось больше всего?
Дети: Играть, танцевать, петь.
Музыкальный руководитель: Ребята, а кто вспомнит, как называется произведение, которое мы с вами сегодня слушали?
Дети: Октябрь, времена года.
Музыкальный руководитель: Молодцы. А кто его написал?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: А вспомните, пожалуйста, как называется песня, которую мы с вами сегодня пели?
Дети: «Ах, какая осень» и «Детский сад».
Музыкальный руководитель: Правильно. Молодцы, ребята. Вы сегодня очень постарались, хорошо потрудились. Не у всех все получилось сразу, но мы с вами обязательно на следующем занятии все закрепим еще раз. А сейчас нам пора прощаться. На этом занятие закончилось, давайте попрощаемся с гостями, шепотом,а теперь громко. А теперь построились и шагаем друг за другом к двери.