Аникина Нина Николаевна
воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №16 г.Лениногорска» муниципального образования
лениногорский муниципальный район»
Республика Татарстан
«Что птенец увидит в гнезде, то и будет делать в полете»
народная мудрость.
Все добрые дела в нашей жизни начинаются к любви к родному дому, к отцу и матери, ко всем людям, которые окружают нас. Эту любовь мы воспитываем с рождения в семье, в традициях и обычаях того народа, к которому тяготеют наши корни. Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания, а стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В нашем детском соду сложилась добрая традиция проведение этнокультурного фестиваля. Мы проживаем в Республике Татарстан, коренными народами которого являются татары, русские, чуваши, мордва, башкиры, поэтому мы ориентировались на эти пять этносов.
Организация и проведение этнокультурного фестиваля проходит несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
На этом этапе создаётся Положение об этнокультурном фестивале, определяются цели и задачи Фестиваля.
Цель фестиваля: воспитание национального самосознания, чувства любви и уважения к историческому и культурному наследию своего народа и народов, населяющих нашу малую Родину.
Задачи:
1. Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, традиций, обычаев, национальных костюмах, условиях жизни;
3. Формирование у детей интереса к истории своей семьи, своего этноса;
4. Воспитание патриотических качеств дошкольников.
2. Поисково-творческий этап.
На этом этапе работы проводится исследовательская деятельность по сбору и оформлению материала к фестивалю. Разрабатывается сценарий праздника. Проводим жеребьёвку, где распределяется, какая группа представляет какую народность.
Активно участвуют и родители воспитанников, помогают в пошиве национальных костюмов, сборе и изготовлении работ на «Ярмарку дружбы народов».
Данный этап подготовки этно-фестиваля способствует сотворчеству, сотрудничеству представителей разных поколений, увлеченных одной интересной идеей, сохранением традиций, обычаев, культуры этнической мозаики нашей Республики.
3. Фестивальный этап
Каждая возрастная группа на протяжении недели готовится к главному мероприятию, но параллельно работает много интересных площадок, где каждая национальность в определенный день приглашает к себе в группу в гости и презентует игры своей национальности, элементы одежды, традиции, песни, стихи и т.д.
Поэтому для максимально полной творческой реализации идеи этнокультурного фестиваля процесс подготовки осуществлялся по следующим направлениям:
- Понедельник: мы разбирались, что же это за народ, какова его история, где они проживают;
- Вторник: разбирали особенности национального костюма, цветовая гамма, обозначение цветов на одежде; (дали задание родителям подобрать атрибуты к костюмам)
- Среда: изучение национального фольклора;
- Четверг: национальные игры, забавы;
- Пятница: этнический фестиваль.
Третий этап важен, так как создаётся праздничное настроение. Ведётся активная работа по всем направлениям, так как включение зрительного, музыкального ряда, создание имитированной среды, театрализации, выставок-презентаций и использование многих других средств, стимулируют эмоциональную сферу ребёнка, способствуют созданию яркого образа культуры и быта народов.
Фестиваль открывают весёлые скоморохи, приглашают «делегации гостей» на «Фестиваль дружбы народов». Гости приветствуют друг друга на разных языках. На фестивале собираются все этнические группы, каждый в своем национальном костюме, презентуют блюдо своей национальной кухни, проводят игры, поют песни, рассказывают о традициях.
Финалом этнокультурного фестиваля стал хоровод дружбы и награждение делегаций по номинациям:
- «За вклад в сохранение духовной материальной культуры»;
- «За содействие укреплению дружбы разных народов»;
- «За творческий подход в представлении делегации».
4. Аналитический этап. Полученный положительный эмоциональный заряд во время этнокультурного фестиваля дал возможность всем участникам осмыслить историю, культуру, традиции своего народа и представителей других этносов. Подводя итоги этнокультурного фестиваля, мы хорошо понимали, что воспитание межкультурной толерантности, уважения к жизни и быту другого народа – это кропотливая и повседневная работа. Но если в душах и сердцах участников фестиваля во время подготовки и проведения зародились зернышки познания о том, как жили и чем живут представители других этносов рядом с нами, завязалась дружба, общение между различными делегациями, значит – фестиваль был интересен, полезен и имеет право на будущее.