Султанова Айгуль Замиловна
учитель начальных классов
Филиал МБОУ Кичучатовская СОШ в селе Чупаево, село Чупаево
На сегодняшний день существуют очень много инновационных технологий в образовании, каждый имеет право выбора. Почему же вводятся эти технологии? Заинтересовать, шагать в ногу со временем. Ведь простой урок может быть скучным, а если внести инновации, то урок приобретает совершенно другой вид. Главной проблемой на уроках и во внеурочной деятельности является развитие познавательных способностей младших школьников. Это проблема обусловлена современными требованиями, направленными на индивидуальное развитие личности каждого ребенка. Основная идея: развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Работая над этой проблемой, я пришла к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности.
Я работаю в малокомплектной школе, параллельно виду два класса. Исходя из опыта могу сказать, уровень подготовки к школе, у всех детей разный.
Что требует индивидуальный подход к каждому ребенку. Родители учащихся также с разными мнениями, кто-то поддержит, кто-то понадеяться только на учителя. А модель выпускника школы одна: всесторонне развитая личность каждого обучающегося. Поэтому я поставила перед собой главную задачу своей деятельности: научить учиться каждого ученика, уметь добывать знания и пользоваться ими в конкретных ситуациях.
Самыми эффективными средствами развития познавательных способностей на уроке являются: учебно – игровая деятельность; проблемное обучение; использование ИКТ; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах.
Побудить учащихся к активизации, позволяют нестандартные формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Материалы стандартных уроков могут быть скучными, а нестандартные могут оставлять много эмоций. Проблемные ситуации всегда остаются выигрышными, так как они способствуют активизированию мыслительной деятельности учащихся и ознакомления с методами исследовательской деятельности.
Следующая интересная инновация это интеграция занятий. знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированный подход играет немаловажную роль. При таком подходе знания должны опираться на субъективные опыты, интересы, ценности ученика. В результате такого подхода каждый ученик уходит домой, получив новое знание, а дома он еще раз закрепляет полученное на уроках.
На своих уроках я использую много интересного занимательного материала. Это помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление. Форма работы разная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор “подслушанных в природе разговоров” между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Большую роль играют дидактические игры. С помощью таких игр дети учатся сравнивать, наблюдать, делать обобщения. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля.
На своих уроках использую презентации, детям очень интересно увидеть, прочитать, прослушать информацию. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Большую роль играет и внеурочная деятельность. Я работаю по четырем направлениям внеурочной деятельности, которые включают в себя: «Орлята России, разговоры о важном, функциональная и финансовая грамотность»,
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика обучения учащихся. Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Дети с интересом посещают нестандартные уроки. Качественно готовятся к урокам, развивают творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных республиканских конкурсах.
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Ежегодно мои ученики принимают активное участие в муниципальных, региональных, республиканских и всероссийских конкурсах, являются призерами и дипломантами 1,2, 3 мест.
Инновации, которые я использую на уроках показывают успешные результаты. Поэтому не надо бояться вносить инновации, нужно действовать, ведь знания учащихся находятся в наших руках.