Майданова Татьяна Владимировна
воспитатель
ГАОУ «Школа Иннополис», г. Иннополис, Верхнеуслонский р-н, Р.Татарстан
УДК 371.3
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Майданова Татьяна Владимировна
Tatyana Vladimirovna Maydanova
Воспитатель ГАОУ «Школа Иннополис» ДО
Educator at GAOU “School Innopolis” DO
Р. Татарстан, г. Иннополис, Квантовый Бульвар 2, 420500
+79091270066
Аннотация: статья посвящена формированию мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста при обучении в образовательных учреждениях. Автор представляет интерактивную мотивационную программу собственной разработки.
Abstract: The article is devoted to the formation of motivation in preschool and primary school children during their education in educational institutions. The author presents an interactive motivational program of their own development.
Ключевые слова: мотивация, воспитание, интерактивные методы обучения, диагностика.
Key words: motivation, upbringing, interactive teaching methods, diagnostics.
К большим целям маленькими шагами!
Воспитанники детских дошкольных учреждений часто имеют ряд проблем с мотивацией к обучению и развитию умений и навыков. Это может быть недостаток интереса, когда дети не видят ценности в том, что они учатся. Некоторые предметы или задания могут казаться им скучными или неинтересными. Если дети сталкиваются с задачами, которые слишком сложны для них, они могут разочаровываться терять мотивацию. Если задания слишком просты, дети могут принять их как что-то, что они уже умеют или что им не интересно. Иногда дети не понимают, зачем им нужно учиться или развиваться, они могут не видеть смысла в своих действиях на занятиях в группе. И так далее.
Для решения вышеописанных проблем мной была разработана интерактивная мотивационная программа «ИнноДетки» – образовательная платформа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая предоставляет доступ к обучающим материалам, играм и заданиям, помогая детям стать успешнее в освоении знаний, умений и навыков, получаемых в детском саду. Она разработана с учетом современных технологий и методик обучения специально для детей, которые только начинают свой путь в образовании. Программа использует интерактивные методы обучения, делающие процесс обучения более увлекательным и эффективным для дошкольников.
Одним из ключевых элементов программы является ее модульность. Программа состоит из нескольких модулей, каждый из которых посвящен определенной теме. Например, один из модулей посвящен развитию речи, другой – развитию мелкой моторики, третий – развитию социальных навыков и так далее. Программа помогает детям развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в детском саду. Например, дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми, следовать правилам и распорядку дня, решать проблемы и многое другое. Кроме того, программа «ИнноДетки» предоставляет родителям возможность отслеживать прогресс своих детей. Родители могут получать отчеты о том, какие задания выполнялись и какие результаты были достигнуты. Это позволяет им контролировать процесс обучения своих детей и помогает им поддерживать мотивацию ребенка. В целом, программа «ИнноДетки» является эффективным инструментом для развития навыков, необходимых для успешной адаптации в детском саду. Она помогает детям стать более уверенными в себе, социально адаптированными и успешными в образовании, настойчивыми и целеустремленными, что является важным фактором для достижения успеха в будущем.
Методика интерактивной мотивационной программы для дошкольников «ИнноДетки»
- Цель: помочь детям развить интерес к различным областям познания, социальной коммуникации средствами цифровизации образовательной среды.
- Внутреннее наполнение:
- интерактивные задания и игры;
- мультимедийные материалы, которые подходят для возраста детей, находящихся в той или иной группе детского сада;
- награды и поощрения за успешное выполнение заданий и игр, разработанных для системной, планомерной мотивации детей;
- оценочная система для законных представителей детей;
- блок рекомендаций от педагогов учебного заведения;
- итоговый блок по оценке результатов работы программы, продуманной для понимания, какие задания и игры были наиболее эффективными для развития навыков и знаний у детей;
- блок конкурсов и соревнований между детьми для поддержки их мотивации, самостоятельности и интереса к программе;
- блок регулярных опросов среди детей и их родителей для получения обратной связи о программе и улучшении ее в будущем;
- блок отчетов о продвижении каждого ребенка, для понимания, какие знания и навыки были освоены, а какие нуждаются в дополнительной работе.
- План поэтапного обучения детей навыкам пользования интерактивной мотивационной программой, начиная со средней группы детского сада.
- Техническая карта необходимых материалов для проведения занятий, таких как мультимедийных материалов, игровых приложений на планшетах или компьютерах, проведение экспериментов или создание проектов.
Как и любая программа, «ИнноДетки» имеет свои проблемы и ограничения:
1. Ограниченный доступ: программа может быть доступна только для определенных детских садов или школ, что ограничивает ее использование.
2. Необходимость обученного персонала: для эффективного использования программы необходимо наличие обученного персонала, который будет уметь работать с интерактивными методами обучения.
3. Ограниченный контент: используемые в программе материалы могут быть неинтересны для некоторых групп воспитанников, что ведет к снижению эффективности и интереса детей.
4. Необходимость дополнительного оборудования: для использования программы могут потребоваться дополнительные устройства, такие как компьютеры, планшеты или интерактивные доски, что может быть затратным для некоторых детских садов или школ.
5. Необходимость постоянного обновления: программа требует постоянного обновления контента и методов обучения, чтобы оставаться актуальной и эффективной.
6. Ограниченный доступ для родителей: родители могут иметь ограниченный доступ к программе и ее отчетам, что может затруднить контроль за прогрессом и мотивацией ребенка.
Процесс решения проблем:
Конец формы1. Расширение доступа к программе: для решения проблемы ограниченного доступа к программе, необходимо провести маркетинговые кампании и сотрудничество с государственными и частными организациями. Также можно рассмотреть возможность предоставления бесплатного ознакомительного доступа.
2. Обучение персонала: для более эффективного использования программы, необходимо провести обучение персонала, включая ввод новых методик и стратегий обучения, а также обучение использованию программы на более продвинутом уровне. Обучение может быть проведено как в формате онлайн-курсов, так и в формате лекций и практических занятий.
3. Расширение контента программы: добавление новых игр, заданий и обучающих материалов может сделать программу более интересной и эффективной для разных групп детей. При этом необходимо учитывать интересы и потребности детей и создавать контент, который будет соответствовать их возрасту и уровню развития.
4. Предоставление дополнительного оборудования: для более эффективного использования программы, необходимо предоставить дополнительное оборудование, такое как компьютеры, планшеты или другие устройства. Это может быть решено путем бюджетного финансирования или сотрудничества с частными организациями.
5. Регулярное обновление контента и методов обучения: для сохранения актуальности программы необходимо регулярно обновлять контент и методы обучения. Это может включать в себя обновление игр и заданий, а также введение новых методик и стратегий обучения.
6. Расширение доступа для родителей: для лучшего контроля прогресса и мотивации детей, необходимо расширить доступ для родителей к программе и ее отчетам. Это может быть достигнуто через предоставление доступа к отчетам о прогрессе ребенка, а также создание сообщества родителей, которые могут обмениваться опытом и советами по использованию программы.
Выводы.
Программа мотивации детей через игры и задания является актуальной, так как она предлагает инновационный подход к обучению, который основан на использовании современных технологий и педагогических методик. Такой подход позволяет детям учиться более эффективно и интересно, что повышает их успеваемость. Внедрение программы является целесообразным, так как она может помочь решить проблему низкой успеваемости и отсутствия интереса к учебе у детей. Кроме того, программа может быть полезной для детей из малообеспеченных семей, которые не имеют доступа к дополнительному образованию. В целом, программа является инновационной и эффективной, что делает ее внедрение образовательных учреждениях целесообразным, учитывая современный запрос на цифровое образование современных детей.
БЛАГОДАРНОСТИ
Выражаю благодарность всей команде ГАОУ «Школа Иннополис» ДО за проделанную работу. Без единства взглядов и дружного участия этот проект не был бы возможен.
Особенно хочу отметить Валлиулину Ильсюяр Эльдаровну, которая внесла большой вклад в разработку интерактивной мотивационной программы, в кратчайшие сроки организовала тестирование программы с последующим её внедрением в образовательный процесс детского сада.
От всей души благодарю Дьяченко Анну Васильевну за колоссальную поддержку, помощь в вопросах касаемых детской мотивации и реализации проекта на практике.
Большое спасибо Мингазовой Александре Сергеевне, за подготовку материалов. Они продемонстрировали высокую квалификацию и профессионализм, что помогло продемонстрировать работу программы на высоком уровне.
Хочу выразить особую благодарность Гараевой Эндже Нургаяновне за проведение занятий. Их энтузиазм и творческий подход сделали занятия интересными и запоминающимися для детей.
Спасибо всем коллегам за участие в опросах среди детей и родителей! Благодаря общим усилиям была получена ценная обратная связь, которая значимо поможет улучшить программу в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Интерактивное обучение в детском саду и начальной школе” (А. Л. Коршунова, И. А. Баранова)
2. «Методика интерактивного обучения в дошкольном образовании” (Е. В. Кузнецова)
3. «Играем и учимся: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений” (А. В. Лапина, О. В. Шашкова)
4. «Интерактивные технологии в образовании” (А. А. Маслова, Н. В. Степанова)
5. «Методика работы с интерактивными технологиями в начальной школе” (Н. Е. Скоробогатова)
6. «Интерактивные методы обучения в школе и вузе” (Е. В. Шевченко, Н. В. Попова)
7. «Развиваем мышление детей с помощью интерактивных технологий” (Л. Ю. Кузнецова, Е. А. Кравченко)
8. «Интерактивное обучение в дошкольном и начальном образовании: опыт и перспективы” (С. В. Дмитриева, И. Н. Горбунова)
9. «Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании” (А. В. Кузнецов, Е. А. Смирнова)
10. «Играем и учимся: практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений” (Е. Ю. Шаталова, И. В. Попова)