Салихова Розалия Шамилевна
учитель родного языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №21», г. Набережные Челны
На сегодняшний день одним из важных условий развития учащихся является изменение школьного образования и внедрение новых образовательных технологий в процесс обучения. Перемены, происходящие в обществе, требуют усовершенствования системы образования. Тем самым, перед школой возникает задача – внедрить и эффективно применять инновационные образовательные технологии.
Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются новые подходы, поведение, педагогический менталитет. В таких условиях учителю необходимо ориентироваться в разнообразии современных инновационных технологий.
В данной работе мы рассмотрим метод игровых технологий и игры, которые можно использовать во время изучения родного (татарского) языка. Цель конкурсной работы: анализ игровых технологии, способствующих повышению мотивации учеников младших классов к изучению родного (татарского) языка.
Использование игровых технологий при изучении родного (татарского) язык среди младших классов способствуют повышению активности учащихся, поможет быстрому запоминанию и улучшению устной речи. Игра позволяет сделать учебный процесс захватывающим и интересным для каждого ребенка. Игровая деятельность на уроке родного (татарского) языка не только помогает организовать процесс общения, а также максимально приближает его к естественной коммуникации.
Во время учебного процесса можно применять такие игры, как «Диңгез ярышы» («Морской бой»), «Сүз уйлау» («Придумывание слов»), «Әйтеп бетер» («Договори»), «Югалган авазларны тап» («Найди пропущенные буквы»), кроссворды и ребусы.
Игру «Диңгез ярышы» («Морской бой») можно использовать при изучении повторении темы. Например, данную игру можно применить для повторения темы животных. В таблицу размещены слова (корабли) и ученикам нужно добавить слова в пустые ячейки (Приложение 1). Учащихся можно разделить по парам или же в группы.
«Сүз уйлау» («Придумывание слов»), игра направлена на развитие коммуникативных навыков, обработку произношения, активизацию лексических единиц. Представленная игра подразумевает командную работу. Также имеет временное ограничение, тем самым определяя границы для учащихся. Ученики придумывают слова, которые начинаются либо содержат татарские буквы (ә, ң, ө, ү, җ, һ).
Следующая игра, «Әйтеп бетер» («Договори»). Данную игру можно использовать при изучениии темы «Безнең мәктәп» («Наша школа»). Учитель говорит первую часть слова: ки…, дәф…, ак…, так… (книга, тетрадь, мел, доска).
Ребусы и кроссворды не остаются незамеченным учениками. Игра способствует повторению изученной лексики. Творческий подход и яркие картинки облегчат процесс обучения, привлекают внимание и способствуют возникновению мотивации (Приложение 2-3).
Игровые технологии способствуют приобретению новых представлений, формированию новых умений и навыков. Игра вызывает у школьников интерес, стимулирует их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создает атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения упражнений. С помощью игровых приемов, использованных на уроке, также можно сформировать дружный коллектив в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.
Благодаря игровым технологиям появляется возможность стимулирования мотивации учения, вызвать интерес. Положительной стороной игры также является то, что игра основана на ситуации. С помощью игры появляется возможность определить уровень усвоения темы, также можно сформировать дружный коллектив в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3