Колесникова Анастасия Дмитриевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Рябинушка», г. Менделеевск
Направление: программа кружка «Говорим правильно» имеет социально – педагогическую направленность и позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Актуальность программы – красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т. е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
- Программа включает работу с детьми среднего возраста и в связи с тем, что в средней подгруппе встречаются дети с речевыми нарушениями, часто практически не говорящие.
- Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т. д., требующие правильного закрепления в домашних условиях.
- Все занятия проводятся в игровой форме.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса.
Новизна программы– занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка 4-5 лет.
Уровень сложности: предлагаемая Программа разработана с учетом принципа обучения детей на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка и предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, т.е. обеспечивает стартовый уровень для всех детей.
Возраст детей. Возраст детей 4-5 лет.
Продолжительность занятий: Занятие проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня, 4 раза в месяц, с начала октября до конца мая.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – Язычок, у которого много друзей. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Язычок. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена видов деятельности, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы: артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук. Лексика -грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы су-джок терапии, самомассаж ладоней с мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Систематические занятия по данной программе способствуют: коррекции звукопроизношения; развитию просодической стороны речи, формированию слоговой структуры слова; коррекции лексико-грамматической стороны речи; формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно -развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
Особенности реализации программы – в основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Основные принципы и подходы к формированию программы
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
•Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет.
Месяц |
Тема |
Количество часов |
Сентябрь |
||
Октябрь |
1 неделя – Органы артикуляции |
1 |
2 неделя – Звук У |
1 |
|
3 неделя – Звук А |
1 |
|
4 неделя – Осень. Составление рассказа |
1 |
|
Ноябрь |
1 неделя – Звуки А-У |
1 |
2 неделя – Звук И |
1 |
|
3 неделя – Звуки А-И-У |
1 |
|
4 неделя – Звук О |
1 |
|
5 неделя – Звуки О-У. Дифференциация |
1 |
|
Декабрь |
1 неделя – Зима. Составление рассказа |
1 |
2 неделя – Звук Э |
1 |
|
3 неделя – Новый год. Составление рассказа |
1 |
|
Январь |
1 неделя – Звуки Э-И. Дифференциация |
1 |
2 неделя – Звуки А-О-У-И-Э |
1 |
|
3 неделя – Звук Ы |
1 |
|
4 неделя – Звук Ы |
1 |
|
Февраль |
1 неделя – Звуки Ы-И |
1 |
2 неделя – Звук М |
1 |
|
3 неделя – Звуки И-М |
1 |
|
4 неделя – Звук Б |
1 |
|
Март |
1 неделя – Мамин День (пересказ) |
1 |
2 неделя – Звук П |
1 |
|
3 неделя – Звуки Б-П |
1 |
|
4 неделя – Звук Д |
1 |
|
Апрель |
1 неделя – Звук Т |
1 |
2 неделя – Звуки Д-Т |
1 |
|
3 неделя – Звук Г |
1 |
|
4 неделя – Звук К |
1 |
|
Май |
1 неделя – Звуки К-Г |
1 |
2 неделя – Звук В |
1 |
|
3 неделя – Звук Ф |
1 |
|
4 неделя – Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого |
32 |
Содержание программы для детей 4-5 лет.
Тема |
Содержание |
Органы артикуляции |
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. |
Звук У |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «У», Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико- грамматических категорий. Обогащение словаря. |
Звук А |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «А». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. |
Осень. Составление рассказа |
Закреплять представление об осени и ее признаках. Закреплять употребление в речи предлогов «НА», «С». Продолжать закреплять умение использовать в речи имена существительные во множественном числе. Учить составлять простой описательный рассказ. Развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику, физиологическое дыхание. |
Звуки А-У |
Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – У». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. |
Звук И |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «И». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. |
Звуки А-И-У |
Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – И – У». Развитие слухового восприятия и внимания, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. |
Звук О |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «О». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. |
Звуки О-У. Дифференциация |
Учить правильно произносить звуки «У», «О». Учить владеть своим голосом. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. |
Зима. Составление рассказа |
Закрепить представление о зиме, ее признаках. Формировать связную речь. Учить составлять рассказ по картинному плану. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. |
Звук Э |
обучение правильной четкой артикуляции звука «Э». Развитие слухового внимания, чувства ритма. Развитие дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи., Обогащение словаря. |
Новый год. Составление рассказа |
Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать связную речь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику. |
Звуки Э-И. Дифференциация |
Учить правильно произносить звуки «Э», «И» и дифференцировать их на слух и в речи. Учить владеть своим голосом. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. |
Звуки А-О-У-И-Э |
Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У – Ы – Э». Развитие слухового восприятия и внимания, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. |
Звук Ы |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ы». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. |
Звук Ы |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ы». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. |
Звуки Ы-И |
Учить правильно произносить звуки «Ы», «И» и дифференцировать их на слух и в речи. Учить владеть своим голосом. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. |
Звук М |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «М». Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса, дыхания, темпа и координации речи и движений. |
Звуки И-М |
Обучение правильной четкой артикуляции звуков «И – М». Развитие слухового внимания, чувства ритма, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки, связной речи. Обогащение словаря. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. |
Звук Б |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Б». Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря |
Мамин День (пересказ) |
Закрепить и активизировать словарь детей по теме. Формировать связную речь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать эмоциональное отношение к Женскому празднику. |
Звук П |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «П». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа, ритма и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. |
Звуки Б-П |
Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Б – П». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, чувства ритма, темпа и координации речи и движений, логического мышления, связной речи, обогащение словаря. |
Звук Д |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Д». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. |
Звук Т |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Т». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. |
Звуки Д-Т |
Закрепление правильной четкой артикуляции звуков «Д – Т». Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков, Развитие дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. |
Звук Г |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Г». Развитие фонематического восприятия, дыхания, силы и высоты голоса, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. |
Звук К |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «К». Развитие фонематического восприятия, звуковысотного слуха, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, грамматики, обогащение словаря. |
Звуки К-Г |
Обучение правильной четкой артикуляции звуков «К», «Г». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков и их символов, Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Развитие внимания, быстроты реакции. |
Звук В |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «В». Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря. |
Звук Ф |
Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ф». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря. |
Итоговое занятие |
Итоговая диагностика |
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, формирование правильного звукового произношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка. Детей знакомят с термином «звук», «слово». Формировать представление о том, что звуки и слова произносятся в определенном порядке. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия: игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда. Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действие к предмету.
Осуществляется работа, ориентированная на правильное употребление ребёнком слов, обозначающих пространственные отношения. Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных.
Грамматический строй речи. Продолжать обучение образованию форм родительного падежа единственного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, весёлая девочка, голубое ведро). Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, дети учатся в играх, отдавая поручение зверятам, игрушкам, друзьям. Большое место отводиться обучению различным способам словообразовании на материале слов, выраженных разными частями речи. Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять их названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа. Упражнять в образовании названий предметов посуды. Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр- каркает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло -мылит). В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.
В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок. В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение говорящего к нему.
У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого им даются схемы составления совместного рассказа. Тем самым дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, 13 восклицательные).
Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Специальную роль в обучении рассказыванию играет индивидуальная работа (при описании игрушки, предмета, картинки) и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию.
Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.
Обучение детей связности высказывания совершенствует умение составлять описательные и повествовательные рассказы, использовать элементы рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.
Описание может органически включаться в повествовательный рассказ. При этом сначала идет выполнение лексических и грамматических упражнений, которые помогут детям сделать содержание рассказа занимательным и интересным.
Развитие образной речи. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
Планируемые результаты.
Контроль, учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
– чистота звукопроизношения;
– автоматизация звуков в речи;
– умение строить предложения;
– умение произносить монолог, чётко высказываться;
– умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный – проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС);
Текущий – проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый – проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:
В конце цикла занятий дети смогут:
– Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту.
– Довести произношение звуков до нормы.
– Овладеть навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох).
– Будут получаться тонкие координированные пальчиковые движения.
– Развиты фонематические представления по возрасту.
Ключевые речевые качества:
– чистота звукопроизношения,
– автоматизация звуков в речи,
– умение строить предложение,
– умение произносить монолог, чётко высказываться,
– умение вступать в диалог.
К концу года воспитанник средней группы (5 год жизни) должен уметь:
- Четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.
- Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных звуков.
- Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.
- Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
- Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
- Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть любой из вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.
- Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
- Правильно формулировать собственное высказывание.
- Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах, пересказывать короткие тексты.
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимы:
– развивающие игрушки соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи.
– картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок.
– репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Методические материалы.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми 6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж – для укрепления физического здоровья детей.
Методы:
– Наглядные;
– Словесные;
– Практические;
– Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
– Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
– Чтение и рассказывание художественных произведений;
– Заучивание наизусть. Пересказ. Обобщающая беседа;
– Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Приёмы:
1. Словесные.
2. Речевой образец.
– Повторное проговаривание.
– Объяснение.
3.Указание.
– Оценка детской речи.
4. Вопрос.
– Наглядные.
– Показ иллюстративного материала.
-Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
5. Игровые.
– Игровое сюжетно-событийное развертывание.
– Игровые проблемно-практические ситуации.
– Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
– Имитационно-моделирующие игры.
– Ролевые обучающие игры.
– Дидактические игры.
Средства реализации программы.
1. Общение взрослых и детей.
2. Культурная языковая среда.
– Обучение родной речи на занятиях.
– Художественная литература.
Список литературы.
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
4. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. – Юнвес, 2001 г. – 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
8. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
9. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.