Романова Елена Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7», г. Лениногорск РТ
Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Структура творческой активности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.
Основными показателями творческой активности детского возраста выступают предпосылки:
-мотивационных,
-содержательно-операционных,
-эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности,
-наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности,
-желание активно включаться в творческий процесс,
-усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях,
-способность к фантазированию и воображению,
-умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца,
-появление настойчивости, старательности, добросовестности;,
-проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности с дошкольников в дошкольном учреждении и семье:
-обогащение его яркими впечатлениями,
-обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Особое значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов: Н. К. Крупской, В. Д. Сухомлинского, Т. И. Осокиной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной и др. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его всестороннего развития в процессе разнообразных занятий, выбранных самим дошкольником.
По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях дошкольного образовательного учреждения досуговой деятельностью являются: игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Досуговая деятельность – это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру. [27]
Досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения – важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей духовных, нравственных и художественно-эстетических ценностей.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек [4, с. 96].
При организации досуговой деятельности детей педагог руководствуется психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры ребенка. По нашему мнению, основными являются деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания, принцип нравственно-эстетической направленности.
Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в досуговой, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Алгоритм конструирования и организации досуга реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.
Досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора ребенка предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей.
Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. [Венгер А.А. Педагогика способностей ].
Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности.
Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. [Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность ].
Список использованной литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 2004. 60стр.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.: Флинта, 2008. – 144 с.
3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2007. 92стр.
4. Смолярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. псих.наук. – М., 2003. – 216 с.
5. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности. Дис. канд. псих.наук. – М., 2006.
6. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2008. – №4. – с. 123-135.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 2006. – 136 с.