Градусова Людмила Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением некоторых предметов» НМР РТ, г. Нижнекамск
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках литературы.
Задачи:
– продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
– прокомментировать эффективность применения данных приемов;
– отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведенной работой.
Когда мне предложили участвовать в конференции, я подумала о литературном чтении, так как именно читательская грамотность является базовой основой для формирования всех других видов функциональной грамотности.
Я преподаю в 4 классе, по программе предусмотрено изучение произведения М.Твена «Приключения Тома Сойера». Поэтому на примере этого произведения хочу показать некоторые приемы, которые использую в своей работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Прием «Афиша» – творческий элемент, который позволяет заинтересовать детей, развивать креативное мышление, познавательную, мыслительную активность и сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
– На что мы обращаем внимание, когда видим перед собой афишу?
Данный прием предполагает поиск ответов на вопросы:
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КТО?
– Итак, посмотрите на афишу, и попробуйте сказать, какую информацию можно получить, рассмотрев афишу?
Также можно предложить учащимся сформулировать тему урока
Давайте познакомимся с автором произведения. (М.Твен– портрет)
– Узнайте писателя.
– Прочитайте интересные факты из жизни М.Твена.
Для контроля или обобщения прочитанного можно использовать прием «Ловушка». Дети исправляют неточности. Если у ученика есть ошибки, то тот соответственно попадает в ловушку. Пример такого задания на слайде.
При чтении произведения учащиеся сталкиваются с незнакомыми словами, значение которых им неизвестно, поэтому на уроках предлагаю задание «Подбери соответствие», где учащиеся находят новым словам соответствующее значение. Подберите к данным словам соответствующее значение.
Обычно после прочтения текста учитель задает классу вопросы, чтобы проверить, как ученики поняли содержание. Однако гораздо больший эффект мы получим, если научим ребят самих задавать вопросы по прочитанному. Зачем это нужно? Умение отвечать на вопросы – это репродуктивный способ получения информации. Умение задавать вопросы – это деятельностный подход. … Прежде чем задать вопрос, ученик должен осмыслить содержание, осознать цель задаваемого вопроса, подобрать правильное вопросительное слово и лишь потом уже сформулировать сам вопрос.
Чтобы дать характеристику главным героям, мы используем приём «Уголки». Учащиеся дают характеристику как положительных, так и отрицательных сторон героев. Пример такого задания на слайде.
Что случилось с этими героями, подходят ли данные нами характеристики героям, мы узнаем после прочтения произведения. Таким образом, мы пробуждаем в детях читательскую активность, вызываем желание прочитать произведение.
Итог мастер-класса.
– Считаю, что использование на уроках литературного чтения указанных приемов дает положительный результат, способствует более прочному усвоению учебного материала, у обучающихся формируются навыки мышления, развиваются аналитические способности.
Рефлексия.
Уважаемые педагоги, завершая свой мастер – класс хотелось бы узнать ваше мнение, для чего предлагаю каждому выбрать краску определенного цвета и покрасить забор.
Красный цвет – было полезно и интересно
Оранжевый цвет – приемы можно применять в своей работе
Желтый цвет – было недостаточно информации
– По вашим ответам видно, что преобладает _______ цвет. Это говорит о том, что для вас было много важного и интересного, данные приемы будете применять в своей работе.
Возвращаясь к нашей афише, хочется сказать, что Том Сойер – символ непокорности, постоянного поиска чего-то нового и неизведанного. Желаю вам, экспериментировать, дерзать, гореть самому, зажигая других!
Спасибо за внимание! Надеюсь, мой опыт будет полезен вам в работе.
Библиография
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социологические исследования, № 5, Май 2007.
3. Мещерякова И.А. Психологический словарь// Электронный ресурс: http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost.
4. Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. //Электронный ресурс: http://www.inform.kz/rus/article/2478586.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология// М.: Педагогика, 1991.
6. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов.
7. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading.
8. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению “Начальная школа: плюс–минус”, № 10, 1999.
9. Решу ВПР // Электронный ресурс.
10. Таксономия Блума. // Электронный ресурс: http://strenadko.ucoz.ru/publ/ikt/piramida_bluma_taksonomija_bluma_romas….